В рамках "Четвертой программы пополнения
и замены флота 1939 года" были заказаны еще два линкора
типа "Yamato". Корабль, заложенный 4 мая 1940
года на верфи ВМФ в Йокосуке получил наименование "Shinano",
а корабль, заложенный 2 ноября 1940 года на верфи ВМФ в
Куре под строительным номером "111", названия
так и не получил.
По "Пятой программе 1942 года"
планировалась постройка еще одного линкора, фигурировавшего
под номером "797", но решение о его постройке
было отменено еще до выдачи заказа. Аналогичная судьба постигла
и два планировавшихся линкора типа "Super-Yamato",
нормальным проектным водоизмещением в 70 тысяч тонн, которые
должны были иметь по шесть 510-мм. орудий и пояс толщиной
460 мм. От них остались только строительные номера: "798"
и "799".
Рис.30
Линейные крейсера №795 и №796 (проект 1941-1942 годов).
Последние три корабля типа "Yamato"
должны были строиться по несколько измененному проекту,
в котором большое внимание уделялось ПВО. Вместо бортовых
155-мм. башен и всех 127-мм. зениток планировалось установить
16-20 новых универсальных спаренных 100-мм. орудий с длиной
ствола в 65 калибров и дополнительные 25-мм. автоматы. Бронирование
борта предполагалось несколько уменьшить - при поясе толщиной
400 мм. барбеты башен ГК 530 мм. Палуба утоньшена до 190
мм.
Постройка "Shinano", которая велась
в специально построенном сухом доке, в декабре 1941 года
была приостановлена (примерно при 50 %-ной готовности),
чтобы освободить людей и материалы для более срочных нужд
начавшейся войны. После гибели в течение мая-июня 1942 года
пяти авианосцев командование, вынужденное в экстренном порядке
принимать меры по восстановлению авианосных сил, приняли
решение о перестройке "Shinano" в авианосец, учитывая,
что работы на нем уже продвинулись достаточно далеко.
Постройка линкора "111" была остановлена
в марте 1942 года, когда его корпус находился в 30 %-ной
готовности. В сентябре того же года решено окончательно
прекратить работы на этом линкоре, и его корпус был быстро
разобран, так как Япония на этой стадии войны остро нуждалась
в металле.
Японские линейные корабли периода Второй мировой
войны
Yamato
|
Куре, казенная верфь
|
04.11.1937
|
08.08.1940
|
16.12.1941
|
Musashi
|
Нагасаки, "Mitsubishi"
|
29.03.1938
|
08.11.1940
|
05.08.1942
|
Shinano
|
Йокосука, казенная верфь
|
04.05.1940
|
08.10.1944
|
19.11.1944
|
111
|
Куре, казенная верфь
|
07.11.1940
|
11.1941 остан. постр.
|
795
|
-
|
заказ аннулирован
|
796
|
-
|
заказ аннулирован
|
797
|
-
|
заказ аннулирован
|
798
|
-
|
заказ аннулирован
|
799
|
-
|
заказ аннулирован
|
|
замена "Kongo"
|
замена "Fuso"
|
"Yamato"
|
"Shinano"
|
795
|
798
|
Кол-во единиц
|
-
|
-
|
2
|
3
|
2
|
2
|
Водоизмещение норм.
|
39830
|
39880
|
65030
|
65030
|
32500
|
72000
|
Водоизмещение полн.
|
-
|
-
|
72800
|
728000
|
35560
|
-
|
Длина по КВЛ
|
232,0
|
237,0
|
256,0
|
256,0
|
240,0
|
-
|
Длина наибольшая
|
-
|
-
|
266,0
|
266,0
|
263,0
|
-
|
Ширина
|
32,2
|
32,0
|
38,9
|
38,9
|
27,2
|
-
|
Осадка
|
9,0
|
8,7
|
10,4
|
10,4
|
8,8
|
-
|
Главные механизмы
|
3 ТЗА
|
4 ТЗА
|
4 ТЗА
|
4 ТЗА
|
4 ТЗА
|
-
|
Мощность механизмов
|
80000
|
73000
|
150000
|
150000
|
160000
|
-
|
Котлы
|
-
|
-
|
12
|
12
|
8
|
-
|
Скорость
|
26,3
|
25,9
|
27,0
|
27,0
|
33,0
|
27,0
|
Дальность плавания
|
-
|
-
|
7200/16
|
7200/16
|
8000/18
|
-
|
ГК
|
10-406
|
9-406
|
9-457/45
|
9-457/45
|
9-310/50
|
6-508
|
СК
|
16-152
|
12-152
|
12-155/55
|
6-155/55
|
16-100/65
|
-
|
МК
|
8-127
|
8-127
|
12-127/40
|
20-100/65
|
-
|
-
|
ТА
|
2-610
|
?
|
-
|
-
|
8-610
|
-
|
Пояс
|
?
|
?
|
410/270
|
410/270
|
20/190
|
-
|
Палуба
|
?
|
?
|
200/230
|
200/230
|
125
|
-
|
Башни
|
?
|
?
|
250/650
|
250/650
|
?
|
-
|
Рубка
|
?
|
?
|
300/500
|
300/500
|
?
|
-
|
Американский справочник "Navy Yearbook"
1944 года издания, сообщая о новейших японских линкорах
приведенной на страницах информацией показывает насколько
скудными данными об этих кораблях обладали американцы. Новый
тип линкоров представлен в справочнике в таком виде:
название
|
построен
|
заложен
|
на воде
|
готовность
|
"Nissin"
|
Куре
|
03.1937
|
30.11.1939
|
1941
|
"Takamatu"
|
Йокосука
|
09.1937
|
04.1940
|
1941/42
|
"Kii"
|
"Mitsubishi"
|
08.1938
|
05.11.1940
|
1942
|
"Owari"
|
Куре
|
12.1939
|
?
|
-
|
"Tosi"
|
?
|
1939
|
?
|
-
|
Водоизмещение стандартное: около 40000
тонн. Скорость: 30 узлов. Вооружение: 9-16" (9-406-мм)
в трехорудийных башнях.
Предполагалось, что в момент нападения на
Пирл-Харбор в строю находилось два первых линкора, и еще
два в достройке. Были сведения о закладке пятого корабля.
|