U.S.S. "Washington" (BB-56)Построен на верфи флота в Филадельфии. Киль заложен 14 июня 1938 года на слипе №3, спуск состоялся 1 июня 1940-го в 1016. "Крестила" корабль мисс Виржиния Маршалл из города Спокан, штат Вашингтон, которая являлась прямым потомком первого главного судьи государства Маршалла. Руководство верфи приняло специальные меры, чтобы в день спуска судоходство на реке Делавер было перекрыто. Всем памятен был день 22 мая 1939 года, когда торговое судно, проигнорировавшее предупреждение, стало причиной аварии при спуске на той же верфи эсминца «Бак» («Buck»). На этот раз Береговой Охране США было приказано очистить реку на две мили вверх и вниз по течению от места спуска. Орудия главного калибра и части их установок для нового линкора были перевезены в Филадельфию с военной верфи Вашингтона на двух баржах, которые 5 июня потянул за собой военный буксир «Наваджо» (ATF-64 «Navajo»). Линкор был укомплектован 15 мая 1941 года, первый командир - кэптен Ховард Бенсон. После пробного похода и нескольких месяцев учений линкор стал флагманом адмирала Джона У. Уилкокса-младшего, который командовал всеми линкорами Атлантического флота и 6-й дивизией. Сразу новый корабль включился в боевую подготовку, которая проводилась на всем протяжении восточного побережья США и в Карибском море. Обстановка на морях тогда была сложной. На севере Атлантики следовало прикрывать конвои в СССР от находившихся в полярных водах тяжелых германских кораблей. Разведка союзников докладывала о намерениях японцев после захвата Сингапура и Голландской Восточной Индии отобрать у французского правительства Виши остров Мадагаскар. Требовалось опередить японцев и оккупировать остров от имени генерала де Голя. Для такой операции требовалось мощное прикрытие. Англичане могли выделить только Соединение "Н" из Гибралтара, которое охраняло вход в Средиземное море. Поэтому Черчилль попросил президента Рузвельта выделить два линкора, авианосец, несколько крейсеров и эсминцев, которые бы могли сменить Соединение "Н" в течение апреляиюня. Рузвельт передал эту просьбу главнокомандующему флотом США адмиралу Эрнсту Кингу. Кинг уже собирался подписать приказ о переводе новых линкоров «Вашингтон» и «Норт Кэролайн» на Тихий океан, но теперь решил оставить их в Атлантике. Из-за проблем со снабжением американского соединения в Гибралтаре Кинг предложил, чтобы оно заменило часть кораблей британского Флота Метрополии, которые можно было использовать для замены Соединения "Н". Черчилль согласился с таким предложением. 25 марта 1942 года в Портленде, штат Мэйн, «Вашингтон» стал флагманом 39-го Оперативного Соединения, которым командовал контр-адмирал Уилкокс. Это соединение, куда также входили тяжелые крейсера «Уичита» («Wichita») и «Тускалуза» («Tuscaloosa»), авианосец «Уосп» и 8-я эскадра эсминцев, подчинили командующему военно-морскими силами США в Европе. Американцы действовали под оперативным контролем со стороны главнокомандующего британским Флотом Метрополии, базировавшимся в Скапа-Флоу. В тот же день соединение вышло из бухты Каско, взяв курс на Оркнейские острова. Погода стояла отвратительная, волны перекатывались даже через полетную палубу авианосца, находившуюся в 17 метрах над ватерлинией. На следующий день, когда соединение шло в штормовом море, на линкоре в 10.31 прозвучал сигнал «Человек за бортом!» Идущий в 1000 ярдах позади крейсер «Тускалуза» уклонился в сторону и сбросил спасательные плотики. Два эсминца завесы бросились за корму линкора на поиски упавшего. Немедленная перекличка всего экипажа «Вашингтона» и персонала штаба показала, что отсутствует контр-адмирал Уилкокс. Все соединение изменило курс и приступило к поискам. В воздух были подняты бортовые самолеты и палубные с «Уоспа», но все оказалось тщетным. В 1228 поиски прекратили, учитывая температуру воды, состояние моря и возраст пропавшего адмирала, а командование 39-м соединением принял контр-адмирал Роберт Гиффен (флаг на «Уичите»). Столь неожиданная потеря командира соединения аналогов в мировой практике не имеет. Кроме адмирала был потерян также высланный на его поиски самолет с «Уоспа».
