Первенцы нового поколения«Норт Кэролайн» (Северная Каролина) и «Вашингтон» стали первыми американскими линкорами, построенными после долгих "каникул", установленных Вашингтонским договором 1922 года и продленных Лондонским в 1930-м. От своих предшественников они кардинально отличались по внешнему виду и характеристикам, открыв во флоте "Дяди Сэма" эпоху быстроходных линкоров, воплотивших в себе лучшие черты супердредноутов и линейных крейсеров первой мировой войны. Несмотря на разброд и шатания, характерные для американских конструкторов 20-х и 30-х годов (чего стоила одна только навязчивая идея создать линкор-авианосец!), результирующий проект получился довольно удачным, хотя и не лишенным ряда недостатков. Девять стволов максимально допустимого договорами 406-мм калибра и двадцать 127-мм универсальных орудий в двухорудийных башнях стали неотъемлемой чертой всех последующих американских линкоров, вошедших в строй в годы второй мировой войны. Такое вооружение делало «Норт Кэролайн» и «Вашингтон» самыми мощными кораблями в мире, пока в строй не вступили японские «Ямато» и «Мусаси». Но американским адмиралам нечего было переживать: ставшая лучшей в мире кораблестроительная промышленность США довольно быстро к двум первенцам добавила еще 8 аналогичных кораблей типов «Саут Дакота» и «Айова».
Действуя вместе с авианосцами, быстроходные линкоры выступали предвестниками десантов, с помощью которых американцы продвигались к японской метрополии. Первый удар наносили палубные самолеты, затем в дело вступала артиллерия. А когда высаживался десант, поддерживаемый более старыми кораблями, соединение быстроходных линкоров и авианосцев вихрем проносилось по ближайшим японским базам, мешая противнику предпринять что-либо в ответ. Это, буквально наводящее ужас на японцев, оперативное соединение, куда неизменно входили «Норт Кэролайн» и «Вашингтон», за последние два года войны перемолотило практически весь Императорский японский флот. Но основная заслуга здесь принадлежала не мощным орудиям линкоров, а самолетам авианосцев. Нетрудно представить себе разочарование конструкторов, в долгих муках создававших проекты артиллерийских гигантов, таким ходом боевых действий. Неказисто выглядевшие авианосцы, даже наспех переделанные из кораблей других классов, добивались одного потрясающего результата за другим, а линкорам оставалось только быть свидетелями чужой славы. Некоторым из них даже не довелось увидеть корабли противника в своих прицелах. Поэтому неудивительно, что постройку еще 7 запланированных линкоров типов «Айова» и «Монтана» пришлось отменить. Тем не менее, многие моряки и общественность страны продолжали считать грациозные линкоры последних проектов олицетворением морского могущества, с помощью которого США удалось победить в войне и выйти в мировые лидеры. Еще почти 20 лет после войны корабли типов «Норт Кэролайн» и «Саут Дакота» сохранялись в резерве. Да и потом рука не поднялась пустить их всех на слом. Ровно половину - «Норт Кэролайн», «Алабама» и «Массачусетс» - сохранили в качестве мемориалов в одноименных штатах. Четверка же типа «Айова», в значительной степени модернизированная, служит до сих пор, побив все мыслимые рекорды активного долголетия для боевых кораблей. Вряд ли нужны еще более веские доказательства любви американцев к этим кораблям!
![]() "Норт Кэролайн" (вверху) и "Вашингтон" (внизу) в период ходовых испытаний
|
|
|
|