В конце 1907 года Адмиралтейству выделили средства на
постройку трех новых линейных кораблей типа дредноут. Предполагалось,
что по завершении этой судостроительной программы Англия
будет иметь восемь линкоров которые могли бы составить эскадру
однородных кораблей. Три «беллерофона» и «Дредноут» составляли
одну дивизию, три новых линкора и четвертый корабль — другую
(Постройка этого четвертого корабля, получившего название
«Фудройант», не состоялась, а через год его перепроектировали
и заложили как «Нептун»).
Проект линкоров 1907 года основывался на проекте предшествующего
«Беллерофона», хотя не обошлось и без незначительных усовершенствований.
Самое важное из них — модернизированное 12-дюймовое орудие
длину которого увеличили и довели до 50 калибров. Новое
орудие начали разрабатывать еще во время постройки «беллерофонов».
Задачей, которую при этом пытались решить британские оружейники,
было получение большей начальной скорости и бронепробивной
способности, чем у существовавшей 45-калиберной «десятой
модели» (Мк X). Новое орудие (Мк XI) спроектировала на основе
предшествующего образца также фирма «Виккерс». Начальная
скорость снаряда у него равнялась 870 м/с против 840 м/с
у предыдущей модели. Однако эта модернизация не оправдала
ожиданий. Хотя бронепробиваемость и повысилась на 12 мм
с дистанции 3000 м, но при этом значительно снизилась точность
попаданий, поскольку при возросшей на 1,5 м длине орудия
конструкция его в поперечном направлении была оставлена
прежней, то есть не получила подкрепления с учетом возросшей
гибкости ствола (повышение дульной энергии приводило к значительным
колебаниям ствола в момент выстрела). Кроме того, резко
ускорился износ канала ствола вследствие увеличенного заряда.
Все это заставило Адмиралтейство в дальнейшем пойти по пути
увеличения калибра орудий а не их длины.
Расположение башен главных орудий на линкорах программы
1907 года полностью повторяло «Беллерофон», но средняя и
кормовая башни были отодвинуты на 3 м назад, чтобы компенсировать
увеличенную длину новых орудий. Усилили и противоминное
вооружение — 20 102-мм орудий (против 16 на «Беллерофоне»)
располагались на крышах башен и надстройках. Этот класс
линкоров стал последним в британском флоте, имевшим противоминную
артиллерию на крышах башен.
Головной корабль новой серии «Сент-Винсент» заложили 30
декабря 1907 года, через месяц (3 февраля) последовала закладка
«Коллингвуда», а еще через два (2 апреля) «Вэнгарда». На
воду корабли сошли соответственно в сентябре и ноябре 1908
года и феврале 1909-го. Головной вступил в строй в мае,
остальные два достраивались до февраля—апреля 1910 года.
Размерения составляли длина наибольшая 163,48 м (162,0 м
по ватерлинии) ширина 25,64 м, осадка наибольшая 9,46 м.
Схема бронирования сохранила черты, присущие «Беллерофону»
однако некоторые изменения все же были. Главный бортовой
254-мм пояс значительно продлили за концевые башни, после
чего его толщина сначала уменьшалась до 178 мм, а затем
до 51 мм в оконечностях у ватерлинии Выше 254-мм главного
пояса шел 203-мм верхний пояс. Носовой траверз имел переменную
толщину в 127 — 203 мм, а кормовой — одинаковую 203-мм толщину.
Толщина средней палубы — 38 мм на участке между форштевнем
и барбетом носовой башни и 18 мм — на всей остальной площади,
нижняя палуба (включая скосы) защищалась 43-мм броней, кубрик,
как обычно, бронировался только за пределами концевых башен
— 38 мм в носу и 76 мм в корме. Защита башен и барбетов
— такая же, как и у «Беллерофона». Главная рубка стенки—279-мм
броня крыша 76-мм, коммуникационный колодец— 127-мм. Кормовая
боевая рубка, находящаяся рядом с задней трубой, имела 203-мм
стенки и 76-мм крышу. Точно такие же продольные противоминные
переборки, как в проекте линкоров предыдущей серии, были
применены на «сент-винсентах». Толщина этих переборок изменялась
от 25 до 38 мм в районе бортовых башен она составляла 76
мм.
Мощность машин была увеличена с 23 000 л. с. до 24 500
л. с., что позволило увеличить скорость на пол-узла. Во
время 30-часовых ходовых испытаний все три корабля превысили
контрактную скорость и показали соответственно 21 7, 21,5
и 22,1 узла. В целом двигательная установка новых линкоров
получилась намного удачнее, чем у предшественников гораздо
чаще страдавших от поломок машин. Дальность действия с максимальным
запасом топлива в 2700 т угля и 850 т нефти при 10-узловом
ходе составляла 4690 миль при отоплении только на угле или
6900 миль при смешанном отоплении. Экипаж насчитывал по
756 — 758 человек в мирное время и до 823 во время боевых
действий.
Запоминающейся чертой этих кораблей, равно как и предшествующих
им «беллерофонов», было необычное расположение грот-мачты
вплотную перед второй трубой, мачты были расположены ближе
друг к другу, чем ранее.
Все три корабля участвовали в Ютландском бою, причем «Сент-Винсент»
и «Коллингвуд» добились многих удачных попаданий в германский
линкор-дредноут «Кениг» Самым несчастливым кораблем этого
класса оказался «Вэнгард», который 9 июля 1917 года во время
стоянки на якоре в главной базе Гранд Флита Скапа-Флоу взорвался
и затонул, из экипажа в 806 человек спаслось всего двое
Причина трагедии не установлена до сих пор Но и два оставшихся
корабля ненадолго пережили своего систершипа В 1919-м их
вывели в резерв, а в 1922 — 1923 годах продали на слом |