![]() "Вашингтон" в 1942 г. На рассвете 3 апреля примерно в 50 милях к западу от Роккола 39-е соединение встретилось с английским крейсером «Эдинбург» и сопровождавшими его эсминцами, а на следующий день корабли прибыли в Скапа-Флоу и присоединились к Флоту Метрополии, которым командовал адмирал сэр Джон Тови (флаг на линкоре «Кинг Джордж V»). Американцы приступили к совместным с англичанами маневрам и отработке взаимодействия. 26 апреля номер оперативного соединения сменили на «99», а через сутки Флот Метрополии, усиленный американскими кораблями (кроме «Уоспа»), вышел в море для прикрытия конвоев, идущих из исландского порта Рейкьявик в советский Мурманск. И снова поход начался с катастрофы. В сильном тумане 1 мая флагманский «Кинг Джордж V» протаранил английский же эсминец «Пенджаби» и разрезал его на две части. Следующий в кильватере «Вашингтон» как раз проходил между погружавшимися половинками эсминца, когда на последнем начали взрываться глубинные бомбы. Близкие взрывы под корпусом и сбоку не нарушили водонепроницаемости, не вызвали каких-либо структурных повреждений, но сильное сотрясение вывело из строя некоторые приборы управления огнем (например, все дальномеры ГК, включая башенные) и радары (поисковый и 3 артиллерийских), а в одной из цистерн с дизельным топливом открылась течь. По кораблю прокатилась волна коротких замыканий, четверть мощности генераторов носового распределительного щита была потеряна. Английским эсминцам «Мартин» и «Марн» удалось подобрать из воды командира «Пенджаби», 4 офицеров и 182 других членов экипажа. «Кинг Джордж V» в сопровождении эсминцев был вынужден уйти на ремонт. 5 мая уже и 99-е Оперативное Соединение во главе с «Вашингтоном» взяло курс на Рейкьявик, чтобы пополнить запасы с судна снабжения «Мизар», но 15-го снова вышло в море на соединение с Флотом Метрополии. 3 июня корабли вернулись в Скапа. На следующий день на «Вашингтон» прибыл командующий ВМС США в Европе адмирал Гарольд Старк, а 7 июня линкор посетил английский король Георг VI. Затем последовало участие в проводке печально известного конвоя «PQ-17» в Мурманск, когда по приказу британского Адмиралтейства корабли прикрытия и эскорта бросили беззащитные торговые суда. Американский линкор (флаг Гиффена) вместе с британским «Дюкоф Йорк» (флаг Тови), авианосцем «Викториес», 3 крейсерами и 11 эсминцами входил в соединение дальнего прикрытия. Эти корабли вышли в море из Скапа-Флоу 29 июня и действовали между Исландией и Шпицбергеном, не приближаясь к конвою ближе 230 миль. Был тогда у «Вашингтона» шанс испробовать себя в деле против германского линкора «Тирпиц», но тот не рискнул сблизиться с конвоем, который затем был почти полностью разгромлен авиацией и подводными лодками. 17 июля в Хваль-фиорде флаг командующего 99-м соединением контр-адмирала Гиффена был перенесен на крейсер «Уичита», а «Вашингтон» в сопровождении 4 эсминцев ушел в Штаты. Ровно через неделю он входил в бухту Грэйвсенд, Лонг Айленд, Нью-Йорк, а 23-го июля стал на верфь флота в Бруклине для текущего ремонта. Спустя два дня на линкор прибыл новый командир - кэптен Глен Б. Дэвис. Операции в европейских водах закончились для новейшего линкора бесславно и теперь он готовился к действиям на Тихом океане. На Тихом океане союзники начали свою первую наступательную операцию по захвату части Соломоновых островов. В ответ японцы начали стягивать туда мощные силы своего флота и авиации. Пришлось и американцам ускорить отправку подкреплений из Атлантики. Приказ перейти на Тихий океан получили новые линкоры «Вашингтон», «Саут Дакота», крейсер ПВО «Джуно» («Juneau»). 23 августа «Вашингтон» под эскортом трех эсминцев покинул Нью-Йорк, 25-го оставил за кормой последний шлюз Панамского канала и 14 сентября прибыл на якорную стоянку Нукуалофа, атолл Тонгатабу. Тут же командующий 6-й дивизией линкоров контр-адмирал Уиллис Ли-младший перенес свой флаг на самый мощный корабль и принял командование над Оперативной Группой 12.2 (TG12.2), а на следующий день вывел свои корабли в море на рандеву с 17-м Оперативным Соединением авианосца «Хорнет». Затем курс был проложен к Нумеа, остров Новая Каледония, чтобы поддержать войска, высадившиеся на острове Гуадалканал. До декабря «Вашингтон» со своей группой, базируясь на Нумеа или Эспириту Санто (острова Новые Гебриды), прикрывал корабли и транспорты в районе Соломоновых островов от возможного нападения со стороны мощных надводных сил японского флота. Во время боя у мыса Эсперанц в ночь на 12 октября линкор маневрировал в 50 милях к востоку от острова Малаита, но крейсера контр-адмирала Скотта сумели обойтись без помощи "старшего брата". Эти воды были очень опасными для крупных кораблей не только в навигационном отношении, но и из-за японских подлодок. Тяжелый крейсер «Честер», входивший в оперативную группу «Вашингтона», 20 октября на переходе между островами Эспириту Санто и Сан-Кристобаль получил торпеду с подлодки «I-176» и был вынужден уйти на длительный ремонт. Но само присутствие линкора часто срывало планы японцев. Например, только одно известие, что «Вашингтон» с тремя крейсерами и группой эсминцев находится у остова Саво заставило отменить запланированный на ночь 25-26 октября подвоз подкреплений на Гуадалканал. На самом деле «Вашингтон» со своим соединением был совсем в другом месте, не сумев даже принять участие в ожесточенном авианосном сражении у островов Санта Крус 26 октября, когда погиб «Хорнет». Сам линкор счастливо избежал неприятностей утром 27-го, когда подлодка «I-15», двумя месяцами ранее уже торпедировавшая «Норт Кэролайн», дала по флагману адмирала Ли торпедный залп. Идущая в линкор торпеда была замечена наблюдателями, которые подали предупредительный сигнал во все отсеки под ватерлинией. Но, не дойдя всего двух кабельтовых до борта, торпеда взорвалась. Этот случай окончательно убедил адмирала Холси в том, что линкоры нельзя подолгу держать в море. Соединение Ли было разделено: часть кораблей ушла в Нумеа, часть - на Новые Гебриды. 11 ноября 16-е Оперативное Соединение (флаг контр-адмирала Кинкейда на авианосце «Энтерпрайз»), в состав которого включили и «Вашингтон» (командир Глен Б. Дэвис) вышло из бухты Дамбеа в Нумеа и направилось к Гуадалканалу. Но 13-го из линкоров «Вашингтон», «Саут Дакота» и 4 эсминцев было образовано 64-е Оперативное Соединение (флаг контр-адмирала Ли на «Вашингтоне»), которое отделилось для атаки группы японских транспортов, по данным разведки направлявшихся к Соломоновым островам, и прикрытия отхода американских кораблей, поврежденных в жестокой ночной битве у с высадкой подкреплений с четырех уцелевших транспортов Танаки, которые под конвоем эсминцев также приближались к острову Саво. Первым в 22.10 почувствовал недоброе «Сендай», доложивший о "двух вражеских крейсерах и четырех эсминцах" к северу от Саво, направляющихся в пролив. Для разведки к югу от Саво Хасимото выделил эсминцы «Аянами» и «Уранами» («Ayanami», «Uranami»), которые должны были обойти остров с запада, тогда как сам с «Сендай» и «Сикинами» («Shikinami») стал осторожно преследовать пока ничего не подозревавшего противника. После получения сообщения от «Сендай» Кондо огласил приказ на атаку. Он разделил группу Кимуры на две части: «Нагара» и 4 эсминца выдвинулись вперед, а 2 эсминца остались с главными силами. Крейсеру с 4 эсминцами было приказано на полной скорости следовать за парой эсминцев Хасимото к югу от Саво. Ставка в который раз делалась на превосходство японцев в ночных торпедных атаках. Затем Кондо планировал добить противника артиллерией.
