В 1890 году правительство Аргентины, под влиянием продолжающегося
противостостояния с Чили, решило пополнить военно-морской
флот страны очередным крейсером. Замысел был воплощен в
металл в проекте крейсера в 3500 тонн водоизмещения, заказанного
английской компании "Армстронг". Сумма заказа
составила 260000 фунтов стерлингов. Первоначально крейсер
получил название "Necochea", но в ходе строительства
был переименован в "25 Мая", став десятым кораблем
с таким названием в аргентинском флоте.
По конструкции аргентинский крейсер представлял собой увеличенный
и улучшенный вариант итальянских бронепалубных крейсеров
типа "Пьемонт". Корабль имел неплохую для своего
водоизмещения защиту - скосы броневой палубы достигали толщины
114 мм. Бронировались также орудийные щиты и гласис машинного
отделения.
Вызывает интерес вооружение крейсера. В качестве главного
калибра были установлены 2 210-мм орудия. Калибр явно выдает
их немецкое происхождение, но аргентинские источники указывают,
что это орудия системы Армстронга. Второй калибр - стандартные
английские 120-миллиметровки длиной 40 калибров, широко
применяемые на многих кораблях Королевского флота и строившихся
в Англии на экспорт. Тем не менее, эти орудия иногда обозначаются
в аргентинских источниках как 124-мм. Из многочисленных
мелкокалиберных скорострелок восемь стояли на двух боевых
марсах.
Для своего времени "25 Мая" оказался весьма быстроходным
крейсером, развив на испытаниях скорость 22,4 узла при мощности
машин свыше 14000 л.с. Но достигнуто это было только благодаря
применению форсирования котлов. При естественной тяге максимальная
мощность составляла всего 8500 л.с.
По завершении испытаний 29 июля 1891 г. "25 Мая"
с сокращенным до 83 человек экипажем отбыл в Аргентину -
с заходами в Портленд, Лас-Пальмас и Рио-де-Жанейро.
В 1892 году "25 Мая" совершил поход в Европу,
где принял участие в торжествах по поводу 400-летнего юбилея
открытия Америки. 2-3 августа в Кадисе крейсер встретился
с копией каравеллы "Санта-Мария", отправлявшейся
в плавание через Атлантику. Также "25 Мая" посетил
Тулон, где был прошел докование, Геную и Специю.
В 1894 году правительство Аргентины получило предложение
от Китая, готовящегося к войне с Японией, о покупке крейсера
"25 Мая", но отклонило его. В 1895 году совершил
учебное плавание в Кейптаун. На рубеже XIX-XX столетий служба
крейсера была рутинной: учебные плавания в сочетании с вооруженным
резервом.
В 1906 году "25 Мая" побывал в Тихом океане -
выполнял миссию по доставке останков генерала Хуана-Грегорио
де Лас Хераса в Вальпараисо. В дальнейшем крейсер нес обычную
службу до 1915 года, когда был разоружен и превращен в стационарное
учебное судно. В 1921 году "25 Мая" был превращен
в угольный склад. В 1927-28 гг. разобран на металлолом.
|