|
В
одной из наиболее интересных отечественных работ по истории
Тихоокеанской войны «Японские тяжелые крейсера»,
написанной Сергеем Васильевичем Сулигой, мое внимание в свое время
привлекла красивая фраза о том, что при Лейте «в бой шло целое
созвездие высших офицеров» японского флота. Сергей Васильевич
приводит такие цифры: 1 адмирал, 14 вице-адмиралов и 15
контр-адмиралов. Сегодня, когда информации о персоналиях
Императорского флота несравненно больше, чем в 1997 году издания
названного труда, появилась возможность уточнить эти данные.
К сожалению, моя статья «Созвездие Лейте»
вышла в журнале «Флотомастер» № 2. 2004
ещё до того, как я смог найти ряд биографий адмиралов
Императорского флота. Настоящая публикация призвана
восполнить эти пробелы.
Итак, состав высшего японского командования (адмиралы
- командующие флотами и соединениями флота, командиры
дивизий тяжелых кораблей и эскадр эсминцев) при Лейте
хорошо известен.
Первым Ударным Соединением (Соединение «А» или «Центральная
группа») командовал вице-адмирал Курита Такео*,
кроме того занимавший должности командующего Вторым
Флотом и 4 ДКР (тяжелые крейсера «Атаго»,
«Майя», «Тёкай», «Такао»). В состав этого соединения входили кроме того: 1
ДЛК вице-адмирала Угаки Матоме (линкоры «Ямато»,
«Мусаси», «Нагато»); 3 ДЛК
вице-адмирала Судзуки Ёсио (линкоры «Конго»,
«Харуна»); 5 ДКР вице-адмирала Хасимото
Синтаро (тяжелые крейсера «Миоко»,
«Хагуро»); 7 ДКР вице-адмирала Сираиси
Кадзутака (тяжелые крейсера «Судзуя»,
«Кумано», «Тоне», «Тикума»); 2 ЭЭМ контр-адмирала Хаякава Микио (легкий
крейсер «Носиро» и десять эсминцев 2,
31 и 32 ДНЭМ); 10 ЭЭМ контр-адмирала Кимура Сусуми
(легкий крейсер «Яхаги» и пять эсминцев
4 и 17 ДНЭМ).
Вторым
Ударным Соединением («Северный отряд») командовал
вице-адмирал Сима Кийохиде, он же командующий Пятым Флотом и
21 ДКР («Нати», «Асигара»). В состав
соединения также входили корабли 1 ЭЭМ контр-адмирала Кимура
Масатоми (легкий крейсер «Абукума» и семь эсминцев
7, 18 и 21 ДНЭМ).
Соединением
«С» («Южная группа») командовал
вице-адмирал Нисимура Сёдзи, он же командир 2 ДЛК (линкоры
«Ямасиро», «Фусо»). Кроме того в составе
соединения были тяжелый крейсер «Могами» и четыре эсминца
2 и 4 ДНЭМ.
Северной
группой командовал вице-адмирал Одзава Юсабуро, командующий
Третьим (Мобильным) Флотом и 3 ДАВ (авианосцы «Дзуйкаку»,
«Дзуйхо», «Читозе», «Чийода»). В
составе соединения находились: 4 ДАВ контр-адмирала Мацуда Тиаки
(линкоры-авианосцы «Исэ», «Хиуга»); 31
эскортная эскадра контр-адмирала Эдо Хеитаро (легкий крейсер
«Исудзу», пять эсминцев и четыре эскортных миноносца 30,
41, 43, 61 ДНЭМ), а также легкие крейсера «Тама» и
«Ойодо».
Транспортным
Соединением командовал вице-адмирал Сакондзю Наомаса, командир
16 ДКР. В него входили крейсера «Аоба», «Кину»
и эсминец «Уранами».
Кроме перечисленных адмиралов - участников сражения Сергей Васильевич
учитывает и поименно называет командующих соединениями
морской базовой авиации: 3-го (Филиппинского) - вице-адмирала
Микава Гунъити (он же командующий Флотом
Юго-западного района), 6-го - вице-адмирала Фукутоме
Сигеру, Первого Воздушного Флота - вице-адмирала
Тераока Кинпеи (с 20.10.1944 г. соединением
командовал вице-адмирал Ониси Такидзиро );
командующего Передового Экспедиционного Соединения
(Шестой Флот) вице-адмирала Мива Сигиёси, а
также главнокомандующего Объединенным Флотом адмирала
Тойода Соэму.