В 22.52 луна скрылась за горами мыса Эсперанц. Ли, не имея возможности следовать прежним курсом, приказал повернуть вправо - строго на запад, чтобы завершить обход Саво по часовой стрелке. Как только «Вашингтон» оказался на новом курсе, его радар наконец-то обнаружил цель в 9 милях к северо-западу. Оператор следил за крейсером «Сендай» - а это был он - до 23.12, когда цель была замечена через перископы директора главного калибра. Со второго линкора также обнаружили противника, но головные эсминцы еще ничего не видели. В 23.16 Ли приказал кэптену Дэвису открыть огонь, и спустя минуту первые 16-дюймовые снаряды понеслись в сторону флагмана Хасимото. Крейсер спешно, скорее повинуясь инстинкту, поставил дымовую завесу, бесполезную против радара, и повернул на север, сопровождаемый эсминцем. Залпы крупных снарядов преследовали его даже после того, как он вышел за пределы действия американских артиллерийских радаров. К счастью стрельба по «Сендай» не отвлекла наблюдателей на эсминцах от других секторов. Головной «Уолк» заметил крадущиеся вдоль южного берега Саво «Аянами» и «Уранами», которые уже вышли на дистанцию торпедного залпа, и в 23.22 дал залп из своих пятидюймовок. К нему быстро присоединились «Бенхэм» и «Престон». «Гуин», занятый тем, что стрелял осветительными снарядами в ту сторону, куда клали свои залпы линкоры, в 23.26 развернул свою оптику и орудия в сторону новой цели. Как раз вовремя, чтобы обнаружить крейсер и 4 эсминца Кимуры и вступить с ними в артиллерийскую дуэль. Японцы не замедлили воспользоваться своим преимуществом в торпедах: в 23.30 свои аппараты разрядили «Аянами» и «Уранами», а спустя 5 минут - корабли Кимуры. К этому времени «Уолк» уже был прилично отделан снарядами и стал уваливаться влево, в попытке атаковать торпедами. Следующий в 300 ярдах за ним «Бенхэм» продолжал вести огонь по противнику, периодически исчезающему на фоне острова Саво, но про свои торпеды совершенно забыл. «Престон», хоть и добился попадания в «Нагару», также сильно пострадал: на нем разрушило оба котельных отделения и все надстройки от середины корпуса в корму. Из-за сильных внутренних пожаров в 23.36 командир приказал оставить корабль. На «Гуине» снаряд взорвался в турбинном отделении, другой рванул на шканцах; от сотрясения ослабли стопора в торпедных аппаратах, и все торпеды вывалились из труб. В 23.38 цели достигли японские торпеды. «Уолку» оторвало носовую часть вплоть до носовой надстройки, «Бенхэму» - по носовые орудия. Пока эсминцы отвлекли на себя основное внимание японцев, линкоры никак не могли разобраться с отметками на экранах своих радаров, изредка стреляя из 127-мм батарей по кораблям, тени которых мелькали на фоне острова Саво. Тем более, что драчливый «Сендай», как только по нему перестали стрелять, снова кинулся в свалку боя. А в 23.33 на «Саут Дакоте» вообще из-за аварии электросети вышли из строя радары SG и SC. Вера в них была настолько велика, что экипаж оказался близок к панике, как слепой на магистрали с оживленным движением. Вообще подготовка американских артиллеристов оказалась не на высоте, а в условиях скоротечных контактов с разных пеленгов они вообще растерялись. Многие из них после боя считали, что их целями были береговые батареи на Саво. К 23.35 все американские эсминцы оказались вне игры, так и не успев выпустить ни единой торпеды, один линкор "ослеп", а «Вашингтон» никак не мог обойти горевшие и медленно ползущие впереди эсминцы и разобраться с отметками на экранах радаров. У японцев серьезно пострадал только «Аянами», экипажу которого пришлось перейти на «Уранами». Первый раунд боя закончился. Адмирал Ли приказал слегка изменить курс, чтобы обойти горящие эсминцы с юга. «Саут Дакота» попытался последовать за флагманом, но ему пришлось повернуть не влево, а вправо, чтобы не врезаться в «Бенхэм». Из-за этого линкор четко обозначил японцам свой силуэт на фоне горящих «Престона» и «Уолка». Зато в 23.36 на нем сумели восстановить подачу энергии к гирокомпасам, радарам, орудиям и подъемникам боезапаса. На радостях артиллеристы сделали несколько залпов по находившемуся за кормой крейсеру «Сендай», тут же подпалив дульными газами находившийся на кормовой катапульте самолет. К счастью следующий залп снес самолет в воду, и демаскирующий пожар был потушен. Впоследствии Ли критиковали за то, что его линкоры шли в бой с самолетами на катапультах. Адмирал собирался перед боем отослать их на Тулаги, но затем отменил свое решение, опасаясь, что с этой базы они не смогут действовать. «Уолк» уходил носом под воду и в 23.42 на нем стали взрываться глубинные бомбы, убивая всех, кто успел спрыгнуть в воду. То же произошло и с перевернувшимся лПрестоном»: его бомбы несколько раз сильно встряхнули «Гуин», продолжавший вести огонь по противнику. Видя гибнувшие эсминцы, экипаж «Вашингтона» стал сбрасывать в воду спасательные плотики. В 23.48 Ли, поняв, что от эсминцев толку уже не будет, приказал уцелевшим уходить на юг. Сам же флагман довернул на север, приказывая «Саут Дакоте» стать в кильватер. Но тот окончательно потерялся, неожиданно для себя сближаясь с кораблями Кимуры. (После боя из-за аварии и полученных повреждений время в журнале «Саут Дакоты» оказалось отличным от флагманского на 10 минут). Кимура в 23.55 предупредил Кондо о присутствии линкора и приказал своим кораблям выпустить торпеды. То, что ни одна из 34 "рыб" не попала в американский линкор, было просто чудом. Кондо, до этого ходивший взад и вперед к западу от Саво, решил подключиться к битве, повернув на юго-восток. Его строй был следующий: эсминцы «Асагумо» («Asagumo») и «Терудзуки» («Teruzuki»), за ними «Атаго», «Такао» и «Кирисима». «Саут Дакота» в одиночку двигался прямо на противника, все еще не наладив работу своих радаров. Его заметили головные эсминцы Кондо. С дистанции всего 25 кабельтовых японцы осветили его прожекторами и засыпали снарядами всех калибров. К счастью для американцев, все торпеды снова прошли мимо. «Саут Дакота» отвечал, метя по прожекторам. Тем временем операторы радара на «Вашингтоне» заметили четкую крупную цель. Ли не спешил открыть огонь, опасаясь попасть в незадачливого собрата. Но его сомнения рассеяли сами японцы, осветив «Саут Дакоту». Ровно в полночь флагман Ли открыл огонь главным калибром по самой "жирной" цели с дистанции всего 42 кабельтова. Огонь 127-мм орудий разделили между кораблем, освещавшим «Саут Дакоту», и японским линкором. Одна пятидюймовка выстрелила осветительным снарядом, чтобы получше разглядеть, кто там попался в прицел. Увлеченные «Саут Дакотой» японцы так и не смогли обнаружить «Вашингтон», который безнаказанно вколачивал снаряд за снарядом в «Кирисиму». За семь минут в японский корабль попало 9 из 75 выпущенных 406-мм снарядов и не менее 40 127-мм. На нем начались сильные пожары, вышло из строя рулевое управление. Пылающий «Кирисима», на котором то и дело раздавались взрывы, был ночью оставлен экипажем и затонул в 0З.20 к северо-западу от острова Саво. Американские линкоры добились, по их данным, еще нескольких попаданий в «Атаго», но «Саут Дакота» получил в ответ несколько десятков снарядов в надстройки. Он совершенно потерял флагмана, связь и радары на нем не действовали, одна башня не могла вращаться, во многих местах вспыхнули пожары. Командир линкора кэптен Гэтч решил, что бой продолжать опасно и приказал лечь на курс отхода 235°. «Вашингтону» на северном курсе (340°) пришлось отгонять японские корабли от поврежденного собрата. Последние, не выдержав огня его тяжелых орудий, под прикрытием дымзавесы отошли на NNE. Ли с удовлетворением следил за поведением японцев. Надеясь, что теперь их транспорты выбились из графика и утром попадут под удар авиации с Гуадалканала и что «Саут Дакота» в безопасности, он в 00.33 приказал начать отход. С китайской хитростью он проложил курс как можно дальше на запад, всего в 20 кабельтовых от одного из островов Рассела, чтобы отвлечь японские эсминцы от своих поврежденных кораблей. И он оказался не так уж не прав, поскольку в 00.39 эсминцы из охранения конвоя и отряда Кимуры выпустили по нему торпеды. Некоторые из них взорвались в кильватерной струе, от других, благодаря бдительности наблюдателей и мастерству командира кэптена Дэвиса, удалось уклониться. Затем линкор увеличил скорость до 26 узлов, чтобы "сбросить с хвоста" прилипчивые эсминцы, и растворился в темноте безлунной ночи. Пока «Вашингтон» изображал из себя соединение однокорабельного состава, поврежденные «Бенхэм», «Гуин» и «Саут Дакота» ковыляли к точке заранее назначенного рандеву. Повреждения «Бенхэма» оказались настолько серьезными, что его в 17.24 пришлось добить. Сняв с него экипаж, «Гуин» пришел на Эспириту Санто без дальнейших приключений. В 9 утра 15 ноября «Вашингтон» соединился с «Саут Дакотой» и оба корабля взяли курс на Нумеа, остров Новая Каледония. Сам «Вашингтон», практически в одиночку выигравший битву для США, вышел из боя без потерь и повреждений, израсходовав 117 406-мм и 552 127-мм снаряда. На «Саут Дакоте» оказалось 39 убитых и 60 раненных и ему пришлось уйти на ремонт в Штаты. Базируясь на бухту Думбеа в Нумеа, «Вашингтон» продолжал действовать в качестве флагмана 64-го Оперативного Соединения (флаг контр-адмирала Ли) и до апреля 1943 года он прикрывал различные авианосные соединения и другие группы кораблей, принимавших участие в кампании на Соломоновых островах. В основном он действовал с оперативными соединениями TF11 (флагман - авианосец «Саратога») и TF16 (флагман - авианосец «Энтерпрайз»). 27 апреля кэптена Дэвиса на посту командира линкора сменил кэптен Дж. Э. Мэйхер. 30 апреля «Вашингтон», неся флаг командира Оперативной Группы 36.9 контр-адмирала Ли, вышел из Нумеа в Перл-Харбор, соединившись 2 мая с группой авианосца «Энтерпрайз» и прибыв на место 8-го. Входя в состав 50-го Оперативного Соединения, с контр-адмиралом Ли на борту в качестве флагмана, «Вашингтон» до 28 мая проводил артиллерийскую практику в Гавайских водах. После текущего ремонта на верфи Перл-Харбора и дальнейшей боевой практики в районе Гавайских островов линкор 27 июля присоединился к конвою, войдя в состав Оперативной Группы 56.14. 5 августа «Вашингтон» покинул конвой и взял курс на Гавана-Харбор, Эфейт, Новые Гебриды, куда и прибыл 7-го числа. Там он оставался до октября, занимаясь, главным образом, боевой практикой и тактическими учениями в составе авианосных соединений. Линкор покинул Гавана-Харбор 31 октября в составе Оперативной Группы 53.2, которая насчитывала кроме «Вашингтона» еще три линкора и 6 эсминцев. На следующий день к этой группе присоединились авианосцы «Эссекс», «Банкер Хилл» и «Индепенденс», линкоры и крейсера Оперативной Группы 53.3. Командование объединенными силами принял контр-адмирал Ли (флаг на «Вашингтоне»). Совместные маневры продолжались до 5 ноября, когда авианосная группа покинула соединение, а «Вашингтон» со своей группой ушел к Вити Леву на островах Фиджи, куда прибыл 7-го. Там линкор пополнил запасы топлива с танкера «Гваделупа». 11 ноября «Вашингтон» с контр-адмиралом Ли, командующим всеми линкорами Тихоокеанского флота, вместе с другими кораблями 8-й и 9-й дивизий линкоров вышел из Нанди, острова Фиджи, и 15-го соединился с Оперативной Группой 50.1 контр-адмирала Поунэлла (флаг но авианосце «Йорктаун»). Все соединение взяло курс на острова Гильберта, где «Вашингтон» поддерживал атаки палубной авиации, действуя к северу от островов для перехвата возможных надводных сил противника. 