Как выяснилось после войны, противнику удалось перехватить
и расшифровать
то радиодонесение в Полярное, которое послал Лунин в свой
штаб, сообщив
точные координаты "Тирпица". Немцы перехватили
и донесение английской лодки
"Аншейки", пропустившей "Тирпица"
мимо себя. Вслед за этим Уайтхолл объявил
германскому флоту "электронную войну". Мощные
глушительные установки, о
силе которых немцы еще не догадывались, расстроили работу
немецких
радиостанций, связь Берлина с Норвегией прервалась.
"Тирпиц" тоже попал под удар "электронных
бомб": его рация заглохла на
рабочих частотах, а из паники хаотических звуков, загромождавших
эфир,
словно мусором загородную свалку, радисты немецкого флагмана
сумели выудить
лишь два страшных префикса, которые Редер адресовал Шнивинду,
- это были
секретные сочетания: КР-КР... Они оздачали, что "Ход
конем" безнадежно
провалился. Впрочем, Шнивинд и сам понимал это...
Высокопарные разговоры фюрера о "дорогих игрушках"
закончились обычным
утверждением Гитлера, что дальнейший риск с линкорами
недопустим, и
"Тирпиц" закончил свою жизнь на унизительном
приколе, ремонтируясь в узком
чулке Ко-фьорда, который является ответвлением гигантското
Альтен-фьорда.
Результат, лунинской атаки превзошел все ожидания: "Тирпиц"
в дальнейшем
оказывал на Северном театре лишь моральное воздействие
на своих
противников, а в океан он вылез только однажды - для обстрела
угольных шахт
Шпицбергена. Но он еще продолжал воздействовать на английский
флот как
неустраненная угроза, которая в любой момент способна
из потенциальной
перерасти в угрозу ощутимо материальную. Далее, на протяжении
двух лет; все
попытки британцев сводились к уничтожению "Тирпица",
причем попытки эти
были весьма хитроумны.
Англичане построили малюсенькие подлодки, которые моряки
называли
блохами. В ночь на 23 сентября 1942 года эти "блохи"
покусали "Тирпица",
когда он дремал на приколе в теснине между скалами (от
взрыва торпеды была
нарушена центровка гребных валов). А вскоре Home Fleetly
удалось
расправиться в открытом бою с другим немецким линкором
- "Шарнхорст". Битва
во мраке полярной ночи, почти целиком построенная на технике
радиолокации,
разыгралась в зоне Северного флота; англичане уходили
в бой из нашей бухты
Баенга, туда же и вернулись после победы. Свидетелями
этой беспримерной
дуэли, вроде секундантов, были наши подлодки, причем "К-21"
снова выходила
в атаку...
Я хорошо помню возвращение линкора "Дюк-офИорк"
в Кольский залив, помню
резкую сухощавую фигуру британского адмирала Фрейзера,
помню ряды носилок
вдоль заснеженных пирсов Баенги, на которых под одеялами
лежали раненые
матросы с геройского крейсера "Ямайка". Наш
эсминец выходил в море для
встречи победителей, как положено - с музыкой, имея на
борту сводный
оркестр. Но когда из мглы океана выросла несуразная глыба
"Дюк-офИорка", на
палубу смог вылезти только один барабанщик (весь нежно-зеленого
цвета). Как
бы он ни был талантлив, но он не брался исполнить на барабане
сложную
вариацию "Боже, храни короля...". А все флейты,
тарелки и даже неустрашимый
геликон валялись сейчас вповалку на рундуках наших кубриков
- укачались!
Отдавая союзникам все, что имел, Северный флот в эти дни
сидел буквально
на голодном пайке: британская эскадра забрала у нас последние
запасы -
10000 тонн мазута. Североморцы обеспечивали англичанам
оперативные тылы по
потоплению "Шарнхорста", и потому вице-адмирал
Головко с большим почетом
был принят адмиралом Фрейзером на борту линкора "Дюк-оф-Иорк",
причем
начало этой встречи приобрело анекдотический характер...
После всех торжественных церемоний Фрейзер спросил Головко:
- Известно ли адмиралу, что я уже бывал в России и сражался
против
большевиков?
Арсений Григорьевич, конечно, был подготовлен к свиданию,
заранее
предупрежден, что Фрейзер участвовал в интервенции.
- Знаю, - отвечал Головко с улыбкой. - Осенью восемнадцатого
года вы,
адмирал, были на Каспии... Там вас и взяли в плен!
Фрейзер был удивлен осведомленностью Головко.
