Проектирование и постройка
Следующими линкорами во французском
флоте после четырех
кораблей типа Courbet стали дредноуты типа Bretagne.
Три корабля этого типа представляли
собой первые и единственные достроенные французские “сверхдредноуты”
(так стали называть корабли класса дредноутов, у которых
главный калибр превысил 305 мм). Еще 10 января 1910
года Верховный Морской совет (Conseil Superieur de la Marine)
при обсуждении постройки второй пары линейных кораблей-дредноутов
(будущие для того времени France и Paris)
рассматривал предложение установить на них орудия 340 мм
калибра, однако предложение не прошло. На разработку принципиально
нового орудия, его изготовление и испытание потребовалось
бы больше времени, чем на постройку самих кораблей, а задерживать
вступление в строй флота двух новых линкоров совету не хотелось.
Однако, уже тогда стало очевидно, что в более или менее
ближайшее время флот вновь столкнется с проблемой увеличения
калибра. Поэтому были предприняты некоторые шаги в этом
направлении. В частности, вскоре началась предварительная
разработка башенной установки для орудий более крупного,
чем 305 мм, калибра.
Препятствием к разработке более крупных
кораблей были не только трудности с вооружением, но также
и отсутствие сухих доков и подходящих построечных мест большого
размера. Как оказалось, возможности французских “арсеналов”
не позволяли даже рассматривать возможность строительства
новых кораблей, размеры корпуса которых были больше, чем
у Courbet. Поэтому Морской совет и командование флотом
требовали от Технического отдела (Section Technique des
Constructions Navales) разработки проекта корабля в 23 500
тонн, главное вооружение которого будет состоять из пяти
или шести спаренных башен с 340 мм орудиями. Рассматривался
также и вариант вооружения корабля четырьмя орудийными башнями,
в каждой из которых помещалось бы по четыре 305 мм
орудия, но известия о строительстве в других странах кораблей
с более крупными орудиями – калибров 343-356 мм (американские
типа Texas, английские типа Orion и Iron
Duke, японские типа Фусо) – заставили отказаться
от этого проекта.

От шестибашенного линкора по типу Courbet
но с более крупными орудиями пришлось сразу же отказаться
– спаренная башня 340 мм орудий весила 1200 тонн против
970 тонн у башни 305 мм орудий, и это при том, что
требовались гораздо большие размеры для подбашенных помещений
и боевых погребов. А такое размещение главной артиллерии
с бортовыми башнями на одном шпангоуте уже на Courbet
вызвало большие трудности. Установка же шести башен в диаметральной
плоскости была невозможна из-за ограничения в размерах и
водоизмещении. Превышение составляло как минимум 3000 тонн
по сравнению с Courbet.
Так как доводы против бортовых башен
были очевидны, Морской совет после ознакомления с предварительными
разработками легко согласился на пятибашенный проект. Однако
и в этом варианте корабль по водоизмещению оказался крупнее
Courbet. Ввиду жесткого ограничения водоизмещения
пришлось пойти на снижение защиты корабля – толщину главного
броневого пояса уменьшили на 20 мм.
Таким образом, если не принимать во
внимание увеличение главного калибра, новые корабли не представляли
собой значительного прогресса в сравнении с первыми французскими
дредноутами. Более того, в отношении броневой защиты первые
сверхдредноуты оказались даже слабее своих предшественников.
30 марта 1912 года во Франции была
принята новая кораблестроительная программа. В соответствии
с ней предполагалось довести линейный флот Франции до 28
единиц. При этом 17 кораблей нужно было построить вновь.
Частью этой программы и стали предполагавшиеся к постройке
линкоры нового проекта.
Строительство этих кораблей планировалось
начать по бюджету 1912 финансового года. После достройки
два корабля должны были заменить в строю флота старые броненосцы
Carnot и Charles Martel. Третий корабль строился
как замена погибшего в сентябре 1911 года броненосца Liberte.
1 мая 1912 года в Лориане состоялась
закладка линкора Provence на стапеле Point du
Jour, специально удлиненном для этого. Сборка корабля
производилась очень быстро и уже 20 апреля следующего года
корабль сошел на воду. На церемонии спуска присутствовал
министр Пьер Доден. Строительство второго корабля (Bretagne)
в Бресте началось почти одновременно, но официальная закладка
состоялась 1 июля 1912 года. Строился он еще быстрее и спуск
на воду состоялся на день раньше, чем у Provence.
15 июля 1912 года началось строительство третьего корабля
– Lorraine.
В 1913 году организация французских
линейных сил претерпела некоторые изменения. Было решено,
что полноценная линейная эскадра должна включать восемь
кораблей, объединенных в две линейных дивизии по четыре
корабля в каждой. Предполагалось, что каждая дивизия должна
состоять из однотипных кораблей. Четыре корабля типа Courbet
уже могли составить одну дивизию. Еще одну составили бы
корабли типа Bretagne, а в следующую дивизию предполагалось
включить четыре корабля типа Normandie. В соответствии
с этими планами в 1913 году принято решение о постройке
четвертого корабля типа Bretagne, однако вскоре от
этого отказались в пользу постройки пятого корабля типа
Normandie.
