В состав электрических вспомогательных устройств корабля
входили четыре турбогенератора мощностью по 300 кВт с напряжением
120 В, имелся также один дизель-генератор в 75 кВт. Каждый
корабль оснащался 500-ваттной радиостанцией "Телефункен"
дальнего действия и двумя телеграфами Морзе, для действия
которых предусматрива-лись большая и малая антенны, а также
аппаратом ночной связи системы Селльнера усовершенствованной
модели. В состав навигационных средств входили три гирокомпаса
Аншютца. Корабль имел мощную водоотливную систему об-щей
производительностью 6000 т/ч.
Рулевое устройство состояло из двух параллельных полубалансирных
рулей (площадь пера 17,5 м2), установленных в плоскости
внутренних валов. Наиболь-ший угол отклонения рулей от диамет-ральной
плоскости составлял по 35" на каждый борт. Оси винтов
двухвального "Сент Иштвана" не совпадали с плос-костью
его рулей, поэтому поворотли-вость корабля изначально оценивалась
как худшая по сравнению с тремя его собратьями. В шлюпочное
вооружение входили один адмиральский моторный катер (вес
13 т, двигатель 103 л.с., ход 11,5 уз.), один моторный командир-ский
катер (8,5 т, 60 л.с., 9,5 уз.), один рассыльный моторный
катер (5 т, 40 л.с., 9,5 уз.), один гребной баркас с мотором
(12,8 т, 26 л.с., 6,7 уз.), такой же баркас без мотора,
большой гребной спасательный катер, четыре малых гребных
катера, две гички, две складные шлюпки, четыре средних и
четыре малых яла для работ у борта. Моторные катера и моторно-гребной
баркас размещались на рострах между второй трубой и грот-мачтой,
второй гребной баркас - справа от второй трубы. Все эти
тяжелые шлюпки подавались за борт двумя 13-тонными кранами.
Мелкие гребные суда спускались на воду своими шлюпбалками:
спасательный катер - по правому борту, гички - на юте, а
ялы - в носу и середине корпуса. Полный вес всех шлюпок
составлял 41,12 т.
Якорное устройство каждого дредно-ута состояло из трех бесштоковых
яко-рей Тайзака-двух становых каждого борта в 8280 и 8240
кг и одного 8200-кг запасного в носу по правому борту (ка-либр
цепного каната для всех трех 70 мм); верпа Тайзака в 3040
кг в корме по правому борту (канат 47 мм), а также двух
малых адмиралтейских якорей со штоком в 1500 и /Ь1 кг по
левому бор-ту. Становые якоря обслуживались каж-дый своим
шпилем на баке. Полный вес всех якорей - 30 01.1 кг, а вес
якорей вместе с канатами - 99 239 кг. Почти 35 т весили
якорные шпили, стопоры, клюзы и прочее якорное оборудование.
|