19 ноября самолеты с авианосцев атаковали позиции японцев на островах Мили и Джалуит из состава Маршалловых островов. Налеты продолжались и весь следующий день, когда американские войска высадились на атоллы Макин и Тарава, архипелаг Гильберта. 22-го самолеты провели еще один успешный налет на Мили, а затем оперативная группа «Вашингтона» перешла к северу от Макина. 25 ноября состоялось рандеву с остальными оперативными группами, которые входили в состав 50-го Оперативного Соединения, после чего все группы были реорганизованы. «Вашингтон» вошел в Оперативную Группу 50.4, которой командовал контр-адмирал Ф. Шерман (флаг на авианосце «Банкер Хилл»). «Монтерей», «Алабама», «Саут Дакота» и 8 эсминцев были выделены для действий к северу в качестве прикрытия от атак самолетов, подводных лодок и авиации противника операции по разгрузке транспортов на атолле Макин, начавшейся 26 ноября. Следующие двое суток оперативная группа подвергалась атакам японских самолетов, но все они были успешно отбиты без потерь у американцев. Операция в районе островов Гильберта близилась к завершению и 6 декабря 1943 года была организована Оперативная Группа 50.8 под командованием контр-адмирала Ли (флаг на «Вашингтоне»). В нее также входили линкоры «Норт Кэролайн», «Массачусетс», «Индиана», «Алабама», авианосцы «Банкер Хилл» и «Монтерей» и 11 эсминцев. Эта группа сначала проследовала на юг, а затем на запад от острова Оушен, чтобы занять позицию для нанесения воздушно-артиллерийского удара по острову Науру. Перед рассветом 8 декабря с палуб авианосцев взмыли в воздух самолеты, которые наносили удар перед артиллерийской бомбардировкой. Линкоры, построившись в кильватерную колонну, выпустили по Науру 135 406-мм снарядов. Затем в дело вступили 127-мм батареи, огонь которых по намеченным целям корректировался гидросамолетами - по два с каждого корабля. Завершил акцию еще один налет палубной авиации.
![]() "Вашингтон" в 1944 г. Оперативная группа после этого ушла в Эфейт, прибыв в базу 12-го. Тогда же оперативное соединение переподчинили 3-му Флоту, сменив его обозначение на TF37. Флагманом остался «Вашингтон», получивший тактическое обозначение TU37.1.6 (Tactical Unit - 6-я тактическая единица первой группы 37-го соединения), с контр-адмиралом Ли на борту. 25 декабря в компании с «Норт Кэролайн» и 4 эсминцами линкор ушел из Гавана-Харбор для проведения боевой практики, включавшей экспериментальные артиллерийские стрельбы. Корабли вернулись в базу 7 января 1944 года, а уже 18-го Оперативная Группа 37.1 (флаг контр-адмирала Ли на «Вашингтоне»), вышла к атоллу Фуна-Фути, острова Эллиса, и на следующий день соединилась с Оперативной Группой 37.2 в составе авианосцев «Банкер Хилл», «Монтерей» и 5 эсминцев. Все соединение, получившее обозначение TG37, прибыло к месту назначения 20 января. В базе с помощью ремонтного судна «Вестал» на «Вашингтоне» отремонтировали радиолокационные установки. Спустя трое суток корабли вышли на рандеву с 58-м Оперативным Соединением Быстроходных Авианосцев адмирала Марка Митшера, в составе которого они образовали Оперативную Группу 58.1. Утром 29-го самолеты с авианосцев нанесли успешный удар по островом Тароа, а на рассвете следующего дня - по атоллу Кваджелейн. Тогда же днем «Вашингтон» вместе с «Массачусетсом», «Индианой» и 4 эсминцами завесы отделились для бомбардировки Кваджелейна. 30 января «Вашингтон» выпустил 40 406-мм и множество 127-мм снарядов по островкам Энубадж и Эннилабеган на юго-западной стороне атолла. Удары палубной авиации продолжались до 31 января. 1 февраля, маневрируя в полной темноте, «Вашингтон» в 04.28 протаранил линкор «Индиана», который оказался поперек его курса, выйдя из строя для дозаправки топливом эсминцев сопровождения. Хотя «Индиана» и сигналил о своем маневре, из-за темноты этот сигнал не был разобран. В последний момент идущий 19-узловым ходом «Вашингтон» отработал "полный назад" и почти остановился, но сила инерции оказалась слишком большой. Его форштевень на 6 метров вошел в правый борт «Индианы» позади 3-й башни, содрав около 60 метров обшивки. На нем самом полубак сморщило на длине 18 метров, а нос загнуло влево. Структурные повреждения по левому борту доходили до 14-го, а по правому - до 21-го шпангоута. Обшивка по правому борту пострадала до 21-го шпангоута на уровне главной и до 15-го под 3-й палубой. По левому борту обшивки как не бывало от форштевня до 15-го шпангоута. Разрушило переборку по 16-у шпангоуту, отмечалось значительное затопление под 3-й палубой между шпангоутами 16 и 26, но дальше в корму фильтрации воды не было. Погибло 3 офицера, мирно спящих в своих каютах на "полупалубе". Оба корабля утром в сопровождении четырех эсминцев на 6 узлах поковыляли в лагуну атолла Мадзуро для временного ремонта, который проводился с помощью специально вызванного из Фуна-Фути ремонтного судна «Вестал» - пожалуй, самой ценной единицы 10-го Соединения Обслуживания. На время ремонта «Вашингтон» использовался в качестве временного административного центра этого соединения, как нитка за иголкой следовавшего за ударными силами флота для тылового обеспечения. С подкрепленным носом «Вашингтон» 11 февраля ушел в Перл-Харбор, где ему заменили поврежденную часть корпуса, после чего линкор мог пересечь океан по пути на верфь Пьюджет Саунд. 23 апреля 1944 года кэптена Мэйхера сменил кэптен Т. Р. Кули. После окончания ремонта «Вашингтон» в Порт-Таунсенд, штат Вашингтон, присоединился к 4-й дивизии линкоров и там же принял на борт 500 человек военнослужащих, которых 10 мая высадил в Перл-Харборе. 