Построечные данные линейных
кораблей типа Bretagne
|
Название
|
Фирма
|
Заложен
|
Спущен
|
Готов
|
Сдан флоту
|
Provence
|
Arsenale de Lorient, Лориэн
|
01.05.1912
|
20.04.1913
|
.06.1915
|
.08.1915
|
Bretagne
|
Аrsenale de Brest, Брест
|
01.07.1912
|
21.04.1913
|
.08.1914
|
.09.1915
|
Lorraine
|
Ateliers & Chantiers de
la Loire & Penhoeth, Сен-Назер
|
01.08.1912
|
30.09.1913
|
1915
|
01.07.1916
|
ТТХ линейных кораблей типа Bretagne
- Данные по корпусу:
- Водоизмещение, тонн:
- проектное –23.230
- полное –28.500
- Длина, метров:
- по КВЛ –164,9
- наибольшая –166,0
- Ширина наибольшая, метров –26,9
- Осадка, метров:
- при стандартном водоизмещении –8,9
- при полном водоизмещении –9,8
- Бронирование, мм:

- Главный пояс –160-270-160
- Нижняя кромка пояса –180
- Верхний пояс (цитадель) –180
- Каземат (борт батареи) –80
- Переборка ПМЗ –8
- Полубак над казематом –40
- Главная или верхняя броневая палуба –40
- I платформа или нижняя броневая палуба –45
- Скосы нижней палубы –70
- Барбеты возвышенных башен ГК –270
- Барбеты пониженных башен ГК –248
- Лобовые плиты верхних башен ГК –250
- Лобовые плиты нижних башен ГК –340
- Лобовые плиты средней башни ГК –400
- Боковые плиты башен ГК –152
- Крыша башен ГК –72
- Защита ПМК (каземат) –180
- Носовая боевая рубка –314
- Первоначальное вооружение линкоров:
- 5*(2*340 мм/45), орудия образца М.1912
- 22*138,6 мм/45 образца М.1910
- 4*450 мм бортовых подводных торпедных аппарата (12
торпед)
Вес каждой башни ГК составлял 800 тонн,
включая 330 тонн вращающейся брони. Боезапас составлял 100
снарядов на орудие. Высота орудий ГК над ватерлинией составляла
для башен #1, #2, #3, #4 и #5 соответственно 9.3, 11.5,
10.2, 8.7, 6.2 метра. Углы обстрела для башен #1 и #5 –
270°, для башен #2 и #4 – 280°, для центральной башни #3
– 120°. Начальная скорость снаряда при новых орудиях – 795
метров в секунду.
Углы обстрела казематных орудий СК
составляли 120°, а боезапас – по 200 снарядов на орудие.
Горизонтальное наведение башен ГК осуществлялось
электрогидравлическим приводом системы Джэнни. Предусматривалось
специальное охлаждение погребов до 25°C. Система затопления
погребов позволяла заполнить любой погреб водой в течение
10 минут.
Плиты броневого пояса корабля возвышались
над ватерлинией на 2,4 м и на 1,7 м были погружены
в воду ниже ватерлинии. Первоначально проект не предусматривал
броневые траверзы, однако позже было решено установить их.
Для компенсации добавочного веса длина пояса была уменьшена
на 10 метров в оконечностях. Длина казематной брони 60 м.
Вследствие отказа от бортовых башен
появилась возможность установить броневую продольную противоторпедную
переборку для защиты от подводных повреждений борта, но
она оказалась слишком тонкой (всего 8мм), чтобы успешно
выполнять свои функции. Поэтому новые французские дредноуты
вряд ли можно было назвать лучше защищенными, учитывая,
что и толщина бортовой брони была снижена. По сравнению
с предыдущими линкорами на кораблях типа Bretagne
была хорошо продумана система разделения на водонепроницаемые
помещения. Для снижения размахов качки корабли получили
особое устройство, включающее специальные цистерны. Особое
внимание было также уделено управлению кораблем и вооружением
– в возвышенных башнях главного калибра было устроено по
одному резервному посту УАО, а носовая башня к тому же могла
быть использована как запасная боевая рубка.
Механизмы для дредноутов изготовлялись
на французских заводах. Турбины для Provence и Bretagne
были изготовлены заводом Forges et Chantiers de la Mediterranee
в Ла-Сейне, а для Lorraine – заводом Chantiers
et Ateliers de St.Nazaire (Penhoet) в Сен-Назере. Электроэнергетическую
установку составляли четыре генератора по 200 кВт каждый.
Эти корабли изменяли свой внешний вид
несколько раз. Первоначально они имели одинаковое исполнение.
Различно выполнены были лишь краны и крановые опоры, а Bretagne
к тому же имел на задней кромке носовой трубы одну слегка
изогнутую паровую трубку. В отличие от других кораблей этого
типа на Provence паровая трубка на кормовой дымовой
трубе находилась на задней кромке.
С 1918 года на Bretagne грот-мачта
была срезана до короткого обрубка – по тем же причинам,
что и на ранее упомянутом Courbet. Первая модернизация
была вызвана прежде всего желанием увеличить дальнобойность
орудий при одновременном совершенствовании систем управления
огнем. На кораблях угол возвышения орудий главного калибра
был увеличен с прежних 18° до 23°, что увеличило дальнобойность
до 25.6 км. На месте фок-мачты обычного типа была установлена
треногая с артиллерийским марсом и стеньгой. На Bretagne
кроме этого в виде эксперимента установили пост управления
огнем британского производства. Он был размещен на специальной
выступающей платформе на ярус ниже артиллерийского марса.
Одновременно были увеличены также надстройки мостика, а
на Bretagne и Provence увеличили по высоте
носовую дымовую трубу приблизительно на 4 метра. На Lorraine
ограничились первоначально только 2 метрами. Противоминная
артиллерия была сокращена – удалили первую носовую группу
орудий. Это позволило усилить зенитное вооружение.
Вооружение после первой модернизации
- 5*(2*340 мм/45)
- 18*138,6 мм/45 в казематах
- 4*75мм зениток
- 4*450 мм подводных бортовых ТА
В этотпериод на Lorraine провели
своеобразный эксперимент по использованию авиационного вооружения.
На фок-мачте корабля была устроена специальная подвесная
рампа, подобная примененной на американских дирижаблях Akron
и Macon. Направленная на левый борт в корму корабля
(примерно 45° от линии ДП) она держала небольшой гидросамолет,
который с нее же мог и стартовать. Однако этот эксперимент
надежд не оправдал, и оборудование вскоре было снято.
Целью второй модернизации главным образом
был переход котлов на нефтяное отопление. Попутно были сделаны
и некоторые другие работы. На Lorraine носовая дымовая
труба была возвышена еще на 2 метра, так что теперь она
стала точно такой же по высоте, как и носовые трубы Provence
и Bretagne. Кроме того, произведена установка новых
приборов управления огнем артиллерии, прежде всего на артиллерийском
марсе. При этом на Bretagne он был соответственно
изменен и стал аналогичен артиллерийским марсам других кораблей
этого типа. На Lorraine в 1933 году убрали фок-стеньгу,
а грот-мачта была несколько укорочена, но получила при этом
более длинную стеньгу.