В
«созвездие» вошли также «звезды» поменьше.
В
Императорском флоте должности командиров линкоров и тяжелых
авианосцев на 1944 г. были контр-адмиральскими. Все японские линкоры
и авианосец «Дзуйкаку» в бой при Лейте вели
контр-адмиралы: Каидзука Такео («Дзуйкаку»),
Морисита Нобуей ( «Ямато»), Иногути
Тосихира («Мусаси»), Кобэ Юдзи («Нагато»), Симадзаки Тосио («Конго»), Сигенага
Кадзуе ( «Харуна»), Накасе Ноборо (
«Исэ»), Номура Томекити («Хиуга»), Синода Кацукийо («Ямасиро»), Бан Масами
(«Фусо»).
Среди
командиров японских тяжелых крейсеров, участвовавших в битве, было
ещё два контр-адмирала. Это были командиры флагманов 4 и 5 ДКР Араки
Цуто («Атаго») и Исихара Ицу («Миоко»). По всей видимости, этих офицеров в недалеком будущем ожидало
повышение. Остальными тяжелыми крейсерами Императорского флота на
третью декаду октября 1944 г. командовали офицеры в звании «кэптен».
Кроме
того, необходимо отметить, что контр-адмиральскими также являлись
должности начальников штабов Флотов. Так, на «Атаго»
находился начальник штаба Второго Флота контр-адмирал Коянаги
Томидзи, на «Дзуйкаку» в бой шел начальник штаба
Третьего Флота контр-адмирал Обаяси Суэо, на «Нати»
- начальник штаба Пятого Флота контр-адмирал Мацумото Такеси.
А вот начальник штаба Флота Юго-западного района Нисио Хидехико
был вице-адмиралом.
Любопытно,
что из перечисленных 29 высших офицеров (9 вице-адмиралов и 20
контр-адмиралов) находившихся на японских кораблях, непосредственно
участвовавших в сражении), 16 получили свои очередные воинские
звания в один и тот же день - 15.10.1944 г. Это были
вице-адмиралы Хасимото, Сираиси и Сакондзю, все 12 вышеперечисленных
контр-адмиралов - командиров линкоров, «Дзуйкаку»,
«Атаго» и «Миоко», а также Мацумото. Кстати,
в этот же день было присвоено звание «вице-адмирал»
начальнику штаба Микава - Нисио. Очевидно, верховное
командование перед началом жестокого сражения надеялось таким образом
поддержать боевой дух своих командиров.
В бой
шло действительно «созвездие адмиралов». Большинство из
перечисленных высших офицеров к сражению при Лейте лично участвовали
во множестве боев и операций.
В ходе
сражения адмиралы японского флота неоднократно рисковали жизнью, не
только находясь под огнем противника, но и покидая свои поврежденные
и тонущие корабли. В самом начале сражения вице-адмиралу Курита (а с
ним и Коянаги) пришлось оставить свой гибнущий флагман «Атаго»,
потопленный американской подлодкой «Дартер», и перейти на
«Ямато». Был спасен и командир флагманского крейсера. С
потерями в сражении многих других флагманов и лидеров картина
неоднократно повторялась. Сакондзю лишился своего поврежденного
флагмана «Аоба». Хасимото оставил вышедший из строя
«Миоко». Кимура Масатоми покинул поврежденный «Абукума».
Сираиси оставил безнадежный «Судзуя». Одзава (вместе с
Обаяси) пришлось уйти с гибнущего «Дзуйкаку». Хаякава
был вынужден оставить борт тонущего «Носиро».
Потери
японского флота в сражении были катастрофическими, особенно тяжелыми
- среди крупных кораблей. Тем не менее, среди высших офицеров в
период с 22 по 27.10.1944 г. потери составили только 1 вице-адмирал
и 4 контр-адмирала. В море Сибуян 24-го погиб командир «Мусаси»
Иногути, отказавшийся покинуть свой тонущий корабль. В бою в проливе
Суригао в ночь на 25-е с линкорами 2 ДЛК ушли в пучину адмиралы
Нисимура, Синода и Бан. С авианосцем «Дзуйкаку» в бою у
м.Энганьо 25-го погиб его командир Каидзука.
