В настоящей работе нагрузка приводится в принятых в австро-венгерском
флоте метрических тоннах (1 т = 1000 кг), длина в миллиметрах
и метрах. Дистанции артиллерийского огня, в соответствии
с практикой тех лет, указываются в артиллерийских кабельтовых
(183 м), скорость хода - в морских узлах (1 уз. = 1852 м/ч),
толщина бронирования - в миллиметрах. Вся броня толщиной
более 75 мм является поверхностно-уп-рочненной ("крупповской
цементированной"). Написание толщины бронирования через
знак "+" показывает число отдельных слоев брони
в данном элементе бронирования. При обо-значении конкретной
модели артиллерийской системы после калибра через косую
черту обозначается длина орудия в калибрах (в австрийском,
германском, русском и американском флоте - расстояние от
дульного до казенного среза; в английском, японском и итальянском
- от дульного среза до дна ближнего к затвору картуза с
порохом). Наименования палуб, во избежание путаницы, приводятся
в соответствии с принятой для русского флота системой. Сравнение
ее с тогдашней австрийской системой приводится ниже.
Австрийский флот |
Русский флот |
Верхняя палуба (Oberdeck) |
Верхняя палуба |
Батарейная палуба (Batteriedeck) |
Средняя палуба |
Средняя палуба (Mitteldeck) |
Нижняя палуба |
Промежуточная палуба
(Zwischendeck) |
Кубрик |
Нижняя палуба платформы
(Unterer Raum) |
Платформа |
Грузовая палуба (Stauung) |
Трюм |
В настоящем выпуске использованы фотоиллюстрации из сле-дующих
книг: W.Aichelburg et al, "Die Tegetthoff-Klasse: Osterreich-Ungarns
grosse Schlachtschifle"; P.J.Kemp, "Austro-Hungarian
Battleships"; E.F. Sieche, "Die Schlachtschiffe
der K.u.K. Marine", a также журналов "Warship
International" № 1/1973 и № 2/1991. Полные выходные
данные изданий приведены в списке литерату-ры на с.32.
Из документальных киносвидетельств, запечатлевших за долгую
историю морских войн уход на дно сотен кораблей, нет, наверное,
более драматичного, чем снятая на пленку гибель австро-венгерского
дредноута "Сент Иштван". На подрагивающих кадрах
немой киноленты отчетливо видно, как огромный корабль медленно
оседает все ниже и ниже, вначале незначительный крен нарастает,
еще мгновение - и исполинский корпус заваливается на борт
и переворачивается вверх днищем. Через несколько секунд
сотни черных точек - человеческих голов усеивают все пространство
вокруг погружающегося в морскую пучину корпуса линкора...
Эта трагедия произошла в июне 1918 года, а спустя пять
месяцев флот двуединой монархии пережил гибель еще одного
своего дредноута - флагмана флота "Вирибуса Унитиса".
Уже под занавес Первой мировой войны итальянские боевые
пловцы пустили его на дно в главной базе австрийского флота,
взорвав под ним мину с часовым механизмом. Совсем так же,
как "Сент Ишт-ван", линкор повалился на правый
борт и скрылся под водой в течение 14 минут, унеся с собой
жизни почти 400 моряков, уже праздновавших наступление мира...
|