В феврале 1924 года вошёл в строй английский авианосец
"Eagle" - корабль ставший по своей архитектуре прообразом
всех современных авианесущих кораблей.
История "Eagle" началась в 1910 году, когда чилийское правительство приняло кораблестроительную программу, основу которой составили два дредноута. Первый из них, "Valparaiso" (переименованный позднее в "Libertad", а затем в "Аlmirante Latorre") был заложен 27 ноября 1911 года на верфи Армстронга в Элсвике, второй, "Constitution" (затем "Santiago" и "Almirante Cochrane"),- 23 января 1913 года в Ньюкастле, также на верфи Армстронга. Нормальное водоизмещение этих линейных кораблей но проекту составляло 28 600 т. скорость хода - 22,5 уз., толщина главного броневого пояса - 229мм, вооружение - 10 356-мм и 16 152-мм орудий. Планы чилийского правительства нарушила первая мировая война: корабли были реквизированы для английского флота. "Almirante Latorre" достроили и в сентябре 1915 года ввели в состав Grand Fleet под наименованием "Canada", a "Almirante Cochrane", получивший имя "India" законсервировали на стапеле. Развитие морской авиации и успешные опыты действий над морем колесных самолётов (имевших более высокие летные характеристики, чем гидросамолёты, и, в отличие от них, мало зависевших от состояния моря), потребовали наличия в составе флота специальных кораблей. Осенью 1917 года командующий Grand Fleet адмирал Д. Битти поставил в Адмиралтействе вопрос о необходимости постройки (или переоборудования) авианосца сос сплошной полётной палубой и скоростью, позволявшей бы ему действовать в составе эскадры линейных кораблей. Наиболее подходящим для переоборудования признали "India". Корпус корабля был закончен до уровня полубака, установлены котлы. К кокну 1917 года проект переоборудования закончили. На бывшем линкоре предполагалось соорудить полётную палубу от носа до кормы с двумя надстройками (на правом и левом борту) с трехногими мачтами. 28 февраля 1918 года английское правительство купило "Almirante Cochranе" у фирмы Армстронга для переоборудования в авианосец, получивший имя "Eagle". Уже в марте 1918 года проект был переработан: надстройку оставили только на правом борту. 8 июня 1918 гола "Eagle" сошёл па воду, но в ноябре работы фактически остановились из-за непрерывно вносимых в проект изменений. Постройка, возобновившись весной 1919 года, вновь остановилась в октябре: рассматривался вопрос о достройке корабля по первоначальному проекту и возвращении его Чили. Через месяц Адмиралтейство приняло решение всё же достроить авианосец; в качестве компенсации Чили выплатили 1331 тыс.фунтов стерлингов. 13 марта 1920 года "Eagle" покинул верфь в Ныокастле для проведения испытаний; на нём действовали два котла, была установлена только одна дымовая труба, вместо трёхногой мачты с боевыми постами (как на английских лилейных кораблях) - лёгкая мачта и временные деревянные рубки на бортовой надстройке, отсутствовало вооружение. Испытания "Eagle" проходили с апреля но октябрь 1920 года. После этого на верфях "Девоннорт" в Плимуте и "Докъярд" в Портсмуте были проведены работы по окончательной достройке и внесены изменения в соответствии с результатами испытаний. Котлы корабля перевели на жидкое топливо, полётную палубу несколько удлинили, а носовую оконечность довели до неё и выполнили полностью закрытой; кроме того, на протяжении 3/4 длины корпуса установили противоторпедные були. Вместо предусмотренных по проекту 12 152-мм орудий MkXII поставили 9 орудий MkXVII того же калибра. В 1924 году, после вступления в строй, авианосец имел следующие тактико-технические элементы: водоизмещение: нормальное - 22600 т, полное-26400т; главные размерения: длина наибольшая 203.5 м, между перпендикулярами - 190,5 м; ширина корпуса 28,27 м, (по булям - 32,05 м) полётной палубы - 30,5 м; осадка наибольшая - 8,2 м, средняя - 7,32 м; главная энергетическая установка - четыре турбины Брауна-Кертиса (изготовленные фирмой "Джон Браун и К?") общей мощностью 50 000 л.с., 32 котла Ярроу; скорость полного хода на испытаниях 24,4 уз при мощности 52 100 л.