Зарубежная военно-морская литература изобилует обстоятельными
и подробными описаниями катастрофы с "Сент Иштваном",
однако, несмотря на огромное количество мемуаров и исследовательских
работ, до сих пор точно не ясно, как в реальности могла
произойти встреча итальянских торпедных катеров с австрийскими
дредноутами. Затрудняет ответ на этот вопрос то обстоятельство,
что все официальные бумаги штаба командующего флотом (Flotten-kommando
Akten), хранившиеся в Поле, после подписания перемирия бесследно
исчезли.
Известно, что Верховное главнокомандование австро-венгерской
армии планировало грандиозную наступательную операцию на
сухопутном фронте в Италии. Назначенное на 15 июня 1918
года одновременное наступление войск на всем участке от
Тирольских Альп до устья Пиаве должно было принести двуединой
монархии долгожданную победу.
Причем мощный удар с суши планировалось провести в сочетании
с подобным же ударом во фланг с моря, что при благоприятном
стечении обстоятельств могло поставить Италию на колени.
Однако в итоге амбициозный замысел потерпел полный провал.
Перешедшая в наступление армия так и не смогла достичь решительного
успеха на фронте. Флот же вообще не оказал сухопутным войскам
никакой поддержки, а вместо этого был привлечен к крайне
несвоевременной операции против Отрантского противолодочного
барража. Как вообще оказалась возможной подобная вопиющая
несбалансированность между действиями армии и флота в столь
решительный момент?
Мемуарные и документальные источники по истории австро-венгерского
флота обычно приводят при объяснении действий командующего
флотом Хорти два довода. Во-первых, потери австрийских и
германских подводных лодок на заграждениях барража, где
союзники воздвигли мощную преграду из сетевых заграждений
и минных полей, прикрываемых патрульными дрифтерами, требовали
его скорейшего прорыва. Во-вторых, выход в море всех наличных
сил флота признавался совершенно необходимым для поднятия
боевого духа экипажей застоявшихся в базе тяжелых кораблей.
"Мне было ясно, что лучший способ восстановить дисциплину
на флоте, - писал в своих воспоминаниях Хорти, - это повести
корабли в бой - точка зрения, вполне разделяемая - я это
твердо знал - моими коллегами в германском флоте. Матросы,
которые еще не слышали гневных раскатов залпов, должны были
стряхнуть с себя оцепенение. Я решил поэтому вывести флот
в море и снова предпринять попытку прорыва блокады у Отранто.
В этой операции должен был принять участие весь флот, поскольку
было совершенно ясно, что после 15 мая 1917 года (в этот
день австрийские легкие крейсера "Сайда", "Новара"
и "Гельголанд" нанесли удар по патрульным судам
Отрантского барража.-Авт.) противник бросит в бой свои броненосные
крейсера для того, чтобы хотя бы перехватить наши силы на
отходе. Я считал, что наш флот будет способен окружить и
уничтожить их".
Теперь слово биографу Хорти О.Рюттеру: "Получив разрешение
от адмирала Кейля, он начал строить планы и посвятил в них
только 12 ближайших офицеров. Однако даже в этом случае
нельзя исключать возможность утечки информации. В составе
австро-венгерского флота не имелось штабного корабля, как
это было заведено у германского союзника в Вильгельмсхафене,
на котором производилась вся разработка секретных операций
флота. Хорти разрабатывал свои планы в стенах его собственной
каюты на "Вирибусе Унитисе", где имелся единственный
стол подходящих размеров, чтобы разложить на нем все оперативные
карты. В течение служебного дня требовалось его постоянное
участие в решении множества текущих вопросов, так что совещания
обычно проходили ночью, и даже если ни один непосвященный
не мог слышать, о чем именно там говорилось, все равно было
ясно, что что-то замышляется. Итоговый план заключался во
внезапной атаке на пролив силами крейсеров и
эсминцев, в то время как обеспечивающие их линкоры должны
были прикрыть последующий отход (легких сил) активными действиями
против любых кораблей противника, которые могли выйти наперехват
из Валоны или Бриндизи. Все корабли, привлеченные к участию
в операции, должны были занять исходные позиции к атаке
на рас-свете 11 июня".
