Крейсера типа "Southampton" создавались как
ответ на японский "Mogami" с 15 155-мм орудиями.
Отправной точкой послужил проект крейсера типа "Phaeton",
увеличенный для размещения трехорудийных башен вместо трехорудийных.
В ходе проектирования появилась поперечная катапульта между
дымовыми трубами и 2 ангара по бокам первой трубы. Усилено
зенитное вооружение - изначально предусматривалось размещение
спаренных 102-мм орудий и четырехствольных 40-мм автоматов
"пом-пом".
Новые трехорудийные башни имели высокую степень автоматизации
и теоретически обеспечивали скорострельность в 12 выстр./мин
(в реальности - почти в 2 раза меньше).
Бронирование, по сравнению с предшественниками, было увеличено
- как длина пояса по ватерлинии, так и его толщина. При
этом явным диссонансом стала символическая 25-мм броня башен
ГК. Этот недостаток устранили на трех кораблях 2-й группы,
получивших башни со 102-мм броней. Прирост водоизмещения
составил 300 т, причем весь дополнительный вес располагался
выше ватерлинии. Для сохранения остойчивости ширину корпуса
увеличили, но скорость за счет более мощной ЭУ даже возросла.
"Newcastle", "Glasgow" и "Birmingham"
в 1940 г. получили на вооружение по две (последний - одну)
установки UP, их сняли с кораблей в 1941-1942 гг. На "Newcastle",
"Sheffield", "Glasgow", "Birmingham",
"Liverpool" и "Manchester" в 1941-1942
гг. 12,7-мм пулеметы заменены на 20-мм "эрликоны",
первоначально на 6-9, к 1943 г. - на 14-20. На "Manchester"
в 1941 г. установлен 1*1 40-мм/56 "Бофорс". В
1944-1945 гг. на "Birmingham" и "Sheffield"
дополнительно установлены счетверенные 40-мм/56 "Бофорсы",
а на "Liverpool" и "Glasgow" счетверенные
и однствольные 40-мм/40 "пом-помы". Авиационое
оборудование снято с "Newcastle" в 1942 г., с
"Birmingham" - в 1943 г., с "Sheffield"
и "Liverpool" - в 1944 г., с "Glasgow"
- в 1945 г. Башня ГК "Х" снята в 1944-1945 гг.
с "Birmingham", "Sheffield", "Liverpool"
и "Glasgow". Полное водоизмещение возросло до
12190 - 12330 т.
К концу войны легкое зенитное вооружение на пяти оставшихся
в строю крейсерах насчитывало: "Newcastle" - 29
стволов (2*4 40-мм/40 "пом-пома" и 21 20-мм "эрликон"),
"Sheffield" и "Birmingham" - по 51 стволу
(2*4 40-мм/40 "пом-пома", 4*4 40-мм/56 "бофорса"
и 27 20-мм "эрликонов"), "Glasgow" -
36 стволов (4*4 и 1*1 40-мм/40 "пом-помов" и 16
20-мм "эрликонов"), "Liverpool" - 47
стволов (6*4 и 4*1 40-мм/40 "пом-помов" и 19 20-мм
"эрликонов"). "Glouchester" потоплен
четырьма прямыми и тремя близкими попаданиями бомб у о.
Крит 22.5.1941. "Manchester" 23.7.1941 поврежден
авиационной торпедой, ремонт - до апреля 1942 г. 13.8.1942
повредлен торпедой с итал. ТКА в Центральном Средиземноморье,
потоплен кораблями эскорта. "Liverpool" 11.10.1940
поврежден авиацтонной торпедой, ремонт - до марта 1942 г.,
14.6.1942 вновь поврежден авиацтонной торпедой, ремонт -
до августа 1945 г.
"Southampton" 11.1.1941 поврежден двумя или тремя
250-кг бомбами у Мальты, добит кораблями эскорта. "Glasgow"
поврежден двумя авиационными торпедами 3.12.1940, временно
отремонтирован в январе 1941; полный ремонт с мая по октябрь
1942 г. "Newcastle" поврежден торпедой 15.6.1942,
в ремонте - до марта 1943 г. "Birmingham" поврежден
28.11.1943 торпедой, в ремонте - до января 1945 г. "Sheffield"
поврежден на мине 4.3.1942, в ремонте - 4 месяца.
|