Во время третьей перестройки корабли
получили новые котлы с трубками малого диаметра на нефтяном
топливе, причем кормовая дымовая труба была несколько возвышена
и по высоте стала равной с носовой. Одновременно на кормовой
трубе были установлены зауженные антенные распорки. Надстройки
были несколько изменены, в частности площадь мостика была
вновь увеличена. Прежний артиллерийский пост на марсе был
оборудован новым 6-метровым дальномером, который несколько
позднее заменили на 8-метровый. Корабли получили новые 340 мм
орудийные стволы, первоначально предназначавшиеся для линкоров
типа Normandie. Состав противоминной артиллерии уменьшился
на четыре орудия кормовая группы, за счет которых вдвое
усилили зенитное вооружение. Изменилась и защита корабля.
Для облегчения оконечностей были сняты плиты броневого пояса
по ватерлинии на участках по 10 метров от носа и кормы.
Это ослабление защиты было компенсировано установкой новых
траверзов.
Вооружение после третьей модернизации
- 5*(2*340 мм/45)
- 14*138,6 мм/45 в казематах
- 8*75 мм зениток
- 4*37 мм зенитных автомата
- 2 счетверенные устновки малокалиберных пулеметов
- До 30 мин заграждения
- 8*914 мм и 2*762 мм прожектора
Объем работ третьей модернизации на
Lorraine был значительно расширен. Этот корабль было
решено перестроить в авианосный по специально разработанному
проекту. Помимо вышеперечисленных мероприятий, средняя башня
главного калибра была снята и заменена на 23-метровую катапульту.
На месте бывших подбашенных помещений был оборудован довольно
просторный ангар для гидросамолетов. Ввод и вывод гидропланов
на палубу надстройки производился через бортовые ворота
ангара. Чтобы получить необходимое для этого устройства
место, кормовую трубу пришлось отодвинуть в корму примерно
на 5 метров, а носовую сделать более узкой, чем раньше и
в то же время несколько более высокой, чем кормовая труба.
Вместо старых кранов были установлены новые, более мощные
и производительные.
Вооружение Lorraine с 1936 года
- 4*(2*340 мм/45)
- 14*138,6 мм/45 в казематах
- 4*{2*100 мм}зенитных (4 спаренных АУ)
- 4 (позднее 8) 37 мм зенитных автомата
- 2*{4*8 мм} зенитных пулеметов
- 1 катапульта и 4 гидросамолета
С 1936-1939 годов на Provenceе
в виде опыта третья от носа пара побортных 75 мм зенитных
установок была заменена двумя спаренными 100 мм зенитными
установками.
Во время Второй мировой войны в 1943
году на Lorraine была снята катапульта, зенитное
вооружение было изменено и усилено. В верхней части надстройки
перед фор-марсом была установлена радарная антенна американского
производства на специальной решетчатой стеньге. Одновременно
фор-марс получил добавочную платформу.
Вооружение Lorraine с 1943 года
- 4*(2*340 мм/45)
- 14*138,6 мм/45 в казематах
- 8*75 мм зенитных орудия
- 14*40 мм зенитных автомата
- 25*20 мм зенитных автоматов
Первоначальный экипаж линкоров составлял
1124 человека. После третьей модернизации – 1130 человек
(+57 на флагмане). На Lorraine с 1936 года – 977
человек.
Характеристики орудий
|
340 мм M.1912
|
138 мм M.1910
|
75 мм M.1924
|
100 мм M.1932
|
Вес ствола, тонн
|
69.6
|
5.3
|
1.0
|
1.5
|
Вес снаряда, кг
|
554
|
39.5
|
5.9
|
14.9
|
Дальность, км
при возвышении
|
25.1
|
16.1
|
15.0
|
15.4
|
23°
|
25°
|
?
|
?
|
Досягаемость по высоте, км
|
-
|
-
|
10.0
|
?
|
Пределы вертикального наведения
|
-
|
-
|
-10+90°
|
-10+70°
|
Скорострельность, мин-1
|
1-2
|
5-6
|
10
|
15
|
История линкора Bretagne
Август-сентябрь
1915 – дредноут присоединился к французскому военному флоту,
с базированием на Аргостоль. Корабль стал флагманом I линейной
эскадры, в которую входили также четыре дредноута типа Courbet.
В 1916 году линкор оставался флагманом
эскадры. Начиная с июля, каждая из трех эскадр поочередно
на месяц ходила к Корфу для проведения упражнений и боевой
подготовки. Боевых действий как таковых не было, поэтому
часть экипажей кораблей эскадр передавалась для комплектации
патрульных судов. К концу года на I эскадре некомплект личного
состава насчитывал 7%, при этом нужно отметить, что она
состояла из лучших французских кораблей.
В 1917 году Bretagne по-прежнему
флагман I эскадры. На кораблях был восполнен некомплект
экипажей за счет новобранцев и линкоры занялись подготовкой
специалистов. Одновременно проводились практические испытания
улучшенных снарядов, а также отрабатывались новые методы
стрельбы; изучался опыт Ютландского боя. В то же время стала
ощущаться нехватка топлива. Патрульные суда – главные пожиратели
угля – сильно сократили его запасы, восполнять которые не
успевали. К тому же немецкие лодки потопили три из пяти
угольщиков эскадры. Еще в январе недогрузка угля на линкорах
составляла 6000 тонн. А в конце года, в ноябре-декабре,
ни один из линкоров не смог выполнить огневые упражнения.
В 1918 году продолжались трудности
с нехваткой угля.
В июле 1918 года Bretagne зачислен
в I дивизию I линейной эскадры. Вместе с ним туда входили
Lorraine и France.
После окончания войны линкор продолжал
находиться в составе Средиземноморской эскадры.
В 1919-1920 годах фок-мачту линкора
сделали треногой, установив на ней посты управления огнем.
В мае 1921 года Bretagne прибыл
в Ла-Сейн для модернизации (в числе прочих работ увеличены
углы возвышения ГК с 18° до 23°, переделана носовая надстройка
и увеличена высота дымовых труб). После вступления в строй
линкор стал флагманом Средиземноморской эскадры.