- Но есть один факт в моей биографии, о котором вы, доблестный
адмирал,
вряд ли слышали... Большевики посадили меня в свою ужасную
тюрьму! Известно
ли вам об этом?
Головко сознался, что даже об этом прискорбном случае
он достаточно
осведомлен.
- А знаете ли вы, что я чрезвычайно благодарен большевикам
именно за то,
что они меня посадили в тюрьму?
Вот тут Головко растерялся с ответом...
- Да,- продолжал Фрейзер, поправив хрусткую, как рафинад,
ослепительную
манжету, - я до седых волос благодарен большевикам. Они
меня посадили в
тюрьму, где держали на таком скудном рационе, что моя
язва желудка, которой
я страдал смолоду, окончательно залечилась, и с тех пор
я уже никогда не
болею. (Это правда. Б.О. Фрейзер, впоследствии первый
лорд Британского
адмиралтейства, скончался совсем не давно - в. 1981 году,
в возрасте
девяноста трех лет.)
Фрейзер от души благодарил Головко за помощь, оказанную
Северным флотом
флоту британскому, а Черчилль поблагодарил Сталина за
сердечность
североморцев, которые столь доброжелательно встретили
и проводили
английских моряков эскадры адмирала Фрейзера...
Американский исследователь морской войны С. Морисон назвал
этот период
так: "Шумное веселье в высоких широтах". Верно,
что в арктических водах
было тогда и шумно, и весело. По рейдам шныряли шлюпки
под разноцветными
парусами, опорожненные бутылки из-под виски так и порхали
в иллюминаторы,
вовсю ревели аккордеоны в руках британских матросов. Нам
же было тогда
весело от ощущения той победы, которая от руин Сталинграда
близилась к
развалинам Мурманска. Скоро началось мощное наступление
на врага в
Заполярье.
Искусанный "блохами", линкор "Тирпиц"
перетащился в Тромсе, где его
поставили на мелководье. Рефулеры намыли под гигантом
насыпи песка, чтоб он
не перевернулся. Но теперь за флагманом Гитлера следили
глаза норвежцев -
героев Сопротивления, активно сотрудничавших с нашей разведкой.
Северный
флот взял на себя и обеспечение "челночной"
операции по уничтожению
"Тирпица". Для англичан прибыли из США особые
фугаски "Block Buster" (весом
каждая около шести тонн). Сорок один британский самолет
типа "ланкастер"
поднялся с аэродрома Архангельска, чтобы приземлиться
уже в Лондоне. В
середине своего маршрута, пролетая над Тромсе, "ланкастеры"
своими
фугасками разделали "Тирпица" с небес как бог
черепаху. Фашистский флагман
все-таки перевернулся (!) кверху килем, и 1200 человек
команды задохнулись
в броневой коробке линкора, не в силах выбраться наружу
из глубин его
бездонных отсеков.
Это случилось уже осенью 1944 года. После войны союзники
"подарили"
Норвегии гигантский корпус гитлеровского линкора. Обычно
о кораблях,
пущенных на слом, моряки говорят: "Пошел на патефонные
иголки..." С
"Тирпицем" же случилось совсем иное: его стальной
корпус пошел на выделку
дамских булавок и шпилек. От великого до смешного - один
шаг!
Однако сейчас еще год 1942, в пыли и жаре идут по Задонщине
наши усталые
солдаты, враг захватывает громадные территории нашей страны,
а командование
Северным флотом ждет подхода к своим портам каравана PQ-17...
Вскоре вице-адмирал Головко обратил внимание, что британский
атташе Фишер
ведет себя как-то странно. При встрече он отводит глаза,
краснеет... Да,
да, он краснеет! Кажется, это не к лицу бывшему командиру
линкора
"Бархэм"... "Что же там у них могло случиться?"
Впрочем, такое поведение
союзников было для Головко не новостью: точно так же краснели
они в феврале
- после прорыва линейных сил Германии из Бреста.
"Неужели и сейчас что-то отмочили?" - думал
Головко.
Пагубный приказ о рассредоточении судов PQ-17 до сведения
штабов
Полярного англичанами доведен еще не был. В эти дни четыре
наших эсминца,
вспарывая волну ножами форштевней, ушли далеко в блеск
океана, чтобы
встретить корабли PQ-17. Котельные установки мощно ревели,
содрогая теплые
палубы, насыщая паром лопатки турбин. В развернутых на
ветер вентиляторах
бушевали ураганы горячих сквозняков. В щелканье указателей
в жужжащем хоре
автоматов и визиров чуялась неусыпная готовность кораблей
к бою -
готовность э 1.
Но эти эсминцы никогда не встретят PQ-17...
Потому что этого каравана уже не было!