Первые британские турбинные легкие крейсера с броневым
поясом. Проект был разработан инженером Филиппом Уотсом
в 1910 году. Продолжали линию развития крейсеров второго
класса - "скаутов". Считались также пригодными
для защиты коммуникаций, чему способствовало мощное вооружение
из 152-мм орудий. Строились несколькими сериями, незначительно
отличающимися друг от друга.
Корпус крейсеров строился по поперечной системе набора.
Полубак продолжался на 3/4 длины корпуса. Форштевень имел
серповидную форму, ставшую традиционной для британского
флота эпохи дредноутов и сменившую классический таран. По
всей длине корпуса было устроено второе дно.
"Тауны" получили достаточно развитое по площади
бронирование, успешно защищавшее их от 105-мм пушек немекцих
легких крейсеров и эсминцев. Основой его был броневой пояс,
простиравшийся по всей длине корабля. В районе машинно-котельных
отделений его толщина составляла 76 мм (51 мм брони на 25,4
мм обшивке), в оконечностях пояс утоньшался до 51 мм. По
высоте пояс достигал главной палубы, а в районе энергетической
установки - до верхней. К верхней кромке пояса примыкала
броневая палуба (главная палуба). Над энергетической установкой
ее толщина достигала 38 мм, над рулевыми машинами - 19 мм,
в остальных местах - 9,5 мм.
Вооружение состояло из 152-мм пушек длиной 45 калибров
традиционной проволочной конструкции. При максимальном угле
возвышения 30 градусов их дальнобойность составляла 17,37
км (почти 100 кабельтовых), а скорострельность - 5-6 выстрелов
в минуту. Дополняли вооружение 4 47-мм пушки, 76-мм зенитка
и 2 подводных 533-мм торпедных аппарата. Система управления
огнем состояла из двух дальномеров с базой 2,7 м, установленных
на топе треногой фок-мачты и кормовом мостике.
Энергетическая установка состояла из прямодействующих турбин
Парсонса и котлов Ярроу. В качестве исключения "Саутгемптон"
имел 2 турбины, а не 4, а "Аделаида" - турбозубчатые
агрегаты. Крейсера, заказанные для Греции, имели несколько
большую мощность механизмов. Проектная скорость составляла
25,5 узлов, чего по меркам Первой мировой войны оказалось
недостаточно.
Крейсера первой серии заказаны по программе 1911 года.
По сравнению с предыдущими крейсерами типа "Веймут",
у них был введен узкий броневой пояс, прикрывающий машинно-котельные
отделения. За счет этого несколько снизили толщину броневой
палубы. К данной серии относились три крейсера Королевского
флота и три крейсера флота Австралии. "Брисбен"
стал первым крупным кораблем, построенным на австралийских
верфях.
Вторая серия имела увеличенное на 40 тонн водоизмещение
и несколько меньший запас топлива. Вооружение было усилено
за счет добавления еще одного 152-мм орудия на баке. К этой
серии относились три английских крейсера и австралийский
"Аделаида", достроенный только в 1922 году.
"Честер" и "Биркенхед" изначально были
заложены для греческого флота под названиями "Lambros
Katsonis" и "Antinavarchos Kountouriotis".
В начале 1915 года перекуплены британским правительством
и в 1915-1916 гг. введены в состав Королевского флота. От
прототипов отличались полностью нефтяным отоплением котлов,
повышенной мощностью механизмов и увеличенной до 26,5 узлов
скоростью. После войны были вновь предложены Греции, но
покупка не состоялась из-за внутренних проблем Греции и
греко-турецкого конфликта. 140-мм орудия оказались настолько
удачными, что английский флот, а за ним и японский, приняли
их на вооружение. При небольшой потере в весе снаряда и
его разрушительной силе, эти орудия позволяли развивать
более высокий темп стрельбы.
Все крейсера активно участвовали в Первой мировой войне.
"Чатам" принимал участие блокаде немецкого крейсера
"Кенигсберг" и в Дарданелльской операции. 26 мая
1916 г. подорвался на мине в Северном море. В 1920-1924
г. был арендован флотом Новой Зеландии. Сдан на слом в 1926
году.
"Дублин" служил на Средиземном море. В самом
начале Первой мировой войны принимал участие в погоне за
германскими крейсерами "Гебен" и "Бреслау",
позже участвовал в Дарданелльской операции. 9 июня 1915
г. получил торпедное попадание с австрийской субмарины U-IV,
но сохранил ход в 17 узлов и самостоятельно пришел в порт
Бриндизи. После ремонта оперировал в Северном море. В ходе
Ютландского сражения совместно с однотипным "Саутгемптон"
"Дублин" потопил немецкий эсминец. В бою "Дублин"
получил 5 попаданий 150-мм снарядами (с крейсера "Эльбинг")
и 8 105-мм, потери составили 3 человека убитых и 27 раненых.
Списан в 1926 г., во время перехода к месту разборки на
металлолом сел на мель, где и был разобран в 1927 г.
"Саутгемптон" принял участие во всех крупных
сражениях Первой мировой в Северном море - у Гельголанда,
Доггер-Банки и Ютландском бою. При Ютланде "Саутгемптон"
добился торпедного попадания в германский крейсер "Фрауэнлоб",
погибший в этом бою. Списан и сдан на слом в 1926 г.
"Сидней" 9 ноября 1914 года после упорного боя
потопил германский легкий крейсер "Эмден". Также
в 1914 г. он участвовал в захвате германских колоний на
островах Тихого океана. В дальнейшем "Сидней"
патрулировал западную Атлантику, а с 1917 г. участвовал
в операциях в Северном море. Выведен в резерв 13 апреля
1923 г. 29 сентября 1924 г. вновь введен в строй как флагман
австралийского флота. Списан и сдан на слом в 1928 г. Треногая
фок-мачта крейсера была сохранена как памятник в честь боя
с "Эмденом". Три 152-мм орудия были использованы
в береговой обороне.
