Лидер “Exmouth” программы 1931 года.
Тип “Е”.
После постройки трех флотилий ( программ
1928, 1929
и 1930 годов ), у которых
лидеры были тех же размеров, что и эсминцы, Лорды Адмиралтейства,
на собрании в октябре 1930 года пришли к решению отойти
от сложившейся практики. Все новые лидеры должны были превосходить
соответствующие им эсминцы и обладать несколько большей
скоростью хода. В апреле следующего года Совет Адмиралтейства
определил, что лидер программы 1931 года станет улучшенным
типом “Кодрингтон”,
проект которого будет переработан в сторону увеличения запаса
топлива и большей на пол-узла скоростью хода. По требованию
вице-адмирала Бэкхауса, дополнительно к основному разрабатывался
альтернативный проект с тремя котельными отделениями. Одновременно
разрабатывался проект с двумя машинными отделениями, однако
очень скоро выяснилось, что в этом случае из-за большей
длины корпуса ухудшалась маневренность, на 15000 фунтов
стерлингов возрастала стоимость и увеличивался экипаж, поэтому
от подобного варианта отказались.
Эскизные проекты лидера были представлены
на рассмотрение Совету Адмиралтейства в июне 1931 года.
Стандартное водоизмещение варианта с двумя котельными отделениями
составляло 1470 т, с тремя 1495 т, длина возросла по сравнению
с оригиналом на 1,8 м, мощность машин 38000 л.с., вооружение
аналогично принятому на “Кодрингтона”, с добавлением двух
76-мм зенитных пушек. Минное или тральное вооружение не
проектами предусматривалось.
Контролер выбрал второй вариант, настоятельно
рекомендуя в будущем строить эсминцы и лидеры только с подразделением
котельной группы на три независимых отсеков. Критике подвергся
состав вооружения - предлагалось ограничиться одним 76-мм
орудием вместо двух, добавив тральное оборудование. Замечания
представителей штаба касались в первую очередь большой длины
- память об отвратительной маневренности “Кодрингтона” по
сравнению с эсминцами типа “А” была еще свежа.
После учета большинства замечаний эскизный
проект утвердили. Рабочие чертежи должны были быть готовы
к ноябрю, когда планировалось выдать наряд на постройку
портсмутской казенной верфи.
В ходе подготовке рабочих чертежей в проект
лидера были внесены те же изменения, что и в проект эсминца.
76-мм зенитная пушка исчезла из спецификации, а установки
главного калибра Mk.XIY с углом возвышения 30o
заменили на модель Mk.XVII, обеспечивающую возвышение 40o.
Тральное оборудование исключили из состава вооружения уже
в ходе постройки.
Подготовительные работы на верфи начались
1 ноября 1932 года, спустя ровно год и три месяца корпус
сошел на воду. Хотя в ходе постройки выяснилось превышение
веса корпуса на 10 т, машина оказалась легче на 26 т, что
привело к уменьшению стандартного водоизмещения с 1515 до
1495 т. На испытаниях в середине 1934 года лидер не смог
развить контрактную скорость, недобрав почти узел, хотя
мощность почти на 490 л.с. превысила заявленную в спецификации.
Эскадренные миноносцы программы 1931 года. Тип “E”.
СОСТАВ СЕРИИ: “ENCOUNTER”, “ELECTRA”,
“ESCORT”, “ECHO”, “ECLIPSE”, “ESK”, “ESCAPADE”, “EXPRESS”.
При обсуждении проекта эсминцев программы
1931 года, Совет Адмиралтейства высказал пожелание оснастить
эти корабли в дополнение к штатному вооружению выбранного
в качестве образца типа “С”
еще и оборудованием для минных постановок. Первоначально
планировалось оборудовать подобным образом все эсминцы флотилии,
однако, в связи с отсутствием опыта эксплуатации нового
привода постановки мин, в апреле 1931 года последовало решение
ограничиться всего двумя заградителями. Остальные шесть
кораблей должны были стать повторением типов “C”
и “D” с тральным оборудованием
( TSDS ). В июне был утвержден эскизный проект стандартного
эсминца, а месяц спустя - эсминца-минзага. В последнем случае
предполагалось возможность нести 60 мин модели Mk.XIV при
снятии для уменьшения нагрузки двух орудий главного калибра,
обоих торпедных аппаратов и трального оборудования. Остальном
корабли типа “Е” должны были мало отличаться от своих предшественников,
если не считать незначительного увеличения из-за возросшего
запаса боеприпасов полного водоизмещения до 1915 т, что
уменьшило скорость хода в полном грузу на четверть узла.
