По проекту вспомогательный калибр состоял
из четырех трехорудийных башен 155-мм. калибра. По своим
баллистическим характеристикам это были одни из лучших японских
орудий. Башенные установки были сняты с крейсеров типа "Mogami"
при их переоборудовании в стандартные 10-орудийные тяжелые
крейсера.
Орудия и установки были спроектированы тем
же инженером С.Хада. Работы по проектированию начались в
1930 году и были закончены в 1932-м. Недостатком таких установок
было очень слабое бронирование башен, вернее будет сказать
- почти полное его отсутствие. Все стенки и крыша башен
имели толщину брони только 24,5 мм. (броневая сталь NVNC),
что гарантировало защиту лишь от мелких осколков. Вес башенной
установки составлял 175 тонн. Орудия в башне размещались
довольно тесно - на расстоянии всего 1,55 метра, что было
явно недостаточно для нормального функционирования затвора
среднего орудия (впрочем, это был типичный недостаток всех
трехорудийных установок). Чтобы хоть частично облегчить
его обслуживание затворный механизм был развернут на 45
градусов в вертикальной плоскости.
Рис.20
Башни среднего калибра линейных кораблей типа "Yamato".
Орудийные станки имели гидравлическую откатную
систему и пневматическое устройство возврата. Сами башни
имели электрогидравлический привод, так же как и в башнях
ГК - дублированный. Мощность каждого из двух моторов 100
лс. При разработке конструкции башен предполагалось обеспечить
скорость вертикального наведения 16 град/сек. для ведения
зенитного огня, но пришлось ограничиться более скромной
скоростью в 10 град/сек., а скорость горизонтального наведения
всего 6 град/сек. Это обрекало орудия вспомогательного калибра
также на стрельбу только по надводным целям, ибо все сказанное
ранее при описании зенитной стрельбы ГК применимо и к 155-мм.
установкам. Разработчикам орудия пришлось отказаться от
его универсальности и вместо предполагавшегося угла возвышения
в 75 градусов ограничиться 55 градусами, что сильно упростило
конструкцию станка.
Характеристики башенной установки и орудия
155-мм. калибра
Длина ствола
|
60 калибров
|
Общая длина
|
961,5 см.
|
Вес с затвором
|
12,7 т.
|
Число нарезов
|
40
|
Объем каморы
|
38 литров
|
Давление газов в стволе
|
34 кг/кв.мм.
|
Живучесть ствола
|
250-300 выстр.
|
Скорострельность максимальная
|
7 выстр/мин.
|
Скорострельность эффективная
|
5 выстр/мин.
|
Максимальный угол возвышения
|
+ 55 град.
|
Максимальный угол снижения
|
- 10 град.
|
Максимальная дальность стрельбы
|
27 400 м.
|
Максимальная досягаемость по высоте
|
12 000 м.
|
Начальная скорость снаряда
|
920 м/сек.
|
Вес снаряда
|
55,87 кг.
|
Вес полного заряда в шелковом картузе
|
19,5 кг.
|
Вес уменьшенного заряда в шелковом
картузе
|
12,3кг.
|
Орудие могло пробивать броню из стали "NVNC":
(угол встречи 60 градусов, скорость снаряда 678 м/сек.):
на дистанции 15.000 метров - 108 мм.; на дистанции 25.000
метров 100 мм.
Личный состав, обслуживающий установку: в боевом отделении
24 чел.; в снарядном отделении 7 чел.; в зарядном отделении
10 чел.
Заряжание орудия производилось при фиксированном угле +7
градусов посредством гидравлического досылателя. Пороховой
картуз заряда (один на каждый снаряд) загружался вручную
и досылался тем же досылателем. Для подачи боезапаса служили
шесть подъемников: по одному снарядному и одному зарядному
на орудие. Подача снарядов была многоступенчатой. Вначале
они подавались из погреба на кольцевую роликовую дорожку,
идущую вокруг основания вращающейся структуры башни, затем
- в боевое отделение подъемниками. Скорость подачи не превышала
6 снарядов в минуту. Заряды подавались через двойные пламянепроницаемые
дверцы в подъемники обычного "черпакового" типа
при максимальной скорости подачи пять полных зарядов в минуту
на каждое орудие.
Бронебойный снаряд типа "91" имел длину 678 мм.
и содержал 1,152 кг. взрывчатки. Он был снабжен донным взрывателем
типа "13.N.3", имевшем замедление 0,08 секунд.
Имелся еще и учебный снаряд того же размера и веса. Система
управления огнем противоминного калибра включала те же элементы,
что и главная система управления огнем 460-мм. калибра,
но в несколько "миниатюризированном" виде. Так,
определение дистанции осуществлялось двумя 4,5-метровыми
дальномерами, обслуживающими каждый свой борт и расположенных
у основания надстройки. Сами же башни имели 8-метровые дальномеры.
|