Поскольку сверхмощные орудия "Yamato"
развивали давление в 7 ат. на расстоянии 15 метров от дульного
среза (ровно вдвое больше, чем 406-мм. пушки "Nagato")
из зоны их обстрела были убраны все неприкрытые объекты.
Особую проблему представляло размещение шлюпок, которые
были бы разнесены в щепы газами от первого же залпа ГК.
"Радиус действия" газов оказался настолько большим,
что даже в середине корпуса (обычном месте расположения
шлюпок на боевых кораблях) не нашлось безопасной зоны.
В результате шлюпки были помещены в специальные
ангары, расположенные по бокам от авиационного ангара и
кормовой башни ГК. Они несколько выступали за борт линкора
и закрывались сзади двойными воротами. Шлюпки могли быть
спущены посредством системы блоков и талей, похожей на устанавливающиеся
на японских авианосцах: по рельсам вбок и затем вниз под
нависающей сверху верхней палубой. Решетчатый навес, проходивший
дальше в корму от дверей, также был оборудован талями для
подъема.
По проекту линкоры типа "Yamato"
должны были нести 16 шлюпок, но обычно принимали по 14,
в том числе:
- 2 моторных катера (17м. длины, двигатель 150 лс);
- 1 моторный катер (15м. длины, двигатель 150 лс);
- 1 моторный катер (11м. длины, двигатель 60 лс);
- 4 моторных катера (12м. длины, двигатели 30 лс);
- 1 моторный катер (8 м. длины, двигатель 10 лс);
- 4 гребные шлюпки (9 м. длины);
- 1 вельбот (6м. длины).
Возможность спуска шлюпок в боевых условиях
была весьма сомнительной, как впрочем и при их обычном расположении.
Шлюпки на линкорах к тому времени давно перестали быть средством
спасения экипажа в бою.
Рис.10
Авиационное вооружение и оборудование линейных кораблей
типа "Yamato".
По тем же причинам пришлось убрать и авиацию
в ангар, расположенный под верхней палубой. Всего предполагалось
принимать семь гидросамолетов-разведчиков "F-1.M"
типа "О" (у союзников имели условное обозначение
"Реете"), но в большинстве случаев и "Yamato",
и "Musashi" несли не более четырех гидросамолетов.
Они извлекались из центрального ангара, помещавшегося между
шлюпочными ангарами, через большой люк специальным краном.
После этого самолет мог быть установлен тем же краном на
рельсы для хранения на верхней палубе или непосредственно
на одну из двух катапульт. Система рельсов имела сложную
конфигурацию своеобразного "веера". Катапульты
типа "1" (No.2.Mod. 11) имели длину 21 метр и
могли разгонять самолет весом в 5 тонн до начальной скорости
32 м/сек. Такими катапультами, разработанными еще в 1939-40
годах, были оснащены только "Yamato" и "Musashi",
а также большой авиатранспорт "Nisshin" и позже
линкоры-авианосцы "Ise" и "Hyuga" во
время их перестройки в 1943-44 годах.
|