Летом 1921 года Bretagne совместно
с Provence, France и другими кораблями эскадры
совершил переход из Тулона в Лориэн, с заходом в Оран и
Лиссабон. 25 июля Bretagne в Гавре участвовал в морском
параде. Парад посетил президент Франции Миллеран. Затем
эскадра ходила в порты Дюнкерк, Кале и Булонь. Это был первый
после 1913 года визит Средиземноморской эскадры в эти порты.
При посещении Бреста кораблю вручили “золотую книгу”, содержащую
сведения о всех кораблях, носивших имя Bretagne начиная
с ХVI века. В сентябре эскадра вернулась в Тулон.
В 1922 Bretagne продолжал нести
флаг командующего эскадрой. Кроме него в эскадру входили
линкоры France, Paris и Jean Bart.
Весной 1922 года Bretagne участвовал
в международном морском параде в Алжире (участвовали корабли
Англии, США и Италии).
Летом 1922 года Bretagne, France
и Paris в сопровождении Metz, Strasbourg,
Amiral Senes, Bisson, Capitane Mehl,
Casque, Commandante Bory, Mangini и
Protet совершили поход в Атлантику и Ла-Манш. 26
августа произошла катастрофа с France в Куибероне.
В сентябре эскадра вернулась в Тулон.
В 1923 году состоялась инспекция эскадры
министром Роберти. При этом флаг адмирала был перенесен
на Provence. Совместно с эскадрой Bretagne
участвовал в учениях и походах.
В 1924 году Bretagne, Provence
и Lorraine вместе со средиземноморской эскадрой участвовали
в совместных учениях и походах по Средиземному морю. Эскадру
инспектировал министр Дюмейни.
В 1925 году линкор прошел модернизацию
и ремонт с докованием. Корабль был переведен на нефтяное
отопление. Были сняты четыре 138 мм орудия и добавлены
четыре 75 мм зенитных пушки. Установлены новые приборы
управления огнем, переделан артиллерийский марс. В октябре
корабль вернулся в строй, вновь став флагманом Средиземноморской
эскадры.
В 1926 году линкор участвовал в походах
и учениях у побережья Туниса. Проводилась инспекция министром
Боре.
В 1927 году Bretagne участвовал
в походах к марокканским берегам. В октябре адмирал перенес
флаг на Provence.
До июня 1928 года линкор прошел длительное
докование. Затем он совершил поход в Атлантику. К этому
времени в строю действующего флота из соображений экономии
оставались только три линкора типа Bretagne.
3 июля 1928 года линкор Bretagne
участвовал в морском параде в Гавре. Парад принимал Президент
Думерже.
В начале 1929 года линкор принял участие
в маневрах флота, на которых присутствовал генерал Вейган.
18-28 мая корабль посетил Барселону,
а 16-17 июля, вместе с Provence и Duguau-Trouin,
участвовал в торжествах в Сен-Тропез, посвященных двухсотлетию
со дня рождения Сюффрена.
В начале 1930 года Bretagne
вместе с Lorraine перечислены во II линейную дивизию.
10 мая 1930 года в Алжире линкор участвовал
в морском параде, посвященном столетию Алжира. На параде
присутствовал президент Думерже.
В 1931/34 годах Bretagne прошел
модернизацию. Были сняты торпедные аппараты, четыре 138 мм
орудия (их осталось только 14). Число 75 мм зениток
(60-калиберных) увеличено до восьми. Увеличена высота передней
дымовой трубы. Интересно отметить, что Bretagne был
единственным линкором, не имевшим грот-мачты.
В 1934/35 годах линкор входил в состав
II линейной дивизии Атлантической эскадры (с базированием
на Брест). Участвовал в маневрах, совершил плавание на Азоры
и в Марокко.
В 1937 году вспыхнул испанский мятеж.
После начала боевых действий Bretagne временно участвовал
в интернациональном контроле испанских вод, а затем, вместе
с Lorraine, в эвакуации гражданского населения из
Бильбао.
В 1938 году корабль занимался боевой
подготовкой, совершил походы в Ла-Манш, а затем – в Марокко
и на Мадейру.
Кампания 1939 года началась для линкора
походом на Антильские острова. Затем корабль перешел в Средиземное
море, в Тулон с заходом в Касабланку, Танжер и Оран. В сентябре
Bretagne и Provence вошли в состав II линейной
дивизии Сил Открытого моря (с базированием на Тулон).
2 декабря в Тулоне линкор стал в док
и вышел оттуда только 3 марта 1940 года. Ему предстоял очень
важный поход – война захлестнула Францию и стало необходимо
вывезти большое количество золота. 7 марта на Bretagne
погрузили 1820 ящиков, еще 1179 ящиков золота принял Algerie.
11 марта корабли (Bretagne, крейсера Algerie
и Primauguet, эсминцы Aigle, Lynx,
Maille-Breze и Vauban) вышли из Тулона в Мерс-эль-Кебир,
а затем отправились в Галифакс. Перед заходом в Касабланку
от отряда отделились Primauguet и Lynx, но
зато присоединился вспомогательный крейсер Victor Schoelcher.
15 марта на широте Мадейры эсминцы отделились от отряда
и вернулись в Марокко. Отряд соединился с крейсером Colbert
и 22 марта прибыл в Галифакс уже под эскортом канадских
эсминцев. Золото было быстро выгружено, и уже 29 марта корабли
покинули Галифакс, эскортируя транспорты Louis L.D.
и Wisconsin с 82 американскими самолетами. 5 апреля
на широте Мадейры корабли соединились с эсминцами Aigle,
Albatros, Valmy, Vautour и Verdun,
тогда как крейсер Colbert повернул в Дакар. На следующий
день эскорт был усилен I дивизионом эсминцев (Palme,
Mars и Railleuse). Перед Касабланкой 8 апреля
Bretagne, Algerie и эсминцы отделились от
пароходов и направились в Тулон. Уже на подходе к нему все
эсминцы за исключением Aigle, вернувшегося в Оран,
отделились от линкора и крейсера, которые на следующий день
прибыли в Тулон.
29 апреля линейная дивизия (Bretagne,
Provence и Lorraine) включена в состав “Соединения
Х”.
В мае 1940 года корабли отправились
в Александрию, соединившись на широте Туниса с английскими
линкорами Barham и Malaya.
15 мая “Соединение Х” и английские
корабли вышли на учения.
