Линкоры типа "Вирибус Унитис" получили турбинную
двигательную установку двух сильно отличающихся между собой
типов - весьма редкий факт в эпоху дредноутов, когда вопросу
идентичности внешнего вида и внутреннего устройства кораблей
одной серии придавалось особое значение. Причиной этого
стала, конечно же, постройка "венгерского" дредноута
на спешно оборудованной новой верфи, не имевшей опыта судового
машиностроения и связанной с предприятиями, подконтрольными
Англо-австрийскому банку.
На первых трех кораблях - "Вирибусе Унитисе",
"Тегетгофе" и "Принце Ойгене" установили
прямоприводные турбины Парсонса постройки СТТ, работавшие
на четыре вала. Пар вырабатывали 12 тонкотрубных двухтопочных
котлов "Ярроу" с давлением пара 18,5 атм. Общая
площадь нагрева составляла 4903,8 м2. Котлы располагались
по шесть в двух котельных отделениях, между которыми проходила
поперечная переборка. Расчетный расход топлива определялся
в 20,25 т/ч на полном ходу (20,5 уз.) при общей мощности
на валу 25 000 л.с. Дальность пла-вания - 4200 морских миль
10-узловым ходом.
Вместимость угольных ям - 1148,1 т нормального угля, который
мог быть заменен угольными брикетами Никсона общим весом
1400,4 т. С учетом запасных бункеров количество топлива
можно было увеличить до 1536 т угля или 1871 т брикетов
Никсона. В официальном своде весов линкора в нормальном
грузу приводится цифра в 1563,3 т угля. Помимо этого, корабли
принимали по 162,6 т нефти (для распыления поверх горящего
слоя угля при движении пол-ным ходом). Запас котельной воды
составлял 168 т.
Двигательная установка "Сент Иштвана", изготовленная
на будапештском заводе компании "Ганц и К°-Данубиус",
состояла из 12 котлов также английской системы "Бабкок-Уилкокс"
с давлением пара 18 атм. Они приводили в действие два турбоагрегата
системы "Кертис-АЭГ", работавшие на два вала,
поэтому "венгерский" дредноут имел только два
трехлопастных винта диамет-ром 4000 мм при шаге 3220 мм,
а не четыре, как у его "австрийских" собрать-ев
(2750 мм и 2600 мм соответственно). Сходство оставалось
только в материа-ле - винты всех четырех дредноутов от-ливались
из марганцевой бронзы.
Во время окончательной серии пробегов на полную мощность
15 апреля 1913 года "Тегетгоф" при водоизмещении
20 280 т, мощности на валу в 24 300 л.с. и 164 оборотах
в минуту развил скорость 20,3 узла, почти достигнув тем
самым проектных характеристик. Оба его собрата с машинами
СТТ показали схожие результаты: "Вирибус Унитис"
- 20,41 узла (при 20 275 т, 27 200 л.с.; пробег 18 сентября
1912 г.), "Принц Ойген" - 20,28 уз. (при 20 373
т, 26 200 л.с.). Как видно из этих цифр, данные испытаний
немного не дотянули до расчетных - 20,5 узла при мощности
на валу в 25 тыс. л.с. Это можно было бы отнести на счет
недостаточной опытности кочегаров на момент вступления кораблей
в строй, однако и в период службы линкоры так никогда и
не достигли проектной скорости.
Что же касается "Сент Иштвана", то данных о его
испытаниях нет, поскольку в связи с вступлением в строй
поздней осенью 1915 года приемные испытания этого линкора
по полной программе не проводились. Однако в различных документах
не раз отмечалось, что этот корабль в походах "постоянно
отставал", что косвенно характеризует работу его двигательной
установки.
|