В общем, утечка информации на противоположный берег Ад-риатики
отнюдь не исключается - тем более, что новость о немедленном
приказе о возвращении из увольнения моряков флота в течение
4-6 июня облетела все далматское побере-жье. Привлекло внимание
и то, что с тяжелых кораблей начали свозить горючие материалы
и предметы, не обязательные в боевом походе. Впрочем, возможно
также, что это могла быть и дозированная хитрость, примененная
австрийцами для отвлечения внимания противника от приготовлений
своей сухопутной армии.
И все же, несмотря на веские подозрения в том, что план
готовившейся операции вполне мог стать известен противнику,
оценка всех обстоятельств в реально последовавшей цепи событий
приводит к заклю-чению, что фатальное столкновение могучих
дредноутов с крошечными итальянскими торпедными катерами
все-таки было делом случая...
Все четыре дредноута составляли единую группу поддержки
легких сил. В соответствии с требованиями наиболь-шей скрытности,
они должны были по-кинуть Полу двумя парами.
Первыми вышли в море "Принц Ойген" и флагманский
"Вирибус Унитис", на борту которого находился
командую-щий контр-адмирал Хорти со всем штабом флота. На
корабль также были предусмотрительно приглашены журналисты
- их главной задачей являлось подробное освещение в прессе
предстоящей победы Хорти, а также киносъемочная группа.
Корабли покинули рейд днем 8 июня, как будто намереваясь
провести обычные учебные стрельбы в канале Фазаны. Ночью
они проследовали вдоль далматского побережья к заливу Таджер,
где укрылись на светлое время суток. В течение следующей
ночи отряд совершил еще один переход в небольшой отдаленный
залив Слано, к северу от Рагузы.
Второй отряд, состоявший из "Сент Иштвана" и "Тегетгофа",
сопровождали один эсминец и шесть миноносцев. Они снялись
с якоря 9 июня, в 22.15, и долж-ны были идти тем же маршрутом.
У выхода из гавани Полы выяснилось, что входные боны не
разведены, и это вызвало задержку примерно на три четверти
часа. Выйдя, наконец, в море, отряд вскоре был вынужден
снизить эскадренный ход с 16 до 12 узлов, поскольку на "Сент
Иштване" стала сильно разогреваться группа турбин правого
борта. Для
приведения температуры в норму сделали все возможное и невозможное
- и скорость удалось увеличить до 14 узлов. Задержки привели
к тому, что к моменту роковой встречи с итальянскими катерами
отставание отряда от графика движения достигало уже полтора
часа.
Итальянская группа состояла из торпедных катеров MAS-15
(командир А.Гори) и MAS-21 (командир Дж.Аонцо), которой
командовал Луижди Риццо, шедший на MAS-15. Интересно, что
Риццо незадолго до этого отсидел семь суток в военной тюрьме
за непринятие должных мер для обеспечения безопасности базы
своих катеров в Анконе, несмотря на то, что получил своевременное
предупреждение о возможном нападении австрийской десантно-диверсионной
группы. И темпераментный сицилиец, видимо, горел желанием
немедленно восстановить свою пошатнувшуюся репутацию в бою.
Катера вышли из Анконы в пять часов пополудни 9 июня на
буксире миноносцев №15 и №18 - мера, предпринимавшаяся с
целью экономии топлива, требовавшегося для ночного оперирования
в прибрежных далматских водах. Сначала Риццо приказал осуществлять
поиск целей между островами Груция и Сельве. Именно в этом
районе пролегал отрезок обычного маршрута австро-венгерских
пароходов от Фиуме до Каттаро, поддерживавших снабжение
Албанского фронта. Второй его приказ вызвал некоторое удивление
у экипажей обоих катеров: Риццо распорядился провести траление
мин на 30-метровых глубинах. До сих пор неясно: зачем катерникам
надо было заниматься вылавливанием мин в прибрежных водах
противника? Единственное разумное предположение - итальянское
морское командование задумало начать подводную кампанию
на путях следования австрийских боевых и вспомогательных
кораблей на пути из Фиуме и обратно.
