Интересным новшеством, примененным на "Yamato",
была конструкция массивной носовой надстройки. Она выглядела
значительно более компактной по сравнению с "пагодами"
предшествующих линкоров, где изначально небольшие надстройки
и мачты по мере модернизации обрастали таким количеством
рубок, мостиков и постов управления, что боеспособность
корабля после таких "усовершенствований" не увеличивалась,
а снижалась. Любой снаряд, а в особенности бомба противника,
находили бы себе цель в этом скоплении жизненно важных для
корабля, но не защищенных помещений. На "Yamato"
башнеобразная надстройка была выполнена в виде единой конструкции,
состоящей из двух цилиндров, вставленных один в другой.
Внутренний имел диаметр всего в 1,5 метра и был изготовлен
из броневой стали толщиной 20 мм. В нем проходили важнейшие
кабели и провода связи, а также находился лифт для персонала
верхних боевых постов на 4 человека. Внешний цилиндр не
был цилиндром в полном смысле этого слово, он представлял
собой восьмигранник, сужающийся кверху. Все пространство
между внешним и внутренним цилиндрами занимали рабочие помещения
штаба, штурманские и рулевые рубки и другие органы управления
кораблем. Примерно на половине высоты этой мачты-надстройки,
имевшей 12 уровней-палуб и возвышающейся на 28 метров от
проектной ватерлинии, помещался верхний мостик, имевший
форму ящика, открывающегося в сторону кормы и выступающего
вперед на 5 метров. Внутри его располагались штурманские
и сигнальные помещения и пост управления радарной аппаратурой,
по обеим бокам которых были установлены по три прожектора
и посты управления ими. Эти прожекторы использовались главным
образом для сигнальных целей, а восемь боевых прожекторов
диаметром 150 см. с их постами управления располагались
у основания дымовой трубы. Ниже располагался более широкий
мостик с сигнальными постами на крыльях и дальномером управления
стрельбой зенитной артиллерии. На самом верху надстройки
был установлен 15-метровый дальномер и над ним - главный
пост управления огнем. Ниже располагался легкобронированный
пост управления огнем среднего калибра, окруженный открытыми
постами управления зенитной артиллерии с их характерными
"колонками" целеуказания. В общем надстройка новых
линкоров была значительно лучше приспособлена к условиям
современного боя, чем более ранние "пагоды". Но
ее ахиллесовой пятой оставалось почти полное отсутствие
бронирования. Сильно защищенной была только небольшая боевая
рубка, а также главный пост управления с его 150-мм. броней
- и все. Описание ужасных потерь и повреждений надстройки
"Yamato" от американских бомб и обстрела из крупнокалиберных
авиационных пулеметов в его последнем походе дают ясное
представление о том, во что превращаются в таких обстоятельствах
органы управления еще в общем-то боеспособного корабля.
Однако забронировать всю огромную высокорасположенную надстройку
было невозможно ни с точки зрения весовых затрат, ни с точки
зрения сохранения остойчивости, Японцы были отнюдь неодинокими:
английские линкоры типа "King George V" не имели
даже броневой боевой рубки и личный состав постов управления
кораблем и артиллерией сильно страдал от осколков немецких
снарядов.
Рис.9
Носовая надстройка линейных кораблей типа "Yamato".
В японском флоте уделялось мало внимания
второстепенным, небоевым свойствам корабля, как например
обитаемости и комфортабельности помещений. В этом отношении
по западным стандартам японские корабли были очень тесными,
и корабли типа "Yamato" не составляли исключения.
Японские кораблестроители считали, что расстояние между
палубами пределах 1,9-2,3 метра вполне достаточно. Когда
же укладывались кабели, вентиляционные магистрали и иное,
высота помещений становилась всюду не более 160 см. Проходы
по палубам и в перегородках были узкими и тесными, люки
и водонепроницаемые двери - маленькими и в целом - удивительно
легкой конструкции. В основной массе они не имели быстродействующих
групповых затворов, а только индивидуальные легкие запоры,
закрываемые вручную, Все это резко снижало возможности борьбы
за живучесть и облегчало распространение воды по кораблю,
особенно в верхней его части. Трапы на японских кораблях
были очень узкими и крутыми. Конструкторы не позаботились
о том, чтобы они были унифицированными, и размеры ступенек
и их шаг всюду были разными. В результате японские корабли
нельзя было привести в состояние максимальной водонепроницаемости
столь же быстро, как американские или английские, во всяком
случае при равной тренированности экипажей.
Условия обитания на японских кораблях могли
выдержать пожалуй только японцы. Экипажи ели и спали в одних
и тех же тесных помещениях, к тому же не очень-то высоких
даже для такой низкорослой нации как японцы. Команда спала
в подвесных койках. Камбузы, исходя из американских стандартов,
были примитивными, сантехнические помещения не имели надлежащего
оборудования. Общим методом купания было обливание команды
водой на открытой палубе (что может быть и неплохо при службе
в тропиках, но отнюдь не в зимнее время в довольно суровых
северных японских водах). В этом отношении "Yamato"
и "Musashi" имели преимущество - на них были большие
чаны для водных процедур рядового личного состава.
В общем, японцы даже на самых больших кораблях
своего флота сделали очень мало для того, чтобы облегчить
службу своим матросам.
Экипаж по штату составлял 2300 человек, из
них 150 офицеров.
|