"Мельбурн" в начальный период Первой мировой
участвовал в захвате немецких колоний на островах Тихого
океана, затем эскортировал войсковые конвои, перевозившие
в Европу австралийские и новозеландские войска. Также принимал
участие в поисках германского крейсера "Карлсруэ".
Патрулировал в Атлантике и Северном море, в крупных сражениях
не участвовал. После войны служил в австралийских водах,
в том числе флагманским кораблем, неоднократно выводился
в резерв. Списан в 1928 г., разобран на металлолом в Англии.
"Брисбен" стал первым крупным боевым кораблем,
построенным в Австралии на военно-морской верфи "Кокату"
(Какаду). Введен в строй в конце 1916 г. Участие в Первой
мировой войне свелось к патрулированию и противорейдерским
операциям в Индийском и Тихом океанах и кратковременном
походе в Средиземное море. После войны неоднократно выводился
в резерв и вновь вводился в строй. В феврале-августе 1925
г. находился в водах Китая, в августе 1928 г. посетил Гавайские
острова. Окончательно выведен в резерв 16 августа 1929 г.,
но в 1935 г. введен в эксплуатацию - для перехода в Англию
и перевозки туда экипажа нового легкого крейсера "Сидней".
После этого окончательно списан и разобран на металл 24
сентября 1935 г.
"Бирмингем" 9 сентября 1914 г. стал первым кораблем,
потопившим немецкую подводную лодку U-15 таранным ударом.
Также он за 1914 г. потопил два германских торговых судна.
Участвовал в сражениях у Гельголанда, Доггер-Банки и Ютландском
бою. После войны служил на заграничных станциях до 1931
г., когда и был списан.
"Лоустофт" в августе 1914 г. потопил германское
торговое судно, участвовал в боях у Гельголанда и Доггер-Банки.
Затем служил на Средиземном море. В 1931 г. списан и сдан
на слом.
"Ноттингем" принимал участие в сражениях у Гельголанда,
Доггер-Банки и Ютландском бою, в операции по развертыванию
флота после обстрела Йорка 16 декабря 1914 г. 19 августа
1916 г. во время операции развертывания флота против германского
Флота открытого моря в 120-милях к юго-востоку от Ферт-оф-Форта
торпедирован подлодкой U-52. В результате попадания двух
торпед "Ноттингем" затонул с минимальными потерями.
"Честер" в Ютландском сражении получил 17 попаданий
150-мм снарядами. На нем погибло 29 человек и еще 49 было
ранено. Среди погибших был 16-летний Джон Корнуэлл, посмертно
получивший Крест Виктории. 140-мм орудие, в расчет которого
входил Корнуэлл, сохранено в Имперском военном музее в Лондоне.
В 1921 году после неудачной попытки продажи первоначальному
заказчику - Греции, "Честер" был списан и сдан
на слом.
"Биркенхед" принимал участие в Ютландском сражении,
затем патрулировал в Северном море. Сдан на слом в 1921
году.
Крейсер "Аделаида" устарел уже к началу постройки
в 1915 году, особенно по скоростным качествам и его строительство
получило низкий приоритет. Также возникли трудности с доставкой
нужных комплектующих из метрополии. В итоге постройка корабля
затянулась и заняла 7 лет - до 1922 года. Будучи устаревшим,
крейсер использовался в межвоенные годы как учебный корабль.
В 1928 году был выведен в резерв. В 1938 — 1939 гг. прошел
модернизацию, в ходе которой переведен на нефтяное отопление,
КО №1 с двумя ПК ликвидировано, но мощность ЭУ, за счет
некоторой форсировки десяти оставшихся ПК, и скорость уменьшились
не столь значительно. Число дымовых труб сокращено до трех.
Одно баковое 152-мм орудие демонтировано, а второе переставлено
в диаметральную плоскость. После модернизации вернулся в
состав флота и в течение 1940—1942 годов участвовал в конвойных
операциях. 28 ноября 1942 года, действуя совместно с голландским
лёгким крейсером "Якоб ван Хеемскерк", потопил
немецкий блокадопрорыватель "Рамзес". 13 мая 1946
года был выведен из состава флота и использовался как корабль-мишень.
29 февраля 1949 года "Аделаиду" продали на слом.
В целом крейсера типа "Таун" вполне оправдали
свое предназначение "защитников торговли". Мощное
вооружение значительно превосходило все возможности как
германских легких крейсеров до их перевооружения, так и
крейсеров-скаутов Королевского флота. Будучи первыми легкими
крейсерами с броневым поясом в британском флоте, "тауны"
весьма заинтересовали ряд иностранных флотов - по их "мотивам"
строились крейсера для Японии ("Хирадо") и Испании
("Рейна Виктория Эухения"). Именно такими океанскими
защитниками торговли пополнился и флот Австралии.
Единственным серьезным недостатком "таунов" следует
считать их относительно малую скорость - 25,5 узлов, чего
было явно недостаточно для совместных операций с флотилиями
эсминцев, которые уже в 1913-1914 годах уверенно взяли 30-узловой
рубеж. Тем не менее, "города" интенсивно и успешно
использовались как по прямому назначению на коммуникациях,
так и работали в составе эскадр Гранд-Флита.
Износ за годы военной службы и малая скорость стали причиной
их относительно быстрого вывода из состава флота в середине-конце
20-х годов. "Систершипов" пережил только крейсер
"Аделаида" - благодаря длительной постройке и
необходимостью иметь в составе австралийского флота "учебно-боевой"
океанский корабль.
|