В середине июня Bretagne и Provence
с ЭМ Lynx и Tigre совершили поход в Бизерту,
а оттуда перешли в Мерс-эль-Кебир. Там дивизия соединилась
с линейными крейсерами Dunkerque и Strasbourg.
Все вместе корабли стояли в гавани до памятного 3 июля.
В этот день утром Bretagne стоял
ошвартованый кормой к большому молу между Strasbourg
и гидроавианосцем Commandant Teste. Из всех линкоров
он был крайним от форта. В 7.00 появилось английское “Соединение
Н” –Hood, Resolution, Valiant и авианосец
Arc Royal. Дальнейшие события развивались в таком
порядке:
- 7.50 – сыграна боевая тревога
- 8.00 – вызов личного состава на боевые посты ПВО
- 8.20 – подготовлены по 4 снаряда на орудие в башне #4
- 8.55 – приказано ввести в действие котлы
- 9.20 – вызов на посты наблюдения и управления огнем,
а также на посты подачи боезапаса
- 9.30 – отданы швартовы
- 10.15 – личный состав ознакомлен с содержанием английского
ультиматума
- 11.15 – запущены машины и к 12.00 линкор подготовлен
к бою
- 12.30 – пять английских самолетов сбросили мины в фарватер
- 13.30 – английские линкоры выстроились в боевую линию
- 16.25 – конец переговоров на борту Dunkerque
- 16.56 – прозвучал первый английский залп. Одновременно
поднят сигнал к общей съемке с якоря. Корабли двинулись
вперед. По Bretagne стреляли английские линкоры
Hood и Resolution
- 16.59 – 381-мм снаряд пробил броню правого борта в корме.
Воспламенились кормовые боевые погреба и взрывом корпус
корабля был разорван. Второй снаряд разорвался в отсеке
кормовых машин. Кормовая часть оказалась охваченной пламенем.
Третий снаряд взорвался в районе средней башни и вызвал
взрыв боеприпасов в 138 мм батарее. В это время внутрь
корабля проникло очень много воды, появился большой крен
на правый борт. Поступил приказ покинуть посты. Четвертый
снаряд взорвался у основания треногой мачты. К этому времени
линкор полностью потерял боеспособность. В 17.09 Bretagne
перевернулся и затонул.
На корабле убиты и пропали без вести
38 офицеров, 155 старшин и 784 матросов. Оставшиеся в живых
145 человек были спасены в основном шлюпками с Commandant
Teste под огнем противника. Как факт интересно отметить,
что Commandant Teste назван в честь капитан-лейтенанта,
который в 1921 году сбросил учебную бомбу в 20 метрах от
форштевня Bretagne. Израсходовавший горючее самолет
упал в воду и утонул, но пилота успели выловить.
В 1942 году адмирал Дарлан установил
на дамбе напротив обломков корабля мемориальную доску в
память о его гибели.
Сам корабль, вернее то что от него
осталось, был разобран на металл после войны в 1952 году.
История линкора Provence
1915
год –впервые вступил в кампанию.
17.7.1915 вышел из Тулона с министром
Оганье на борту.
18.7.1915 прибыл в Бизерту.
Вскоре после этого соединился с эскадрой
в Аргостоли, где поднял до конца войны флаг вице-адмирала
– командира соединения. В составе эскадры участвовал в боевых
действиях соединения.
28.8.1916 прибыл в Мило, где собралась
так называемая эскадра А, в состав которой входили корабли
разных стран, в том числе – французские (6 линкоров, 3 крейсера,
12 миноносцев, 1 минзаг, 2 канонерские лодки), английские
(1 линкор, 2 авианосных корабля, 3 монитора, 2 крейсера,
1 минзаг, 6 миноносцев, 1 канонерская лодка), русские (1
линкор), итальянские (1 крейсер). 02.09.1916 корабли эскадры
А появились у входа в бухту Саламин, где были арестованы
13 коммерческих германских и австрийских пароходов.
11.10.1916 арестован греческий флот
(2 эскадренных броненосца, 1 броненосный крейсер, 1 легкий
крейсер, 19 миноносцев, 2 подводные лодки, около 10 вспомогательных
судов).
17.10.1916 Provence высадил
свою пехоту в поддержку высадившихся ранее десантов с Democratie.
Этот десант захватил Запейон.
7.11.1916 французский флаг поднят на
всех арестованных греческих кораблях, которые тут же были
включены в состав французского военного флота. В конце декабря
1916 года прибыло подкрепление (2 батальона французской
колониальной пехоты и десантные команды с линкоров второй
эскадры, отправленные из Корфу), которое высадилось на берег.
01.12.1916 инцидент в Афинах, десант
с Provence усилил 2-ой батальон военного флота (партии
десанта с Verite, Justice и Republique)
на пути из Афин в Пирей, где с 11.00 до 12.30 состоялось
генеральное сражение. К 17.45 греки прекратили огонь, В
ходе сражения один из 4 снарядов с Mirabeau случайно
упал вблизи королевского дворца. Уже к 23.00 часов недоразумения
закончились и десант собрался в Пирее.
Январь 1917 года –Provence возвратился
в Корфу для учебных занятий, первых с момента вступления
в строй.
28.04 –01.05.1917 на борту корабля
проходила конференция союзников по вопросам улучшения организации
противолодочной обороны (присутствовали представители (адмиралы)
от Франции, Англии, Италии и Японии).
Весь 1918 год корабль базировался на
Корфу.
В 1919 году линкор участвовал в интервенции
против Советской России, базируясь на черноморские порты.
В 1920 году он перешел в Константинополь, а позже был отправлен
в Брест для модернизации.
В январе 1921 года линкор возвратился
в Тулон. При этом он доставил на берег уцелевших после катастрофы
на Bar de Duk, затонувшего 13 декабря 1920 года в
проливе Доро.
В 1922 на Provence проведена
модернизация артиллерии. Работы велись в арсенале Тулон.
Объем работ примерно соответствовал произведенному на Bretagne.
С 1923 Provence становится
флагманом Средиземноморской эскадры.
В 1924 году линкор вместе с другими
кораблями участвовал в Виллефранше в празднествах в честь
Победы. Затем линкор занимался боевой подготовкой, совершил
совместные плавания с эскадрой, в том числе в Северную Африку
с Президентом Эррио и министром Дюмейни.