с.; запас топлива нормальный - 2500 т, максимальный - 3750 т; авиагруппа - 21 самолёт; на полётную палубу самолёты подвались двумя подъёмниками; ангар длиной 122 м; катапульты и аэрофинишеры отсутствовали; артиллерийское вооружение: 9 152-мм одноорудийных установок, 5 102-мм одноорудийных установок; бронирование: борт - 25-114 мм, палубы (суммарно) -101 мм, противоторпедная переборка - 102 мм. В 1924-1926 году "Eagle" входил в состав Средиземноморского флота, затем прошёл ремонт и переоборудование в ходе которого были установлены аэрофинишеры, а вооружение усилилось ещё одним 102-мм орудием и 14 7,7-мм пулемётами. После ремонта "Eagle" продолжал службу на Средиземном море. С 1929 по 1932 год авианосец проходил модернизацию, в ходе которой на него установили систему управления артиллерийским огнём и 2 одноствольных 40-мм зенитных автомата "Пом-пом"; размещённое между трубами 102-мм орудие заменили на восьмиствольный 40-мм автомат, а 7,7-мм пулемёты - на 4 12,7-мм. С 1933 года "Eagle" находился в дальневосточных водах; с марта 1935 но февраль 1937 года он вновь прошел ремонт и модернизацию, во время которой зенитное вооружение усилили ещё одним восьмиствольным 40-мм автоматом. Начало второй мировой войны *Eag!e" встретил в китайских водах. В октябре 1939 года его перевели на Цейлон и вместе с крейсерами "Dorsetshire" и "Cornwall" включили в поисковую группу "I", предназначенную для действий против германских рейдеров. В январе 1940 года "Eagle" вернулся на Дальний Восток. 14 марта в ангаре авианосца по неизвестной причине взорвалась бомба, при этом один торпедоносец "Swordfish" был полностью разрушен, а еще четыре получили повреждения. До начала мая "Eagle" находился на ремонте в Сингапуре, затем прервал его и направился в Александрию. Там он вошёл в состав Средиземноморского флота, которым командовал адмирал Каннингхэм: в связи с реальной угрозой вступления в войну Италии Адмиралтейство предпринимало срочные меры для усиления группировки английских кораблей в этом регионе. Первый крупный бой с итальянским флотом произошел 9 июля у берегов Калабрии, когда английские корабли прикрывали переход двух конвоев. Торпедоносцы "Swordfish" с "Eagle" пытались атаковать итальянские корабли, но успеха не добились Более удачно они действовали 22 августа в заливе Бомба, когда три самолёта "Swordfish" потопили итальянские корабли: плавбазу, эсминец и подводную лодку. Ещё одного крупного успеха самолёты авиагруппы "Eagle" добились у начале апреля 1941 года, когда группа "Swordfish", действуя с аэродрома в Порт-Саиде, потопила или вывела нз строя восемь итальянских эскадренных миноносцев. В апреле 1941 гола "Eagle" был направлен маршрутом вокруг Африки в Англию для ремонта и модернизации. В Атлантике авианосец, задержали для поиска германских рейдеров, и в итоге на ремонт он встал лишь 30 октября. В ходе модернизации на "Eagle" установили четыре радиолокационные станции: одну обнаружения воздушных целей и три - управления стрельбой. Артиллерийское вооружение авианосца теперь состояло из 9 152-мм. 4 102-мм орудий, 2 40-мм восьмиствольных автоматов "Пом-пом", 16 одноствольных автоматов "Эрлнкон" и 4 12,7-мм пулемётов. В марте 1942 года "Eagle" вновь вернулся на Средиземное море, В 1942 году, во время сражения за Мальту, командование использовало "Eagle" для доставки на остров истребителей. 9 мая вместе с американским авианосцем "Wasp" он переправил на Мальту 64 самолёта "Spitfire", прибытие которых стало поворотным пунктом в воздушных боях. В середине мая "Eagle" доставил еще 17 истребителей, а в начале нюня за два рейса - 55 самолётов. Всего за девять походов "Eagle" переправил на Мальту 183 истребителя "Spitfire". Кроме того, в мае самолёт с "Eagle" потопил германский блокадопрорыватель "Elbe". В июне "Eagle" вошёл в состав соединения вице-адмирала Кертнса, иключавшес кроме него авианосец "Argus", линейный корабль "Malaya", крейсеры "Liverpool", "Kenya", "Charybdis" и восемь эсминцев. Это соединение осуществляло охранение конвоя "Гарпун" (Англия-Мальта). В воздушных боях истребители авианосцев сбили одиннадцать германских и итальянских самолётов, сами потеряв семь. В августе 1942 гада "Eagle" вышел в свою последнюю операцию в составе соединения вице-адмирала Сифрета, включавшего также авианосцы "Victorious" и "Indomitable", линкоры "Nelson" и "Rodney", семь крейсеров, 24 эсминца и осуществлявшего охранение конвоя "Пьедестал", следовавшего на Мальту. В 13 ч 15 мин 11 августа германская подводная лодка U73, пройдя завесу кораблей охранения, атаковала "Eagle", добившись попадания четырёх торпед. Старый авианосец быстро пошёл ко дну; ил 1160 человек экипажа удалось спасти 900.
© подготовкa к публикации
М.Л.Богданов,В.Б.Кузнецов, 2000.
|