Вопрос о типе следующих линейных кораблей был поднят
в британском. Адмиралтействе сразу же после того, как улеглась
суета, связанная с размещением заказов и закладкой «Дредноута».
Вплоть до полного окончания строительства этого уникального
корабля конструкторы и строители пребывали в состоянии сильнейшего
беспокойства, не решаясь развивать конструкцию будущего
линкора до получения результатов испытания «Дредноута».
В ожидании этого события было создано 25 предварительных
проектов, представлявших самые немыслимые комбинации как
по числу орудий, так и по их расположению. После того как
«Дредноут» в октябре 1906 года прошел первую серию успешных
испытаний, приняли решение оставить компоновку главной артиллерии
такой же. Конструкторы Адмиралтейства не стали создавать
принципиально новый проект, а занялись совершенствованием
«Дредноута», однако улучшения коснулись, главным образом,
второстепенных качеств.
Заложенные в декабре 1906-го — феврале 1907 года первые
серийные дредноуты «Беллерофон», «Темерер» и «Сьюперб» сошли
на воду соответственно в июле, августе и ноябре 1907 года.
Головной «Беллерофон» вступил в строй в феврале 1909-го,
а два его собрата — в мае того же года. При основных размерах—наибольшей
длине 160,32 м (159,11м по ватерлинии), ширине 25,15 м и
осадке 9,5 м — они имели нормальное водоизмещение 18596
т и 22 540 т — полное.
Их главная артиллерия полностью повторяла артиллерию «Дредноута».
Новизна коснулась лишь расположения приборов контроля огня.
Фок-мачта, на которой размещался основной корректировочный
пост, находилась перед передней трубой, а в дополнение к
ней добавили точно такую же грот-мачту в задней части надстройки.
После вступления кораблей в строй стало ясно, что из этих
двух новшеств лишь первое представляло определенную ценность,
поскольку контрольный марс на кормовой мачте постоянно бывал
окутан дымом из передней трубы. Вспомогательная артиллерия
новых линкоров существенно превосходила ту, которой вооружался
«Дредноут». Вместо 76-мм орудий были установлены 16 102-мм
пушек, размещенных по две на крышах башен, а остальные —
на надстройках. Во время ремонта 1916 года эти пушки сняли
с крыш башен и разместили за щитами в два яруса на надстройке.
В 1917-м «беллерофоны» получили по одной 102-мм и одной
76-мм зенитной пушке на квартердеке. Торпедных аппаратов
первоначально ставилось три — один в корме и по одному с
каждого борта, но во время войны кормовые торпедные трубы
на кораблях были сняты.
Броневая защита линкоров класса «Беллерофон» в целом повторяла
«Дредноут», а на отдельных направлениях толщина брони оказалась
даже уменьшенной. Важным и единственным нововведением в
систему защиты стали продольные броневые переборки, которые
должны были обезопасить корабль от торпедных взрывов на
всем протяжении погребов и машинно-котельных отделений.
Главный броневой пояс имел толщину 254 мм и высоту 2,28
м и защищал наружный борт на протяжении между концевыми
башнями. Между носовой башней и форштевнем его толщина составляла
178—152 мм, а между кормовой башней и ахтерштевнем — 162
мм. Кроме этого, выше 254-мм бортовой брони шел второй (верхний)
203-мм пояс. Носовой и кормовой траверзы также состояли
из 203-мм броневых плит. Толщина горизонтального бронирования:
18 — 31 мм — средняя палуба, 43 мм — нижняя палуба, 51 —
102 мм — кубрик. Лоб и бока башен — 279 мм, тыльная стенка
— 305мм, крыша — 76 мм. Барбеты башен — 254 мм выше главной
палубы и 152-мм ниже ее. Боевая рубка имела 279-мм стенки
и 76-мм крышу, коммуникационный колодец 127 мм. Продольные
бортовые противоторпедные переборки были переменной толщины
в 25 — 76 мм и достигали наибольшего значения в направлении
погребов бортовых башен.
Машинная установка — такая же, как у «Дредноута», и от
новых кораблей ожидали примерно на пол-узла меньшей скорости
из-за их увеличенной длины и ширины. Однако после вступления
кораблей в строй все они легко достигли скорости своего
предшественника. Дальность плавания составляла 2930 миль
18-узловой скоростью при использовании угля и 4230 миль
с такой же скоростью при угольно-нефтяном отоплении котлов.
Штат экипажа — 720 человек, позднее его несколько увеличили,
а на «Сьюпербе» в 1914 году он состоял уже из 840 человек.
В боевой истории всех трех кораблей этого класса не было
сколько-нибудь ярких эпизодов. Их с началом войны включили
в состав Гранд Флита, все три участвовали в Ютландском сражении,
не получив при этом никаких повреждений. В апреле 1918 года
«Темерер» вместе с «Сьюпербом» ушли в Средиземное море.
Цель перехода — усиление британской Средиземноморской эскадры.
В октябре 1918 года «Сьюперб» стал флагманом английской
эскадры и возглавил объединенный флот союзников при проходе
через Дарданеллы к Константинополю после подписания перемирия
с Турцией. В ноябре оба линкора перешли в Черное море, где
и оставались до апреля 1919 года, базируясь на Севастополь.
В том же месяце оба дредноута вернулись в Англию и сразу
же оказались выведенными в резерв, а в сентябре вслед за
ними последовал «Беллерофон». И хотя последний вместе с
«Сьюпербом» еще успел недолго послужить в качестве учебного
артиллерийского корабля, судьба его была предрешена. В течение
1921 — 1922 годов все три корабля продали на слом. |