В 1925 году наряду с обычными учениями
совершил несколько плаваний – в Италию, в Атлантику (посетил
порт Руайан) и северную Африку.
В 1926 году линкор ходил с визитом
(на борту корабля находился министр Боре на Мальту и в Тунис.
В 1927 году линкор доковался в Тулоне.
При этом на корабле произвели ряд усовершенствований по
артиллерийской части, корабль переведен на нефтяное отопление.
В начале 1928 года Provence
присутствовал на церемонии торжественного открытия памятника
погибшим за Победу. После этого он доставил маршала Петена
из Монако в Марсель.
В апреле того года линкор ходил в Атлантику
и Ла-Манш.
2 июля в Гавре на рейде на борту корабля
состоялась торжественное вручение Ордена Почетного Легиона
Вирджинии Эррио, а на следующий день состоялся морской парад,
который принимал Президент Думерже. После этого линкор вернулся
в Тулон с заходом в Тунис и на Корсику.
В 1929 году с 18 по 28 мая Provence
посетил Барселону. 24 мая на борту корабля состоялся торжественный
завтрак короля Испании Альфонсо XIII и его семьи. В память
об этом король преподнес в дар экипажу корабля почетную
алебарду, изготовленную в Толедо.
16-17 июля Provence, Bretagne
и Duguau-Trouin участвовали в праздновании 200-летия
Сюффрена в Сен-Тропез.
10 мая 1930 корабль участвовал в морском
параде в честь 100-летия Алжира. Парад проходил на рейде
гавани. Присутствовал Президент Думерже.
В декабре того же года Provence,
вместе с другими кораблями Средиземноморского Флота, посетил
Мальту.
В 1931 году линкор был выведен в резерв
в связи с предстоящими переделками. В 1932/33 он находился
на заводе. На линкоре была проведена кардинальная модернизация.
В 1934 году Provence вступил
в строй, став флагманом II линейной эскадры Атлантического
флота. Эскадра базировалась на Брест.
27 июня 1935 года линкор участвовал
в морском параде в Дюарненезе, после которого на корабле
побывал министр Пьетри, Этим же летом корабль ходил в Марокко,
и на его борт поднимался султан.
1936 год стал для Provence годом
торжеств (хотя, как можно заметить, он и так не страдал
их отсутствием). Сперва линкор побывал в Дакаре, где кардинал
Бердье открывал новый собор. Затем Provence, вместе
с Emile Bertin, Jaguar и Terrible,
побывал в Шербуре на открытие новой морской набережной в
Нормандии. И наконец 30 мая –1 июня линкор был в Бресте
– Президент Лебрэн открывал новое морское училище.
Во второй половине 1936 года и в 1937
году Provence с другими кораблями участвовал в миссии
контроля у побережья Испании, охваченной огнем гражданской
войны. Затем эскадра совершила учения и поход от побережья
Африки до Северного моря.
В 1938 году II линейная эскадра (Provence
был флагманом) проводила учения в Ла-Манше, а затем линкор
побывал в Марокко и на Мадейре.
Первую половину 1939 года (20 января
–1 июня) корабль провел в доке в Бресте, а уже 14 июня прибыл
в Тулон, доставив туда из Касабланки генерала Ногэ. После
этого линкор базировался на Тулон, будучи флагманом Сил
Открытого моря.
Состав сил открытого моря (Forces de
Haute Mer) до 1941-1942
- Флагман (вне соединений): линкор Provence
- II эскадра:
- II дивизия линкоров –Bretagne, Lorraine
- I эскадра легких сил:
- 1-й дивизион –Palme, Mars, Tempete
- 3-й дивизион –Fortune, Simoun, Railleuse
- 7-й дивизион –Tramontane, Typhon,
Tornade
- III эскадра:
- I эскадра крейсеров:
- 1-я дивизия крейсеров –Algerie, Dupleix,
Foch, Colbert
- 2-я дивизия крейсеров –Duquesne и Tourville
- III эскадра легких сил:
- 5-й дивизион –Tartu, Vaukuelin, Chevalier
Paul
- 7-й дивизион –Vautour, Albatros, Gerfaut
- 9-й дивизион –Maille-Breze, Kersaint,
Cassard
31 августа 1939 года Provence
вместе с 2-й и 3-й эскадрой покинул Тулон, идя в сопровождении
конвоя R-3, перевозившего войска из Марселя в Аячио. В составе
конвоя шли транспорты Cyrnos, El Djecair,
General Bonaparte, Ile de Beaute, Pascal
Paoli, Sampiero Corso и Ville d'Ajccio.
После сопровождения конвоя Provence и 2-я эскадра
перешли в Оран, куда прибыли 2 сентября. Оттуда Provence
сразу же (в 18.00) ушел в Гибралтар, прибыв туда в 10.00
3 сентября.
18 сентября Provence, Bretagne
и 3-я эскадра легких сил ушли из Гибралтара в Оран, а затем
в Тулон. Туда корабли пришли 5 октября.
15 октября Provence стал флагманом
II линейной дивизии.
21 октября линкор стал в док в Тулоне
и вышел из него только 2 декабря. Вскоре линкор вышел из
Тулона, имея на борту начальника Морских сил южной Атлантики,
но из-за поломки механизмов ему пришлось вернуться от Гибралтара
в Тулон, причем при возвращении линкор задержал и отправил
в Марсель итальянский пакетбот Oceania.
23 января 1940 года Provence
с Colbert и Duquesne ушел из Тулона в Оран,
а оттуда в Дакар, где вместе с крейсером Emile Bertin
вошел в состав “Соединения Y”. Оно до 15 февраля в южной
Атлантике прикрывало переход из Нью-Йорка в Касабланку конвоя
с самолетами (Leopold L.D., Oregon и San
Pedro), шедшего до этого в сопровождении крейсеров Colbert
и Foch.
11-14 апреля Provence перешел
из Дакара в Оран, и вместе с линкорами Bretagne и
Lorraine, прибывшими из Тулона, составил “Соединение
Х”.
26 апреля все три линкора и Forbin
вышли из Орана. 27-28 апреля они простояли в Алжире, где
к ним присоединились Lynx и Tigre. 29 апреля
все вместе они ушли из Алжира и 3 мая прибыли в Александрию
для совместных действий с английским флотом. 15 мая “Соединение
Х” участвовало в маневрах.