30 мая у атолла Мадзуро, Маршалловы острова, командующий линкорами Тихоокеанского флота вице-адмирал Ли снова поднял свой флаг на «Вашингтоне». Корабли по очереди заправлялись с танкера «Гваделупа», а 7 июня Оперативная Группа 58.3 вышла к атоллу Эниветок на рандеву с 58-м Оперативным Соединением вице-адмирала Митшера, которое направлялось к Марианским островам. Пять дней спустя «Вашингтон» прикрывал удары авианосцев по островам Сайпан, Тиниан, Гуам, Рота и Паган. Кроме этого, самолеты с авианосцев дважды атаковали и повредили японский конвой. 13 июня группа линкоров и эсминцев адмирала Ли отделилась от соединения для артиллерийской бомбардировки японских укреплений на Сайпане и Тиниане. На следующий день эти корабли были заменены соединениями адмиралов Дж. Олдендорфа и У. Эйнсворта, которые как раз и специализировались на такого рода "работе". На следующий день, когда самолеты соединения Митшера бомбили уже острова Иводзима (острова Волькано), Чичидзима и Нахадзима (острова Бонин), морские пехотинцы высадились на Сайпане. Теперь нужно было возвращаться поближе к Марианским островам, чтобы дождаться появления японского флота, который должен был отреагировать на столь масштабный десант. Вместе с последними приготовлениями к бою корабли произвели дозаправку в море. «Вашингтон» 16 июня получил нефть, дизельное топливо и авиабензин с танкера «Гваделупа» - одного из 24, задействованных в операции «Форейджер».
![]() "Вашингтон" в 1944 г. После высадки японцы бросили к Марианским островам практически все свои силы в составе Мобильного Флота адмирала Одзавы. В ходе "Битвы в Филиппинском море", которая состоялась 19-20 июня и в очередной раз прошла в виде обмена массированными налетами палубной авиации, пару раз появлялась возможность ночного контакта с противником. Еще при сближении 58-го соединения с японским флотом Митшер спрашивал вице-адмирала Ли, который командовал оперативной группой TG58.7, куда специально были сведены все быстроходные линкоры (6-я дивизия - «Вашингтон» и «Норт Кэролайн», 7-я дивизия - «Айова» и «НьюДжерси», 8-я дивизия - «Индиана», 9- я дивизия - «Саут Дакота» и «Алабама»), 4 тяжелых крейсера и 13 эсминцев, не хочет ли он завязать ночной бой. Митшеру, видно, не терпелось испробовать новые линкоры в деле, тем более, что у Одзавы имелось только 5 кораблей этого класса. Ответ победителя в ночном бою 15 ноября 1942 года казался на первый взгляд неожиданным: "Не считайте (повторяю - не считайте), что нам следует искать ночной стычки. Возможные преимущества радара более чем перевешиваются трудностями связи и недостаточной тренировкой флота в ночной тактике".
![]() Стандартная диспозиция 58-го оперативного соединения 19 июня 1944 г. Такая реакция требует объяснений. Никто из знавших вице-адмирала Ли не мог даже на мгновение усомниться в его личной храбрости. Он лучше всех из адмиралов американского флота знал радар в теории и на практике и много сделал для того, чтобы его линкоры, оснащенные артиллерийскими радарами Mark 8, с первого же залпа накрывали быстроходную цель на дистанции 175 кабельтовых. Он знал о вооруженных 18-дюймовыми орудиями японских линкорах типа «Ямато», но был уверен, что его «айовы» вполне способны с ними справиться. На переходе от Мадзуро к Эниветоку Ли в течение трех дней тренировал свои линкоры и их прикрытие для надводного боя. И, тем не менее, он очень хорошо помнил ночную неразбериху всего с двумя линкорами у острова Саво, чтобы снова рисковать. Командующий 5-м Флотом адмирал Спрюэнс также поддержал Ли в этом вопросе, считая, что еще рано открывать свои "линкорные козыри". Линкоры сыграли важную роль в отражении многочисленных атак японской авиации 19 июня, выдвинувшись вперед от авианосных групп. Основная масса самолетов Мобильного Флота в попытке прорваться к американским авианосцам была вынуждена подставлять себя под мощный зенитный огонь соединения Ли, неся большие потери без сколько-нибудь существенного результата. Второй раз идея использовать линкоры в артиллерийском бою была высказана Митшером вечером 20 июня, когда разгромленный противник улепетывал назад в базы. Он предлагал отделить группу Ли для преследования на полной скорости, чтобы на рассвете 21-го добить потерявшего почти все самолеты Одзаву. Спрюэнс снова отказался от такой идеи, считая что линкорам лучше находится в видимости своих авианосцев, чьи самолеты утром могут обнаружить поврежденные корабли японцев. К тому же развить 30-узловую скорость, дающую шанс догнать японцев до того, как они окажутся под прикрытием базовой авиации, могли только два линкора. А нужно было еще подбирать своих летчиков, совершивших вынужденные посадки на воду после налета в сумерках, подведшего итог сражению. Материальный результат и так был достаточно весомым при отсутствии потерь в кораблях, чтобы оправдать риск распыления своих сил и попытку в темное время отыскать японцев. Как и при Мидуэе, Спрюэнс посчитал, что синица в руках лучше журавля в небе. 21 июня, соединение Митшера прикрывало высадку на острова архипелага, а «Вашингтон» в составе группы 58.4 отошел на юго-запад для прикрытия новых ударов палубной авиации по островам, главным образом по острову Гуам. 25 июля палубная авиация нанесла удар по островам Палау и вражескому судоходству в том районе, повторив его 6 августа. В тот же день «Вашингтон» вместе с «Айовой», «Индианой», «Алабамой», крейсером «Бирмингем» и эсминцами сопровождения вышли из состава группы 58.4 и снова образовали Оперативную Группу 58.7 (командующий