Силовая установка "Yamato" состояла
из четырех турбинных агрегатов типа КАНПОН и двенадцати
котлов того же стандартного типа KANPON. Давление пара 25
атмосфер, температура - 352 градуса. Каждый котел имел 19
рядов трубок с пароперегревателями (с 2-4 петлями) между
седьмым и восьмым рядом. Особенностью японских котлов этого
типа было их ссужение в направлении от топок до пароперегревателей:
расстояние между центрами трубок у первых трех рядов было
425 см., затем число трубок в рядах уменьшалось с семи до
четырех и длина рядов составляла уже 326 см. По мнению американцев,
подобная система была малоцелесообразной: даже для такого
большого корабля котлы имели слишком значительные габариты
для своих характеристик. Впрочем, подобная оценка вполне
естественна для специалистов США, рано и удачно перешедшим
к котельным установкам с высокими параметрами пара и хорошими
весовыми и габаритными характеристиками. Критике подверглись
также форсунки, которые были просто плохими. Циркуляция
воды и пара в котлах также были неудовлетворительными. Все
эти недостатки, тем не менее, не сказывались на службе.
Во всяком случае, никаких неодобрительных замечаний о котлах
линкоров типа "Yamato" у японцев не найдено.
Котлы располагались в двенадцати отделениях
- каждый в своем помещении, сгруппированные в четырех рядах
по три отделения (вдоль ДП). При этом каждый ряд котлов
обслуживал свой турбинный агрегат. Нумерация котельных отделений
(начиная с носа): правый борт - 3, 7 и 11, далее внутрь
- 1, 5 и 9, далее 2, 6 и 10, левый борт - 4, 8 и 12. Турбины
помещались в четырех машинных отделениях, расположенных
на одном уровне по длине корабля, от борта до борта. Общая
проектная мощность равнялась 150 тысяч лс., максимальная
мощность при заднем ходе 45 тысяч лс. Расположение турбин
было чрезвычайно удобно чисто конструктивно, поскольку все
валопроводы были симметричны по расположению относительно
диаметральной плоскости и имели попарно одинаковую длину.
С точки зрения живучести такое расположение имело существенный
недостаток. При подводном взрыве, если не выдерживала противоторпедная
переборка, одно машинное отделение выходило из строя немедленно,
а под угрозой фильтрации находились следующие за ним, причем
с того же борта. Таким образом могла снизиться не только
скорость корабля, но он мог получить и значительный крен.
Японцы чересчур самонадеянно поставили все жизненно важные
элементы корабля в зависимость от надежности противоторпедной
переборки, которая, как оказалось, не была уж такой надежной.
Расположение и использование вспомогательных
механизмов отличалось от американской практики. Все механизмы,
относящиеся к энергетической установке, имели турбинный
привод, остальные - паровой расширительный.
Рис.8
Внутреннее расположение линкора "Musashi".
Линкоры типа "Yamato" обладали
хорошей маневренностью. На скорости 26 узлов и при максимальном
повороте руля на 35 градусов на борт тактический диаметр
составлял 640 метров. Вынос корабля (расстояние от точки
перекладки руля до точки, где корабль уже повернул на 90
градусов, от исходного курса) - 589 метров.
Несколько более сложным оказался вопрос оценки
остойчивости. Начальная метацентрическая высота составляло
2,7 метра - на первый взгляд вполне достаточно. Однако следует
учитывать, что кораблям, защищенным по "американской"
системе, когда весь запас плавучести, на который может рассчитывать
поврежденный корабль, сосредоточен в пределах бронированной
цитадели, лучше иметь как можно большую начальную метацентрическую
высоту. Кроме того, диапазон остойчивости у кораблей типа
"Yamato" составлял 70 градусов. Это также, отнюдь
не чрезмерная величина. В результате, перед гибелью и "Yamato",
и "Musashi" опрокинулись, что впрочем нельзя относить
только на счет недостаточной остойчивости, поскольку к этому
моменту обо корабля были сильно повреждены, лишены средств
борьбы за живучесть и в том числе органов управления этой
борьбой, и не могли быть выведены из опасного состояния.
В результате умеренной метацентрической высоты
качка корабля была достаточно плавной: ее период составлял
от 16 до 18 секунд (в зависимости от нагрузки корабля).
Результаты ходовых испытаний линкора "Yamato"
Загрузка мех-мов
|
100 %
|
80 %
|
60 %
|
40 %
|
экономич.
|
Скорость (уз.)
|
27,4
|
26,6
|
25,6
|
23,2
|
16,47
|
Мощность (лс)
|
153533
|
120655
|
90080
|
61430
|
18595
|
Коэффициенты:
|
пропульсивный
|
50,0
|
50,7
|
53,85
|
54,1
|
58,7
|
адмиралтейский
|
228
|
264
|
329
|
344
|
406
|
Характеристики в форсированном режиме
|
158.000 лс = 27,7 уз.
|
Водоизмещение на испытаниях
|
69.500 тонн.
|
Максимальное число оборотов
|
225 в минуту
|
Призматический коэффициент
|
0,612
|
Коэффициент полноты корпуса
|
0,596
|
Расход топлива на испытаниях
|
62,7 т. в час
|
Запас топлива
|
6300 тонн
|
|