20 мая Provence, Bretagne,
Lynx и Tigre ушли из Александрии во французскую
Северную Африку и после захода в Бизерту 27 мая прибыли
в Мерс-эль-Кебир, где и находились до 3 июля.
Утром этого дня Provence стоял
ошвартованый кормой к большому молу, между Dunkerque
и Strasbourg – вторым по порядку, считая от форта.
После появления английского “Соединения Н” до момента открытия
огня на Provence выполнялись те же действия, что
и на всех других кораблях (см. Bretagne). Первый
залп английских кораблей прозвучал в 16.56. Provence,
уже подготовленный к стрельбе, немедленно открыл ответный
огонь, стреляя сперва между мачт Dunkerque по Hood.
Одновременно Provence дал ход и медленно продвигался
вперед. Первые залпы легли недолетом. После 10-го залпа
(выпущено 22 снаряда) на линкоре вышел из строя пост управления
огнем – осколок английского снаряда срикошетировал от Dunkerque.
Вскоре 381 мм снаряд заклинил башню #4, а другой вывел
из строя одно орудие башни #3. Пожар подобрался к кормовым
погребам и их пришлось затопить, избежав участи Bretagne.
Несколько позже, пересекая рейд, линкор намеренно выбросился
на отмель (глубина 10 метров) между Росвилле и Сент-Клоти.
На корабле было двое убитых и несколько раненых. 
6 июля, когда началась вторая атака англичан, Provence
находился еще на отмели. В 5.30 шесть торпедоносцев Swordish
с Arc Royal атаковали Dunkerque. Обнаружив
самолеты, Provence первым открыл зенитный огонь.
В 5.40 атака повторилась (три самолета с истребителями),
затем – еще одна (тоже три самолета).
Ремонт Provence в Оране продолжался
до сентября. В ноябре линкор покинул Оран в сопровождении
ЭМ Epee, Fleuret, Hardi, Lansquenet
и Mameluk. На широте Балеарских островов к отряду
присоединились Strasbourg, Foch, Dupleix,
La Galissonniere и Marseillaise, шедшие в
сопровождении ЭМ Albatros, Cassard, Indomptable,
Vautour и Volta. 8 ноября все корабли прибыли
в Тулон.
В начале 1941 года Provence
был разоружен и причален в Тулоне к Англс Роберт. Временно
линкор использовался для размещения демобилизованных моряков
резерва, а также репатриантов из Германии. До ноября 1942
года линкор в море не выходил.
27 ноября 1942 года, во время самозатопления
французского Флота, Provence, находясь на месте швартовки,
по недоразумению запоздал с затоплением. Немецкие солдаты
находились уже на борту корабля, когда командир смог передать
команду на затопление. Немцы не успели воспрепятствовать,
и линкор сел на грунт. На Provence были арестованы
адмирал Зколь и командир линкора.
После захвата Тулона немцы и итальянцы
пытались поднять часть затопленных французских кораблей.
Работы по подъему Provence вели итальянцы. 11 июля
линкор всплыл. Боевой ценности он не представлял и был разобран
на металл. Два 340 мм орудия позднее были использованы
немцами для замены поврежденных орудий в башенной береговой
батарее “Cepet” в районе Тулона. Интересно отметить, что
в 1944 году по этой батарее довольно успешно стрелял линкор
Lorraine.
В 1944 году при оставлении немцами
Тулона, корабль был затоплен немецким экипажем. После войны
он был поднят (апрель 1949 года) и разобран на металл.
История линкора Lorraine
В
1915 году линкор прошел ходовые испытания и в декабре ушел
из Сен-Назера в Брест, а оттуда в Тулон.
В 1916 году линкор вступил в строй
флота, однако, как и на других линкорах, на Lorraine
испытывался некомплект личного состава.
8 февраля 1917 года ушел из Тулона
и 12-го прибыл на Корфу, войдя в состав I линейной эскадры.
С 24 июля до 6 августа прошел докование в Тулоне. В сентябре-октябре
линкор занимался боевой подготовкой, а 17 декабря вновь
ушел из Тулона на Корфу, куда прибыл 20 декабря.
Весь 1918 год Lorraine базировался
на Корфу. 22 ноября линкор ушел на Мальту, где 28 ноября
был поставлен в док. 12 декабря он вышел из дока и 15-16
декабря вновь вернулся на Корфу.
2-3 января 1919 Lorraine перешел
в Катарро и находился там до 9 мая, а 16 мая пришел в Смирну
(с заходом 10-14 мая в Корфу). 29 мая –2 июня он перешел
в Тулон, где 3-29 июля прошел докование. После выхода из
дока он оставался в Тулоне.
10-16 февраля 1920 года линкор перешел
в Константинополь, заменив там Provence. В столице
Турции Lorraine находился до 23 июля (19-28 апреля
совершил выход с заходом в Смирну, Саламин и Пирей), когда
его заменил Provence.
С 29 июля по 11 декабря Lorraine
базировался на Тулон, а затем вновь отправился в Константинополь,
куда пришел 20 декабря, встретив 16 декабря в Мудросе возвращающийся
в Тулон Provence.
4 мая 1921 года линкор покинул Константинополь
и зайдя в Бейрут (8-16 мая), Порт-Саид (17-21 мая) и вновь
Бейрут (22 мая –3 июня) прибыл 9 июня в Тулон.
В Тулоне линкор прошел краткое докование.
Одновременно на нем увеличили угол возвышения башенных орудий
и установили на мачте пост управления огнем. Сама мачта
сделана треногой посредством установки подпор до половины
ее высоты.
В 1922-1923 годах Lorraine входил
в состав I дивизии линкоров эскадры Средиземного моря.
В мае-июне 1923 года линкор посетил
Левант, зайдя по пути в Бейрут, Латакию, Александрию, Мессину,
Руад, Триполи и Порт-Саид. 26 июня он возвратился в Тулон,
7-24 ноября совершил плавание в Тунис.
