ЛИДЕР ФЛОТИЛИИ: “GRENVILLE”.
Как и в случае с эсминцами программы 1933
года, лидер этой программы должен был стать повторением
своих предшественников программ 1931-1932 годов, но 1,8
м короче за счет отказа от крейсерских турбин и меньшей
длины машинного отделения. Рабочие чертежи и спецификацию
Совет Адмиралтейства утвердил в ноябре 1933 года, в том
же месяце состоялся конкурс на постройку, выигранный Ярроу.
Строитель сразу предложил оснастить корабль
оригинальными котлами с бортовым расположением топок, впервые
примененными на построенном у того же Ярроу в 1932 году
югославском лидере “Дубровник”. Эти котлы с подогревом воздуха
и перегревом пара располагались параллельно диаметральной
плоскости корабля, давая выигрыш в длине машинного отделения
порядка 2,5 м. Совет Адмиралтейства утвердил изменений проекта
в июле 1934 года.
На испытаниях “”Грэнвил” развил скорость
36,5 узла.
СОСТАВ СЕРИИ: “GARLAND”, “GIPSY”,
“GREYHOUND”, “GLOWWORM”, “GRENADE”, “GRAFTON”, “GRIFFIN”,
“GALLANT”.
Обсуждение тактико-технических требований
к эсминцам очередной программы 1933 года проходило в июне
1933 года. Эти корабли должны были стать повторением предшественников
типа “Е”, в проект которых по рекомендации Морского штаба
вносились некоторые изменения в сторону уменьшения водоизмещения
и усиления торпедного вооружения.
Опыт повседневной службы эсминцев ранних
программ показал, по мнению штаба, возможность отказаться
от специальных турбин крейсерского хода ( вернее ступеней
крейсерского хода в общем корпусе ). При незначительном
сокращении дальности плавания это позволило повысить надежность
и упростить ТЗА, а также сократить длину машинного отделения.
По опыту учений на Средиземном море в
марте 1933 года Морским штабом был сделан вывод о необходимости
усиления торпедного вооружения новых эсминцев за счет перехода
на пятитрубные торпедные аппараты. От очередной попытки
внедрить на британских эсминцах 130-мм орудие, после некоторого
размышления отказались, так как уже имелся неудачный опыт
эксплуатации подобной артиллерийской системы на лидере “Кемпенфелт”.
Основным недостатком считалась низкая боевая скорострельность,
обусловленная большим весом снаряда ( почти 32 кг ).
Эскизный проект типа “G”, составленный
с учетом рекомендаций Морского штаба, был подготовлен летом
1933 года. Размерения корпуса, за счет более короткого машинного
отделения и отказа от переборки между первым и вторым котельными
отделениями, оказались аналогичными типу “A”. Уменьшение
размеров и водоизмещения позволило снизить мощность энергетической
установки с 36000 л.с. до 34000 л.с. В остальном внутреннее
расположение и состав вооружения повторяли тип “E”. Из-за
отсутствия практического опыта использования пятитрубных
торпедных аппаратов решено было ограничиться оснащением
ими только одного корабля серии.
Рабочие чертежи и спецификации были утверждены
Советом Адмиралтейства в ноябре 1933 года, контракты на
постройку заключены в марте следующего. Представители фирмы
Файрфилд предлагали оснастить один из своих эсминцев ( “Джипси”
) экспериментальными котлами Джонсона, имевшими меньшие
размеры и вес по сравнению с адмиралтейскими и обеспечивающими
более высокие параметры пара ( T=339оС). При
всей заманчивости Адмиралтейство отказалось от предложения
Файрфилда, так как отсутствовал опыт применения подобных
котлов на кораблях британского флота.
Внешне эсминцы типа “G” отличались от
своих предшественников наличием трехногих мачт. Ранее подобная
конструкция была опробована на двух эсминцах типа “Е” (
“Эск” и “Экспресс” ) и показала свое преимущество перед
обычными однодревковыми мачтами.
На испытаниях корабли развили от 34,69
узла ( “Гарленд” ) до 35,68 узла ( “Грейхаунд” ).
|