вице-адмирал Ли на «Вашингтоне»), Эта группа 11 августа прибыла на атолл Эниветок, Маршалловы острова, для заправки и пополнения запасов провизии, а 30-го вышла в море как Оперативная Группа 34.1. Командующий и флагман остались те же. 3 сентября к ним присоединилась Оперативная Группа 38.5, и вице-адмирал Ли возглавил все соединение, которое взяло курс на острова Адмиралтейства, где к нему 6 сентября присоединились линкор «Нью Джерси» с командующим 3-м Флотом адмиралом Холси на борту, а также эсминцы «Хиккокс» и «Хант». Вся эта армада направилась в район к югу от островов Палау, чтобы поддержать операцию по захвату островов Пелилиу и Ангаур, а также прикрыть удары авианосцев по Окинаве (10 октября), северу Лусона и Формозе (11-14 октября) и островам Висайя (21-го). С высадки в заливе Лейте 20 октября началась самая широкомасштабная операция по освобождению Филиппин. Соединение быстроходных авианосцев TF38 вице-адмирала Марка Митшера обеспечивало дальнее прикрытие высадки, нанося удары авиацией по ближайшим японским базам. На него же возлагалась задача уничтожить японский флот, который просто не мог не попытаться в последний раз навязать американцам решительное сражение. Основу соединения составляли четыре оперативные группы вице-адмирала Джона Маккейна (TG38.1), контр-адмиралов Джеральда Богана (TG38.2), Фредерика Шермана (TG38.3) и Ральфа Дэвисона (TG38.4), каждая из которых насчитывала по 2-3 ударных и 2 легких авианосца (всего 9 и 8 авианосцев), в прикрытии 6 линкоров, большого количества крейсеров и эсминцев. «Вашингтон», оставаясь флагманом вице-адмирала Ли, вместе с 3 другими линкорами входил в прикрытие группы TG38.3. Оба самых быстроходных линкора 7-й дивизии «Айова» и «Нью-Джерси» (флаг Холси) входили в прикрытие группы TG38.2. Такая организация вместо равномерного распыления линкоров по оперативным группам позволяла в любой момент отделить эти корабли для решения самостоятельных задач. Японский флот шел к заливу Лейте тремя крупными соединениями. Основные атаки палубной авиации 24 октября были сосредоточены на самом мощном Центральном Соединении вице-адмирала Куриты (5 линкоров, 10 тяжелых и 2 легких крейсера, 15 эсминцев), из состава которого удалось потопить гигантский линкор «Мусаси» и повредить несколько других кораблей. Курита временно повернул назад, и это сбило с толку Холси, слишком доверившегося сообщениям своих пилотов о полном разгроме японцев. Холси сообщил всем флагманам о намерении создать из линкоров и тяжелых крейсеров оперативное соединение TF34 под командованием вице-адмирала Ли, чтобы вести артиллерийский бой на дальней дистанции. Группам контр-адмиралов Дэвисона и Богана было предписано держаться недалеко от места надводного боя. Многие адмиралы 3-го и 7-го Флота, осуществляющего высадку и прикрытие десанта в заливе Лейте, поняли это так, что 34-е соединение останется охранять пролив Сан-Бернардино, куда и держал курс Курита. Однако ближе к вечеру Холси получил сообщение о приближении Северного Соединения вице-адмирала Одзавы, в состав которого входили авианосцы и линкоры (1 ударный, 3 легких авианосца, 2 линкора-авианосца, 3 легких крейсера, 9 эсминцев). Японцы намеревались использовать это соединение, практически лишенное самолетов, в качестве приманки, чтобы отвлечь все быстроходные авианосцы и линкоры 3-го Флота от Куриты. И это им удалось. Ночью оперативные группы TG38.2, TG38.3 и TG38.4, включая все линкоры и крейсера с эсминцами, рванули на север. На следующий день палубные самолеты потопили все 4 авианосца Одзавы, но линкорам встретиться с противником так и не пришлось. Курита, воспользовавшись предоставленным ему шансом, почти что прорвался к заливу Лейте и у острова Самар столкнулся с группами эскортных авианосцев, поддерживавших десант в заливе. Над американским флотом нависла катастрофа. К счастью, эскортные авианосцы и их эсминцы охранения сумели за себя постоять, а Курите не хватило решимости одержать победу. Узнав о бое у острова Самар, Холси бросил свои линкоры назад, но они не успели перехватить противника, ускользнувшего обратно через пролив Сан-Бернардино. В очередной раз военная удача отвернулась от самых мощных кораблей за всю историю американского линейного флота. С 5 ноября по 17 февраля 1945 года «Вашингтон» в составе соединения быстроходных авианосцев участвовал в рейдах на Окинаву, Формозу, Лусон, бухту Камрань, города Сайгон, Гонконг, Кантон, Хайнань, Нансей Сото и Токио. Эти рейды проводились в поддержку действий 7-го Флота по дальнейшему освобождению Филиппинских островов от японцев. «Вашингтон» вместе с линкорами «Норт Кэролайн», «Саут Дакота», авианосцами «Эссекс», «Лэнгли», «Лексингтон» (после повреждения заменен «Тикондерогой»), крейсерами «Санта-Фе», «Билокси» и «Мобайл», а также 16 эсминцами входил в состав Оперативной Группы 38.3. Именно эта группа первой познала на себе атаки «камикадзе», когда 5 ноября один из самолетов-самоубийц врезался в надстройку «Лексингтона». 16 ноября кэптена Кули, получившего чин контр-адмирала и 6-ю дивизию линкоров, на посту командира «Вашингтона» сменил кэптен Р. Ф. Гуд. На следующий день Оперативная Группа 38.3 прибыла на атолл Улити для пополнения запасов. Сначала корабли направлялись к танкерам за нефтью. Плавучие базы эскадренных миноносцев приступали к ремонту электрооборудования, артиллерийского вооружения, радиотехническое и гидроакустической техники. Многочисленные баржи снабжали хозяйственным имуществом, провизией и лекарствами. Затем начиналась погрузка боезапаса с транспортов и баз, которая занимала, как правило, около 4 дней на оперативную группу. Погрузку боезапаса закончили 20 ноября, а уже 22-го оперативная группа покинула базу, уступив место следующей - TG38.4. Постоянного присутствия в море трех из четырех оперативных групп с быстроходными авианосцами 38-го соединения требовала обстановка в небе над Филиппинами. Единственная взлетно-посадочная полоса в Таклобане на острове Лейте не могла обеспечить защиту судоходства союзников в заливе, а японская авиация с береговых аэродромов серьезно мешала кораблям 7-го Флота. Поэтому главной целью палубных самолетов в декабре были аэродромы Лусона. 