Одна из самых крупных серий английских легких крейсеров,
развитие типа "Каллиопа". Легкие крейсера типа "С" берут
своё начало с типа "Кэролайн" - прямых наследников "Аретьюсы".
Тип "С" можно разделить на три большие группы:
- тип "Кэролайн" ("ранние
"С")
|
 |
- тип "Каллиопа" ("средние
"С") |
 |
- тип "Каледон" ("поздние
"С") |
 |
За счёт небольшого увеличения размеров и водоизмещение
был осущёствлён переход на единый 152-мм калибр артиллерии
со смешанного 102-мм - 152-мм. Начиная с "Чемпиона" (тип
"Каллиопа"), устанавливались двухвальные энергетические
установки с зубчатыми редукторами.
Тип подразделялся на 3 группы. В 1-ю входили корабли типа
"Каледон", с обычным для того времени расположением артиллерии
на одном уровне (кроме двух кормовых орудий ГК). Во 2-ю
— корабли типа "Кардифф", на которых, вслед за крейсерами
типа "D" (а не наоборот!) носовые орудия ГК устанавливались
возвышенно одно над другим. Причем сделано это было не столько
для усиления носового залпа, сколько с целью отодвинуть
ходовой мостик и приборы управления огнем от форштевня,
снизив их заливаемость (все корабли типов "Аретьюса"и "ранних"
и "средних" "С" сильно страдали от забрызгивания носовой
оконечности). Из-за возросшего "верхнего" веса на кораблях
2-й группы ширина корпуса была незначительно увеличена.
Несмотря на предпринятую перепланировку, они оказались лишь
чуть менее мокрыми", чем их предшественники. На крейсерах
3-й группы (тип "Кейптаун") пришлось изменить форму носовой
оконечности. Высоту форштевня увеличили на 1,5 м, за счет
чего палуба полубака в нос от орудия ГК "А" имела достаточно
крутой подъем.
Большинство участвовало в заключительной фазе 1-й мировой
войны и в действиях против Красного флота на Балтике в 1918
— 1919 гг. "Кассандра" погибла от подрыва на мине а Финском
заливе.
В литературе существуют различные мнения относительно вооружения
крейсеров типа "С". В одних справочниках указывается 5 152/45
орудий, в других - 5 152/50. Характерно, что 50-калиберные
орудия обычно приводятся в справочниках, посвящённых Второй
мировой войне. из чего можно сделать вывод о том, что в
ходе службы на части крейсеров заменили 152-мм орудия. В
пользу этого говорит и то, что в Первой мировой войне из
крупных кораблей 152-мм/50 орудия стояли только на линкорах
"Канада", "Эрин" и "Эджинкорт", строившихся не для английского
флота. 152-мм/45 орудия являлись стандартными для английских
легких крейсеров. Аналогично обстоит дело и с малокалиберной
артиллерией - указываются 4 47-мм пушки или 2 40-мм одноствольных
"пом-пома".
Созданные для действий в Северном море по проекту, разработанному
еще в 1915 г., к началу 1930-х гг. крейсера типа "С" успели
морально устареть, и в 1935 г. было принято решение переоборудовать
их в корабли ПВО. В 1935 — 1936 гг. на "Ковентри" и "Кэрлью"
все старое вооружение заменили на 10 одноорудийных 102-мм
зениток и 2 8-миствольных 40-мм "пом-пома". Чтобы сохранить
остойчивость, на корабли пришлось догрузить около 100 т
балласта. В 1939 г. из-за нехватки "пом-помов" для вооружения
вновь строящихся кораблей с обоих крейсеров сняли по одной
такой установке, заменив ее 2 х 4 12,7-мм зен. пулеметами.
Модернизация оказалась успешной, и в период с 1936 по 1940
г. планировалось перевооружить аналогичным образом оставшиеся
11 кораблей типа "С". Однако программа была отложена, и
только в 1938 г. начались работы на "Кэйро" и "Калькутте".
В отличие от первых двух кораблей, на них установили не
одинарные, а спаренные 102-мм зенитки и лишь один четырехствольный
"пом-пом". В строй они вошли в мае и июле 1939 г. соответственно.
В середине того же года начались работы на "Кюрасао" и "Карлейле".
Планировалось, что за ними последуют и остальные корабли
типа "С", но начавшаяся война вынудила ограничиться завершением
работ на этой паре, вступившей в строй в 1940 г.
К программе по переоборудованию крейсеров типа "С" в корабли
ПВО вернулись только в 1942 г., когда модернизацию прошли
"Коломбо" (с июня 1942 по март 1943 г.) и "Каледон" (с сентября
1942 по декабрь 1943 г.).
Состав вооружения на них существенно отличался от остальных
— число 102-мм установок сократилось до трех, зато существенно
усилились средства ближней ПВО. На "Кадедоне", относившемуся
к 1-й группе, объем работ оказался существенно больше, чем
на "Коломбо", так как для размещения нового вооружения требовалось
перестроить носовую надстройку по типу кораблей 2-й и 3-й
групп.
После перестройки "Коломбо" и "Каледона" программу окончательно
свернули — не было смысла тратить средства на устаревшие
корабли.
На крейсерах, не прошедших модернизацию в корабли ПВО,
изменения в составе вооружения в годы войны свели к минимуму.
