Два последних и самых совершенных линкора
были, соответственно, оснащены самой новейшей электроникой,
которая имелась в Японии. Глядя сегодня на эту страну трудно
представить, что японцы в годы войны сильно отставали в
этой области.
После достройки ни один корабль японского
флота не имел радара - пожалуй самого важного электронного
прибора последней войны. Япония сильно отставала от своих
противников в разработке радаров и их техническом использовании.
Фактически, к моменту решающей битвы с американским флотом
в зал. Лейте японские радары были даже хуже английских и
американских образцов 1941 года.
В японском флоте радары ("дентан"
от дента - радар, "таншинги" - электрическая волна,
детектор или поисковый прибор) классифицировались по области
применения (первая цифра в двухзначном коде):
1 - для наземного поиска;
2 - для корабельного поиска;
3 - для корабельного управления огнем;
4 - для наземного управления зенитным огнем и т.д.
Следующая цифра показывала номер модели,
затем - модификация. Первые радары были разработаны армией
для обнаружения самолетов противника и получили обозначение
"11". Они устанавливались на берегу стационарно.
Затем появилась облегченная версия "12" для использования
с подвижных установок. В январе-апреле 1942 года на ее основе
был разработан корабельный радар "21", а в августе
1942 года был принят на вооружение радар "21.Mod.1",
имевший антенну "матрасного типа" размером 3,6x2,0
метра. Через месяц был принят второй вариант "21.Mod.2"
с антенной 3,6x3,0 метра.
В сентябре 1942 года на "Musashi"
был установлен радар типа "21.Mod.1", а с апреля
1943 все крупные корабли японского флота стали получать
радар "21.Mod.2". Эти радары оказались несовершенными
и часто выходили из строя. Лишь к августу 1943 года основные
недостатки (трудность настройки, невозможность обеспечения
плавного вращения антенны из-за огромной ее массы) были
устранены.
Первоначально японских моряков интересовало
только обнаружение надводных целей, и с октября 1941 года
велись работы над созданием поискового радара, закончившиеся
в июне 1942 года созданием установки, работавшей на сантиметровых
волнах. Он получил обозначение "22.Mod.1". Им
оснащались транспорты и некоторые небольшие корабли, а для
крупных кораблей был разработан вариант "22. Mod.4".
До боя у мыса Эсперанс ночью 10/11 октября
1942 года японцы считали, что для ночных столкновений достаточно
иметь ночные бинокли, осветительные снаряды и прожектора.
Справедливости ради, надо отметить, что прекрасно отработанная
тактика ночного боя даже в отсутствии радара позволила им
некоторое время бить лучше оснащенного противника (например,
разгром отрядом адмирала Микавы у о.Саво ночью 8/9 августа
1942 года), однако после боя у мыса Эсперанс, когда американцы
своими радарами не только раньше обнаружили японцев, но
и управляли с их помощью артиллерийским огнем, стало ясно,
что без аналогичного оборудования японским кораблям рассчитывать
на победу уже не приходилось.
В октябре 1942 года армия, на основе захваченных
в Сингапуре (февраль 1942 года) британских радаров, разработала
новый вариант "41" для управления зенитным огнем.
На флоте для аналогичных функций (но по надводным целям)
пытались приспособить радар "21". Исследования
начались в октябре 1942 года, а испытания начаты в августе
следующего и продолжались до февраля 1944-го. Но еще до
их окончания, в сентябре 1943 года, радар типа "21.Mod.3",
еще не вполне доработанный был установлен на "Yamato".
В октябре 1943 года флот начал работы над
созданием радара типа "23" с двумя параболическими
антеннами диаметром 1,7 метра (длина волны 58 см, мощность
5 кВт). Он имел дальность обнаружения целей до 13 км, при
этом ошибка дистанции составляла всего 50 метров, ошибка
по пеленгу - 1 градус. В феврале 1922 года начаты работы
над радаром управления артогнем типа "32" с двумя
усиковыми антеннами (длина волны 10 см, мощность 2 кВт).
Дальность обнаружения 30 км, ошибка дистанции 100-50 метров,
ошибка по пеленгу 0,5 градуса. Но работы над ним продолжались
очень долго и были завершены только в октябре 1944 года.
В результате единственным радаром, который
мог быть использован для поиска надводных целей и управления
огнем оказался в японском флоте радар на основе "22.Mod.4"
с супергетеродином. В августе-сентябре 1944 года им были
оснащены все корабли 2-го флота, стоящие в Сингапуре. С
сентября 1943-го по февраль 1944 года армия разработала
очень надежный радар ПВО "13" с антенной "лестничного"
типа (длина волны 2 метра, мощность 10 кВт), который был
принят и на флоте без изменения обозначения. Начиная с весны-лета
1944 года им стали оснащаться все корабли - дополнительно
к радару "21", который уже стоял на многих крупных
кораблях, хотя назначение их было одинаково.
На линкорах типа "Yamato" использовались
следую-щие типы радаров:
"21.Mod.3" (поиск возд. и надв.
целей) - 1
"13" (поисковый воздушных целей) - 2
"22" (поисковый надводных целей) - 2
В конце концов, оба линкора получили по две
установки каждого типа, а также по два устройства для перехвата
работы радаров противника. Это были приемники метрового
и сантиметрового диапазонов.
Характеристики радаров на линкорах типа
"Yamato":
Тип радара
|
"21"
|
"13"
|
"22"
|
Место установки
|
каждое плечо верхнего дальномера
|
по бокам бизань-мачты
|
по бокам
надстройки
|
Длина волны
|
1,5 м.
|
2,0 м.
|
10 см.
|
Дальность действия
|
50 км.
|
50 км.
|
40 км.
|
Ошибка определения дистанции
|
2 км.
|
3 км.
|
500 м.
|
Ошибка определения пеленга
|
5 град.
|
10 град.
|
3 град.
|
В мае 1944 года РЛС этих линкоров подверглись испытаниям,
которые дали следующие результаты (в числителе максимальная,
в знаменателе средняя величина):
Тип радара
|
"22-4"
|
"22-2"
|
Носитель
|
"Yamato"
|
"Musashi"
|
Высота антенны
|
32,5 м.
|
32,0 м.
|
Дальность обнаружения:
|
|
|
линкора
|
-
|
25 / 10 км.
|
тяжелые крейсера
|
17 км.
|
18 / 16 км.
|
эсминца
|
16 / 10 км.
|
12 / 9 км.
|
подводные лодки
|
7 км.
|
7 / 6 км.
|
Ошибка определения:
|
|
|
дистанции
|
400/200 град.
|
600/200 град.
|
пеленга
|
3/2 град.
|
5/2,5 град.
|
Из данной таблицы видно, что характеристики японских радаров
значительно уступали стандартам союзников. Эти испытания
показали, что японские радары нельзя использовать для управления
артогнем, хотя для этой цели и пытались приспособить радар
"22.Mod.4". При этом счетный прибор стрельбы на
низких углах возвышения типа "98" был сопряжен
с радаром для определения дистанции.
На новых линкорах были установлены устройства для перехвата
работы радаров противника типа "Е-27" с антенной
кругового поиска типа "METOX" и устройство типа
"3" с направленной параболической дисковой антенной
сферического поиска. "МЕТОХ" работал в метровом
диапазоне, тип "3" - в сантиметровом.
|