Главные изменения, предопределившие существенное
отличие типа “Е” от предшествующих типов, начали вноситься
уже на стадии разработки рабочих чертежей. Нововведением
стало деление второго котельного отделения водонепроницаемой
переборкой на два меньших по объему. Это положительно сказалось
на живучести. Таким образом, котельных отделений стало три
- по числу котлов.
Улучшение обводов корпуса, достигнутое
после многократных протяжек модели в опытовом бассейне в
Хэсларе, позволило скомпенсировать ожидаемое падение скорости
из-за возросшего водоизмещения.
Последующие изменения проекта касались
состава вооружения. В конце 1931 года, после проведенного
в Адмиралтейства исследования возможных сценариев будущей
войны был сделан вывод о необходимости отойти от предшествующей
практики строительства чисто тральных и противолодочных
флотилий эсминцев. Ограничение Лондонской морской конференцией
суммарного тоннажа британских эсминцев 150000 тонн не позволяло
иметь в этом случае достаточного числа кораблей с противолодочным
вооружением. В связи с этим, было решено, начиная с проектируемого
типа “Е”, оснащать все вновь строящиеся эсминцы как тральным,
так и противолодочным вооружением.
Рабочие чертежи и спецификации типа “Е”
были представлены Совету Адмиралтейства в феврале 1932 года.
Уже после их утверждения разгорелся спор в отношении состава
зенитного вооружения новых эсминцев. Первоначально запланированная
к установке между дымовыми трубами 76-мм пушка HA.II по
предложению Контролера Адмиралтейства вице-адмирала Роджера
Бэкхауса исключалась из спецификации, а на ее место с мостика
переносились 12,7-мм счетверченные пулеметы. Благодаря подобному
решению, появилась возможность перенести на срез полубака
шлюпку и катер с верхней палубы, освободив последнюю для
приема мин ( хотя в качестве минзагов были выбраны лишь
два эсминца, не исключалась возможность в будущем оснащение
подобным образом и остальных кораблей типа “Е” ). Против
подобного ослабления средств ПВО выступал адмирал Филд,
по настоянию которого 76-мм пушка и появилась в составе
вооружения эсминцев программ 1929 и 1930 годов. По мнению
же Бэкхауса, защиту соединения боевых кораблей от налетов
вражеской авиации должны были взять на себя крупные корабли,
а также палубная авиация.
В конечном счете Адмиралтейство приняло
“соломоново решение” - от 76-мм зенитной пушки отказались,
одновременно постановив переработать проект с целью увеличения
угла возвышения орудия главного калибра с 30о
до 40о.
Новая палубная установка Mk.XVII обеспечивала
большой угол возвышения за счет весьма оригинального приема.
Вокруг установки в палубе имелся кольцевой колодец диаметром
чуть более двух метров и глубиной примерно 35 см. При стрельбе
по надводным целям это углубление закрывалось специальными
металлическими щитами.. При больших углах возвышения щиты
снимались, что обеспечивало нормальный откат орудия с естественной
балансировкой, устраняя риск удара зарядного лотка о палубу.
Подобная конструкция впоследствии вызвала ряд критических
замечаний из-за своей непрактичности, однако использовалась
на трех типах эсминцев, вплоть до появлении на типа “Н”
более совершенных установок Mk.XVIII.
Хотя, начиная с кораблей программы 1931
года, лидер вновь приобрел увеличенные по сравнению с эсминцами
размеры. Адмиралтейство сохранило практику оборудовать часть
последних в качестве дивизионных лидеров. Тип “Е” уникален
тем, что вместо двух подобным образом оборудовали три корабля:
“Эхо”, “Эскапейд” и “Эск”.
Заказ на постройку эсминцев программы
был выдан в ноябре 1932 года со сроком сдачи через 24 месяца.
На испытания все превысили контрактную скорость в среднем
на узел. Наилучший результат был у “Эклипса”. При мощности
36093 л.с. он в течении шести часов держал среднюю скорость
37,56 узла.
|