Два малых броненосца были заказаны в Англии фирме "Лэйрд".
Основной задачей кораблей была оборона устья Ла-Платы от
неприятеля. В аргентинских источниках броненосцы типа "Индепенденсиа"
часто классифицируются как "речные броненосцы"
(аcorazado de rio). Стоимость каждого корабля по контракту
между правительством Аргентины и компанией "Лэйрд"
- 176 тысяч фунтов стерлингов. Броненосец "Либертад"
первоначально назывался "9 Июля", переименован
в ходе строительства.
Типичные прибрежные корабли с высотой борта всего около
3 м. Корпус - гладкопалубный, с одной дымовой трубой и одной
мачтой. Для своего малого водоизмещения корабли были неплохо
защищены - борт на три четверти длины прикрывался броней
с максимальной толщиной 203 мм. Броневая палуба имела толщину
до 50 мм - 37 мм брони на 12,7-мм слое палубного настила.
В середине корпуса палуба была плоская, поверх броневого
пояса, в оконечностях - карапасная.
Артиллерия главного калибра — немецкая ("Крупп"),
а 120-мм — английская ("Армстронг"). Орудия главного
калибра установлены в барбетах с толщиной брони до 203 мм,
сверху защищены башнеподобными щитами толщиной до 127 мм.
Углы обстрела 240-мм орудий - 260 градусов. 120-мм пушки
установлены побортно, на спонсонах в обычных щитовых установках.
По углам надстройки стояли 4 47-мм скорострельных пушки.
По бортам, между 120-мм орудиями стояло по одной 37-мм скорострелке,
еще пара таких пушек располагалась на боевом марсе. Дополняли
вооружение 2 надводных торпедных аппарата калибром 457 мм.
За долгие годы своей службы оба броненосца не покидали
устья Ла-Платы, что дает основания некоторым авторам говорить
о том, что они практически не выходили в море. В самом деле,
самые дальние плавания "Индепенденсии" и "Либертада"
- всего лишь до Монтевидео. Но не стоит забывать, что это
чуть ли не единственные в мире "речные броненосцы",
удел которых - охрана своих берегов. Тем не менее, "речной"
статус не помешал броненосцам пересечь Атлантику, направляясь
из Англии в Аргентину после постройки.
История броненосцев не изобиловала яркими событиями, они
участвовали в учениях, визитах в порты Уругвая, гидрографических
плаваниях, периодически выводились в резерв. Аргентина не
принимала участие в двух мировых войнах, ее флот не участвовал
в мятежах, подобно флоту соседней Бразилии. Все это вкупе
с великолепным качеством работы английских верфей обусловило
рекордно долгую службу броненосцев - по 76 лет каждый. За
это время они только один раз прошли модернизацию - в 1925-26
годах котлы были переведены на нефтяное отопление с уменьшением
запаса топлива до 170 тонн.
В 1947-48 годах оба корабля перевели в ранг плавбаз подводных
лодок. А с 1948 по 1968 год они немало потрудились на благо
безопасности судоходства - разоруженные броненосцы стали
плавучими маяками в устье Ла-Платы.
В целом "Индепенденсия" и "Либертад"
были неплохими кораблями для выполнения своей основной задачи
- береговой обороны портов в устье реки Ла-Платы. Для своего
очень небольшого водоизмещения они были достаточно мощно
вооружены и защищены. Вполне возможно, что именно они стали
своего рода "прототипами" для пары бразильских
броненосцев береговой обороны типа "Деодору".
Но если аргентинские броненосцы через несколько лет после
постройки были смещены с роли главной силы флота новейшими
крейсерами типа "Гарибальди" и сохранили за собой
свою "узкую специальность", то их бразильским
"одноклассникам" пришлось послужить в первой линии
аж до строительства дредноутов.
|