На "Карадоке" в 1941 — 1942 гг. 40-мм "пом-помы" заменили
на 5 "эрликонов". На "Кардиффе" и "Сересе" в 1942 г. установили
по 6 "эрликонов". На последнем в 1944 г. сняли 76-мм орудия
и 40-мм "пом-помы", доведя число "эрликонов" до 14. Из кораблей
ПВО на "Кэрлью" и "Ковентри" в 1939 — 1940 гг. демонтировали
по два 102-мм орудия, на последнем в 1942 г. добавили 5
20-мм "эрликонов". "Карлейл" в 1941 г. получил дополнительно
2x1 40-мм "пом-пома", в начале 1942 г. установлено 7 "эрликонов",
к концу года их число доведено до 10. В 1942 г. на "Кюрасао"
и, возможно, на "Кэйро", установлено по 5 "эрликонов". "Каледон"
в 1944 г., a "Коломбо" в 1945 г. дополнительно получили
6 и 4 одноствольных 40-мм "бофорса" соответственно, число
"эрликонов" возросло до 13 ("Каледон") и 10 ("Коломбо").
"Кэрлью" потоплен германской авиацией (близкие разрывы
бомб) у берегов Норвегии 26.05.1940.
"Калипсо" потоплен торпедой итальянской подлодки "Баньолини"
12.06.1940 у Тобрука.
"Калькутта" потоплен германской авиацией северо-западнее
Александрии 1.06.1941.
"Кэйро" потоплен у Бизерты итальянской подлодкой "Аксум"
12.08.1942.
"Ковентри" потоплен германской авиацией 14.09.1942 у берегов
Египта.
"Кюрасао" поврежден германскими бомбами 24.04.1940, ремонт
— до декабря 1940 г., потоплен 2.10.1942 таранным ударом
военного транспорта (лайнера) "Куин Мэри" (разрезан пополам)
в Атлантике.
"Карлейл" тяжело поврежден авиацией 9.10.1943, не восстанавливался
и использовался как плавбаза эскортных сил в Александрии.
"Кейптаун" 8.04.1941 поврежден торпедой итальянского торпедного
катера MAS-213, ремонт — до июля 1942 г.
Уцелевшие крейсера сразу после войны были выведены из состава
флота и в 1946-1948 гг. сданы на слом.
Крейсера типа "С" ("Каледон") оказались вполне удачными
кораблями для совего времени. Их ровесники - последние германские
лёгкие крейсера типа "Кенигсберг II" были больше по водоизмещению
и несли на 3 орудия больше. Тем не менее "немцы" имели в
бортовом залпе те же 5 150-мм орудий, а их скорость была
на 1,5-3 уз. меньше. По бронированию "Каледон" вполне соответствовал
предъявляемым тогда требованиям для легких крейсеров. для
периода Первой мировой войны крейсера типа "С" по критерию
"стоимость-эффективность" следует признать одними из самых
удачных в своём классе. Правда, вступающие в строй в самом
конце войны, они не смогли показать себя во "всей красе".
В силу этого английские адмиралы и в 30-х гг. считали крейсера
типа "С" чуть ли не идеальными для эскадренной или колониальной
службы.
Массовая постройка в 20-х гг. "вашингтонских" и в 30-х
гг. новых башенных лёгких крейсеров в значительной мере
обесценила крейсера типа "С". Выход был найден вполне удачный
- переоборудованные в крейсера ПВО они неплохо проявили
себя на начальном этапе войны. Англичане таким образом первыми
получили специализированные корабли ПВО на основе крейсера.
Характерно, что англичане одновременно с модернизацией старых,
строили и крейсера ПВО специальной постройки. Некоторое
влияние модернизация крейсеров типа "С" оказала и на создание
японских эсминцев ПВО типа "Акицуки".
Правда, скорость этих, уже достаточно изношенных кораблей,
по меркам Второй мировой была уже маловата, хотя и достаточна
для совместных действий с устаревшими тихоходными линкорами
и авианосцами, для конвойной службы. Основными недостатками
модернизации следует считать то, что до войны не успели
переоборудовать все корабли и откровенно слабую малокалиберную
зенитную артиллерию. Это стало причиной гибели трёх и тяжёлых
повреждений ещё одного из 8 переоборудованных крейсеров
ПВО ("Каледон" и "Коломбо" были модернизированы значительно
позже решающих морских боёв на европейском театре).
Модернизированные крейсера типа "С" уместнее всего сравнивать
с новейшими эсминцами с универсальной артиллерией, причём
сравнение будет не в пользу крейсеров. Такие эсминцы имель
4-8 орудий калибра 100-127-мм, довольно многочисленные зенитные
автоматы и полноценное торпедное вооружение. Кроме того,
эсминец обладал значительно лучшей скоростью и манёвренностью,
чем устаревший крейсер. Даже большие размеры не давали "С"
заметного преимущества как более устойчивой орудийной платформы
- при модернизации для сохранения остойчивости в разумных
пределах приходилось добавлять балласт. Единственным, но
не решающим, преимуществом крейсеров ПВО типа "С" перед
эсминцами является наличие бронирования.
Немодернизированные крейсера типа "С" к началу Второй мировой
войны вообще перестали быть сколько-нибудь значимыми.
|