На исходе ночи итальянские катера двинулись на рандеву
со своими миноносцами, которое должно было состояться между
3.00 и 4.15 утра. В 3.15 Риццо заметил дымы с правого борта
и немедленно отдал приказание изменить курс навстречу приближавшимся
кораблям. Его катера проскользнули между австрийскими миноносцами
охранения, и в 3.25 MAS-15 выпустил с дистанции около 800
м обе свои торпеды, попавшие точно в середину корпуса головного
"Сент Иштвана". Второе котельное отделение линкора
быстро наполнилось водой, и он получил крен в 10° на правый
борт.
Катер MAS-21 атаковал "Тегетгоф", но попаданий
не последовало. Сразу после пуска торпед итальянским катерам
пришлось спасаться от погони ринувшегося на них миноносца
охранения №76, для чего прямо под форштевень корабля-преследователя
был сброшен весь наличный запас глубинных бомб, в то время
как механики обоих суденышек пытались выжать все возможное
из их моторов. "Тегетгоф" вышел из строя вправо
и пошел зигзагом - очевидно, на нем ожидали, что тотчас
после стремительного нападения катеров последует торпедная
атака из-под воды. Экипаж охватила паника. Со всех постов
наружного наблюдения поступали доклады о перископах воображаемых
подводных лодок. В ответ и вся легкая артиллерия линкора
немедленно открывала ураганный огонь в указанном направлении.
И только более чем через час, в 4.45, "Те-гетгоф"
предпринял попытку взять сво-его смертельно раненного собрата
на буксир.
К этому моменту турбины на "Сент Иштване" были
уже остановлены, а крен уменьшен до 7' контрзатоплением
соответствующих отсеков и погребов вспо-могательной артиллерии.
Линкор малым ходом повели в залив Бргульджи. Попадания пришлись
в район поперечной водонепроницаемой переборки, разделявшей
оба котельных отделения. Течь усугублялась конструктивной
слабостью, вызванной многочисленными отверстиями для прохода
трубопроводов, воздуховодов и электрокабелей. Носовое котельное
отделение также постепенно заполнялось водой. Крен снова
начал расти, что повлекло за собой выход из строя средних
и правых котлов, так что в действии оставались лишь два
котла левого борта. Корабль почти полностью лишился энергии
- это вызвало остановку всех насосов, а электричества едва
хватало для поддержания освещения.
Чтобы хоть как-то уменьшить нарас-тавший крен, боезапас
первой подачи выбросили за борт, а 305-мм башни развернули
на противоположный борт **.
Все попытки аварийной партии завести на пробоину пластырь
окончились неудачей. Остановка насосов и слабость клепаных
швов переборок вели к тому, что отсек за отсеком постепенно
заполнялся водой. Крен продолжал расти, и вскоре порты вспомогательной
артиллерии правого борта погрузились в воду. Надежда взять
погибающий дредноут на буксир и посадить его на мель у берега
окончательно растаяла. Был отдан при-каз оставить корабль.
В 6.05 "Сент Иштван" перевернулся. Державшиеся
силой тяжести на своих погонах трехорудийные башни сразу
вывалились из корабля и пошли на дно, а спустя семь минут
за ними последовал и наполнившийся водой корпус. Кораблями
сопровождения было подобрано 1005 человек экипажа линкора,
еще 89 (в том числе кочегары, отрезанные водой в низах)
утонули вместе с дредноутом. Когда командующий флотом Хорти,
находившийся на борту "Вирибуса Унитиса", получил
сообщение о гибели "Сент Иштвана", он распорядился
отменить операцию, поскольку решил, что она уже не составляет
секрета. Все корабли вернулись в свои базы.
Командир итальянских катерников Риццо королевским декретом
от 22 июля 1918 года за эту победу был удостоен второй золотой
медали и рыцарского креста Военного ордена ***. Гордые подвигом
своего соотечественника итальянцы после войны поместили
катер MAS-15 для всеобщего обозрения в римском "Мусео
ди Рисорджименто", где он находится до сих пор.
...Один из портных Полы, специализировавшийся на заказах
униформы для австрийского флота, сокрушался впоследствии,
что в ожидании победоносного возвращения флота из Отрантского
пролива он поторопился изготовить тысячу новых ленточек
для бескозырок матросов "Сент Иштвана". И этот
невостребованный атрибут с названием злосчастного дредноута
до сих пор наиболее часто встречает-ся в коллекциях собирателей
редкостей, относящихся к истории австро-венгерского флота.
|