17 декабря 38-е соединение отошло на восток для приемки топлива в море, которая завершилась 19-го. Новые удары авиацией по Лусону, запланированные после приема топлива, были отменены, и все корабли вместе с танкерами проследовали к Улити для ремонта и пополнения запасов. Только к 29 декабря все основные повреждения были отремонтированы и главная ударная сила флота США была готова к дальнейшим действиям. 3 и 4 января, несмотря на неблагоприятные метеоусловия, самолеты 38-го Оперативного Соединения атаковали аэродромы острова Формоза. Новый удар обрушился на Формозу 9-го, после чего командование решило, что пришло время для набеговых операций. Соединение в ночь на 10 января прошло проливом Баси и направилось в юго-западную часть Южно-Китайского моря. Большую часть дня 11-го корабли принимали топливо с танкеров, а на следующий день самолеты нанесли удары по побережью Французского Индокитая. Крупных кораблей противника обнаружить не удалось, но палубная авиация нанесла японскому судоходству серьезный урон: 41 судно было потоплено, 28 повреждено. Сопротивление японцев в воздухе уже было откровенно слабым; за весь рейд удалось сбить только 28 их самолетов. 15 и 16 января новым ударам подвергся остров Формоза, Гонконг, Кантон и Хайнань, а спустя неделю очередная фаза наступательных операций 3-го Флота закончилась. После дозаправки 23 января корабли вернулись на Улити для ремонта и пополнения запасов. Чтобы представить себе, что делалось в те дни в лагуне этого не самого большого атолла, можно просто назвать цифру: среднее число кораблей, находившихся там в течение дня, составляло 356 единиц. С 19 по 22 февраля «Вашингтон» участвовал в обстрелах берегов Иводзимы в рамках подготовки и поддержки десанта. Днем 20 февраля командир линкора Роско Гуд получил рапорт от командования 4-й дивизией морской пехоты о сильной обороне японцев около южного края аэродрома Чидори, которая оказалась гораздо прочнее, чем ожидалось по данным разведки. Японцы построили более 300 долговременных огневых точек с интервалом всего от 500 до 1000 метров, вырыли множество пещер в отвесных скалах, откуда вели сильный огонь по наступавшим прямо в лоб американским войскам. Посланный самолет-корректировщик сначала направил огонь главного калибра линкора в один конец скалы, а затем положил три залпа с интервалом всего 45 метров. Попадания огромных 406-мм снарядов вызвали сильные оползни, которые похоронили под собой большинство пещер, бывших ключом японской обороны на острове. После этого осмелился бы кто-нибудь сказать морским пехотинцам, что линкоры устарели! В тот день «Вашингтон» вел огонь главным и вспомогательным калибрами в течение 10 часов и 20 минут. Всего же на небольшой остров (менее 5 миль в длину и чуть более 2 миль в самом широкой месте) за 36 дней корабли «отгрузили» около 15.000 тонн боеприпасов (в ходе операции против острова Сайпан, например, было израсходовано только 10.960 тонн). До 16 марта «Вашингтон» принимал участие в операциях прикрытия десанта, включая рейд на Токио 25 февраля. 18, 19 и 29 марта он участвовал в рейдах на Кюсю, а 21 марта и 19 апреля линкор обстреливал укрепления японцев на Окинаве, помогая своим войскам. 1 июня «Вашингтон» бросил якорь в бухте Сан-Педро на острове Лейте, Филиппины, и там 5-го числа корабль принял новый командир кэптен Ф. К. Макинерни. На следующий день линкор вышел через Гуам и Перл-Харбор на верфь Пьюджет Саунд для текущего ремонта куда и прибыл 23 июня. Там экипаж застигла весть о смерти их боевого адмирала Уиллиса Ли. Еще 27 мая Ли покинул действующий флот, имея приказание основать в бухте Каско, штат Мэйн, комитет по выработке лучших способов борьбы с "камикадзе", но 25 августа 57-летний адмирал, флаг которого так часто развевался над «Вашингтоном», скоропостижно скончался. Закончив в середине сентября послеремонтные испытания, «Вашингтон» 10 суток провел у Сан-Педро, Калифорния, проводя различные учения, а затем ушел к Панамскому каналу, где 6 октября соединился с Оперативной Группой 11.6 вице-адмирала Ф. Шермана. На переходе через канал «Вашингтон» стал частью 62-го Оперативного Соединения и 17 октября прибыл в Филадельфию, чтобы подготовиться ко Дню Флота, отмечаемому 27-го. 2 ноября 1945 года «Вашингтон» стал на верфь Филадельфии для подготовки к службе в качестве войскового транспорта. 15 ноября он вышел в английский порт Саутгемптон, имея в экипаже только 84 офицера и 835 прочих чинов (зато 145 дополнительных коек), чтобы приступить к операции "Волшебный Ковер", в рамках которой американские войска возвращались домой. «Вашингтон» прибыл в Саутгемптон 22-го, а на следующий день принял для перевозки в Нью-Йорк 105 армейских офицеров и 1479 солдат. После окончания операции "Волшебный Ковер" линкор 27 июня 1947 года был поставлен в резерв в базе Байонне, войдя в состав Группы "Нью-Йорк" Атлантического Резервного Флота. Исключен из списков 1 июня 1960 года и 24 мая 1961 года был продан на металл Липсеттскому филиалу фирмы Лурия Бразерз за 757.000 долларов.
Линкор «Вашингтон» (ВВ-56) получил 13 боевых звезд за участие в следующих операциях:
|
|
|
|