Вместе
с тем необходимо заметить, что в японском флоте существовала практика
присвоения офицерам очередного воинского звания в случае их гибели в
бою. Надо полагать, что кроме дани уважения это могло являться формой
социальной защиты семьи офицера, так как от звания должен зависеть
размер пенсии. Однако посмертное присвоение очередного звания отнюдь
не было автоматической нормой, а согласовывалось с рядом факторов, в
том числе: с должностью и действующим званием погибшего, со сроками
присвоения предыдущего звания, иногда - с обстоятельствами
гибели. Известны даже факты посмертного повышения на две ступени.
Четырем
погибшим при Лейте японским контр-адмиралам посмертно были присвоены
звания вице-адмиралов (Нисимура посмертно в звании повышен не был).
Звание
«контр-адмирал» посмертно было присвоено как минимум
двадцати одному (!) погибшему в сражении офицеру в действующем
звании «кэптен»: Ои Рандзи, командиру, и Нагаи
Тейдзо, старшему офицеру «Майя» (оба погибли вместе
с торпедированным крейсером );
Танака Дзё, командиру, и Камикава Такео,
старшему офицеру «Тёкай» (оба погибли с эсминцем
«Фудзинами», принявшем экипаж гибнущего крейсера, но
потопленного американцами ); Норимицу Саидзи, командиру,
и Ямаути Тейдзо, старшему офицеру «Тикума» (после
того, как американские корабли потопили эсминец «Новаки»,
принявший экипаж гибнущего крейсера, из воды был подобран только один
мичман с «Тикума», поэтому точно неизвестно, когда и как
погибли эти офицеры); Тома Рио, командиру, и Хасимото
Уроки, старшему офицеру «Могами» (оба погибли на
мостике крейсера от вражеского артиллерийского огня); Дзё
Эйитиро, командиру, и Кумон Сигенори, старшему офицеру
авианосца «Чийода», погибших вместе с кораблем; Киси
Ёсиюки, командиру, и Яно Кандзи, старшему офицеру
авианосца «Читозе», разделивших судьбу своего корабля.
Посмертно
звание «контр-адмирал» также было присвоено кэптенам:
Косино Кимитаке, старшему артиллерийскому офицеру, и Кария
Минору (самый молодой из всех перечисленных офицеров - 39
лет), старшему штурману «Мусаси», погибших с кораблем;
Хирата Цутому, старшему офицеру «Фусо», Озаки
Тосихару, старшему офицеру «Ямасиро».
Все
трое командиров ДНЭМ (в действующем звании «кэптен»),
погибших в сражении, посмертно стали контр-адмиралами: командир 4
ДНЭМ Такахаси Камесиро, погибший вместе с эсминцем «Митисио»
в проливе Суригао; командир 61 ДНЭМ Амано Сигетака, погибший с
эсминцем «Хацуцуки» в бою у м.Энганьо; командир 18 ДНЭМ
Иноуе Йосио, погибший с эсминцем «Сирануи» в море
Сибуян 27.10.1944 г.
Посмертно
контр-адмиралом стал единственный из погибших в сражении командиров
эсминцев - командир «Новаки», кэптен Мория
Сецудзи (кстати, он только-только получил «кэптена»:
15.10.1944 г.). Так была отмечена его отвага при спасении до
последней возможности экипажа крейсера «Тикума». Мория
погиб вместе со своим эсминцем, перехваченным при отступлении
американскими крейсерами. Похоже, погибшему командиру «Фудзинами»,
коммандеру Мацудзаки Тацудзи, не хватило выслуги для аналогичной
оценки его славной гибели при схожих обстоятельствах.
С
легким крейсером «Тама», потопленным американкой
подлодкой «Джаллао» уже на пути в метрополию вечером
25.10.1944 г., погиб весь экипаж, в том числе командир корабля -
кэптен Ямамото Ивата, который также был посмертно произведен в
контр-адмиралы.
Хотел
бы упомянуть ещё двух погибших в период сражения кэптенов, получивших
посмертно звания «контр-адмирал».
25.10.1944
г. погиб офицер штаба Второго Флота Андо Норихиде. Поскольку основные
потери штаба Второго Флота пришлись на гибель крейсера «Атаго»
двумя днями ранее, можно предположить, что Андо погиб на борту
«Ямато» от полученных ран, либо от вражеского огня в бою
у о.Самар.
В тот же день погиб командир 653-й авиагруппы Кимура Гундзи. Прямых доказательств
у меня нет, но имеется стойкое подозрение, что 653-я
авиагруппа базировалась на «Дзуйкаку»,
а это значит что кэптен Кимура скорее всего погиб
в бою при мысе Энганьо.
