Спустя несколько лет после окончания первой мировой войны,
в военно-морских кругах ведущих стран мира снова возобладало,
после недолгого увлечения идеей “москитного флота”, мнение,
что линейные корабли, предназначенные для боя в сомкнутом
боевом порядке, все еще являются основной силой флота.
Именно у линейного корабля наступательные
и оборонительные боевые средства максимально допустимых
величин сосредоточены в наиболее рациональной степени; применительно
к линкору на первом месте стоят артиллерия, бронирование
и непотопляемость, на втором — скорость хода.
Требование о максимально возможном одновременном
усилении наступательных средств и средств защиты тем легче
выполнимо, чем больше линейный корабль, так как на более
крупном корабле можно выделить всем этим средствам значительный
процент от общей массы корабля; этим и объясняется рост
водоизмещения линейных кораблей в ходе их эволюции.
Адмирал Т.Като, выступая на очередном заседании
парламента Японии, говорил: “Чем больше мы изучаем опыт
войны, тем сильнее становится убеждений, что последнее слово
при ведении войны на море остается за линейными силами и
крупными орудиями”.
Взяв курс на усиление вооруженных сил,
Япония в 1934 г. решила больше не придерживаться Лондонского
соглашения 1930 г. об ограничении морских вооружений и приняла
так называемую Программу Марусаи, согласно которой для императорского
флота предполагалось построить ряд новейших боевых кораблей,
в том числе и несколько линкоров, причем первостепенное
значение придавалось не количеству, а качеству новой боевой
техники. В основу разработки новых суперлинкоров положили
идею превосходства над аналогичными американскими кораблями,
которые, по оценке японских специалистов, вследствие обязательного
условия прохождения через Панамский канал, должны были иметь
ограниченные тактико-технические элементы: водоизмещение,
не превышающее 63000 т, вооружение — не более десяти 406-мм
орудий и скорость хода до 23 уз.
В основу разработки проекта линейных кораблей
Программы Марусаи легла концепция, согласно которой при
затрате одинаковых средств на строительство флота преимущество
теоретически имеет страна, располагающая меньшим числом
линкоров с большим водоизмещением каждого отдельного корабля;
боевая мощь возрастает с увеличением водоизмещения значительно
быстрее, чем его стоимость.
|