После
27 октября «созвездие» японских адмиралов, собранное для
битвы, рассыпалось. Военная судьба понесла их дальше.
В
последующих боях в водах, омывающих Филиппинский архипелаг, из
адмиралов, участников сражения, погиб только контр-адмирал Хаякава,
который 11.11.1944 г. был убит во время прямого бомбового попадания в
мостик флагманского эсминца «Симакадзе» при проводке
конвоя ТА № 3 из Манилы в Ормок (посмертно произведен в
вице-адмиралы).
До конца 1944 г. погибли ещё три адмирала-участника
сражения при Лейте.
21.11.1944
г., на пути в метрополию, с потопленным подлодкой «Силайен»
линкором «Конго» погибли командир корабля Симадзаки (
вице-адмирал посмертно) и командир 3 ДЛК Судзуки.
На
следующий день американская субмарина «Кавэлла» потопила
флагман контр-адмирала Эдо эсминец «Симоцуки»,
следовавший из Сингапура в Бруней. Погибший командир 31ЭскЭ также был
посмертно произведен в вице-адмиралы.
Из
адмиралов, ветеранов битвы при Лейте, до конца войны не стало ещё
троих.
Ветеран
многих сражений Тихоокеанской войны вице-адмирал Хасимото 16.05.1945
г. был убит шрапнелью на мостике «Хагуро» в бою с
британскими эсминцами в Андаманском море.
Вице-адмирал
Угаки, бывший начальник штаба адмирала Ямамото, не пожелал переживать
позор капитуляции и в последний день войны 15.08.1945 г. вылетел из
Японии на борту бомбардировщика - камикадзе, направлявшегося
для атаки американских кораблей. Достоверных сведений о том, как
именно погиб Угаки, нет. Предположительно самолет, в котором он
находился, разбился у побережья Окинавы. Во всяком случае, американцы
15-го числа атак своих кораблей не зафиксировали.
На
следующий день совершил харакири бывший соратник Ямамото, один из
основоположников могущества морской авиации Японии и «отец»
корпуса камикадзе, вице-адмирал Ониси.
Из
числа адмиралов из «Созвездия Лейте», переживших войну,
наиболее удивительно сложилась судьба контр-адмирала Морисита. После
Лейте Морисита был повышен в должности и стал начальником штаба
Второго Флота. В этом качестве на борту «Ямато»
07.04.1945 г. он вышел в поход к берегам Окинавы и был спасен
эсминцами эскорта после гибели линкора.
Контр-адмирал
Мацуда после окончания сражения привел свою 4 ДАВ к японским
берегам невредимой. В ноябре 1945 г. он вышел в отставку. Его
дальнейшая судьба мне не известна.
После
войны многие японские адмиралы были допрошены победителями, но
осуждены были единицы. В числе таковых был Сакондзю, который по
приговору военного трибунала британской администрации как военный
преступник был казнен в Гонконге 21.01.1948 г.
Большинство переживших войну адмиралов-ветеранов
Лейте продемонстрировали удивительное жизнелюбие и
восточное долголетие и являлись современниками нынешнего
поколения историков. Некоторые первые послевоенные
годы служили в демобилизационных бюро, но основная
часть сразу вышла в отставку. В числе переживших войну
высших офицеров японского флота были следующие участники
сражения при Лейте: Тойода (скончался в 1957 г.);
Мива ( 1959 г. ); Кимура Масатоми (1960
г.); Морисита (1960 г.); Сираиси (1961 г.); Мацумото
(1962 г.); Араки (1963 г.); Сигенага (1964 г.); Одзава
(1966 г.); Фукутоме (1971 г.); Сима (1973 г.);
Исихара (1975 г.); Курита (1977 г.); Коянаги (1978
г.); Кимура Сусуму (1980 г.); Номура (1980 г.);
Микава (1981 г.); Обаяси (1983 г.); Накасе (1983 г.);
Тераока (1984 г.); Кобэ (1989 г.).
* Автор использует японский
вариант написания имен и фамилий (т.е. первой пишется
фамилия) и умышленно избегает их склонения.
СОКРАЩЕНИЯ
ДАВ - дивизия авианосцев ДЛК - дивизия
линейных кораблей ДКР - дивизия крейсеров ЭЭМ - эскадра
эскадренных миноносцев ДНЭМ - дивизион эскадренных миноносцев ЭскЭ
- эскортная эскадра
|