В 1924 году участвовал с эскадрой в
совместных маневрах и походах по Средиземному морю. В этом
же году линкор прошел докование. Были сделаны и которые
переделки – на треногой мачте было сделано специальное устройство
из двух рельс, к которым крепился самолет. Старт самолет
мог осуществлять на полных оборотах своего мотора. Однако,
система не оправдала себя и от нее вскоре отказались, решившись
на установку катапульты, впервые опробованной на крейсере
Duguau-Trouin).
В 1925-1926 годах линкор находился
в составе эскадры Средиземного моря.
В 1927 году он зачислен в I дивизию
линкоров. С 28 мая до 30 июля Lorraine с другими
кораблями занимался боевой подготовкой и совершил несколько
плаваний, с заходом в Порт-Вендрес, Оран, Касабланку, Агадир,
Сари, Танжер, Алжир, Буже, Бизерту и Порто-Вечио. В конце
года вместе с эскадрой линкорсовершил еще один поход с посещением
Бизерты, Суше и Филиппвиля.
26 марта –5 апреля 1928 года Lorraine
участвовал в учениях у берегов Алжира, а 30 мая вышел из
Тулона в летнее плавание. Посетив Касабланку, Руайан, Куиберон,
Брест, Гавр (3 июля в Гавре участвовал в параде, который
принимал Президент Думерже), Дюнкерк, Шербур, Брест, Сантандер
и Оран 4 августа вернулся в Тулон.
В октябре того же года линкор участвовал
в учениях у берегов Корсики и Туниса.
В мае-июне 1929 года Lorraine
совершил одиночное (без своей дивизии) плавание в Алжир
и Марокко.
В 1930 году корабль поставлен на перестройку
в Бресте, заключавшуюся в переводе корабля на нефтяное отопление.
Пройдя испытания после завершения работ, 17 августа 1931
года вышел из Бреста и 24 августа прибыл в Тулон.
С 29 апреля до 24 июня 1932 года Lorraine
с другими кораблями занимался боевой подготовкой, совершил
поход в Левант с заходом в Бизерту, Суду, Александрию, Бейрут,
Фалерн и Неаполь.
С 3 мая по 24 июня 1933 года линкор
совершил плавание вдоль Северной Африки и в Атлантике, посетив
Алжир, Оран, Танжер, Касабланку, Кадикс, Оран и Майорку.
В следующем году Lorraine тоже
участвовал в летнем плавании (с 19 апреля по 29 июня) вдоль
берегов Африки (Алжир, Тунис и Марокко). 6-12 августа линкор
перешел из Тулона в Брест, где был поставлен на модернизацию.
В числе прочих работ на линкоре убрали среднюю башню главного
калибра, заменив ее катапультой. Под палубой был устроен
ангар для четырех гидросамолетов. Одновременно уменьшено
количество 138 мм орудий до четырнадцати, а четыре
75 мм зенитки заменили на такое же количество спаренных
установок с 100-мм/60 орудиями. В январе 1936 года Lorraine
вышел из дока и после испытаний зачислен во II дивизию линкоров
Атлантической эскадры.
11 июня 1936 года в Английском канале
линкор имел столкновение с эсминцем Foudroyant.
В январе-феврале 1937 года линкор
участвовал в походе эскадры по Атлантике, с заходом на Мадейру,
в Порто-Прайя, Дакар, Касабланку и Танжер. 26 февраля корабли
вернулись в Брест.
В мае 1937 года Lorraine, вместе
с Bretagne, довелось участвовать в эвакуации гражданского
населения из Бильбао.
В 1938 году он участвовал в учениях
в Ла-Манше, а затем ходил в Марокко, с заходом в Лиссабон
(13-17 мая), Хорту (21-24 мая), Фуншал (28 мая –2 июня).
14 июня корабль вернулся в Брест, зайдя в Касабланку и Танжер.
В первой половине 1939 года Lorraine
и Bretagne ходили на Антильские острова.
С августа Lorraine стал флагманом
II дивизии линкоров (Lorraine и Bretagne)
Сил Открытого моря, базирующихся на Тулон.
3 августа Lorraine с другими
кораблями ушел из Тулона для прикрытия конвоя R-3. 3 сентября
прибыл в Гибралтар, а 5 октября вернулся в Тулон. В следующем
месяце линкор проводил учения в районе Салинса.
В ноябре Французское правительство
посчитало необходимым вывезти часть золота в США. 13 ноября
на Lorraine погрузили около полутора тысяч ящиков,
еще по 275 ящиков загрузили на Jean de Vienne и Marseillaise.
Ночью корабли вышли из Тулона под эскортом Aigle,
Fortune и Railleuse. 14 ноября у мыса Гата
к ним присоединились Lion и Simon. Соединение
ночью прибыло в Мерс-эль-Кебир для пополнения запасов топлива
(расход топлива на Lorraine в то время составлял
265 тонн мазута в час при скорости 18 узлов). 17 ноября
соединение вышло в море в том же составе. 18-19 ноября 3-й
дивизион эсминцев (Fortune, Railleuse, Simon)
отделился для заправки топливом в Касабланке. С утра до
вечера 19 ноября эти эсминцы вновь сопровождали корабли,
после чего вместе с Lion окончательно отделились
и ушли в Касабланку. 20 ноября в Касабланку ушел и Aigle.
Дальше линкор и крейсера пошли самостоятельно. 27 ноября
они прибыли на Бермуды и после заправки 28-го ушли Галифакс,
куда прибыли 1 декабря под эскортом канадских эсминцев.
2 декабря все золото было выгружено с кораблей,
14 декабря Lorraine, Jean
de Vienne и Marseillaise покинули Галифакс, эскортируя
транспорты City of Pretoria, Indochinois,
Jean L.D. и Louis L.D. (их груз составляли
150 разобранных и упакованных в ящики самолетов). 15-17
декабря конвой выдержал сильный шторм, заставивший сильно
сбавить ход. 22 декабря на широте Азорских островов к ним
присоединились ЭМ Albatros, Bison, Kersaint,
Maille-Breze и Vauban, а 23 декабря добавились
Tempete, Tornade и Typhon. 24 декабря
линкор перед Касабланкой отделился от конвоя и 27 декабря
прибыл в Тулон.
В январе 1940 года линкор проводил
учения в Салинсе, затем доковался. При этом 100 мм
зенитки заменили на восемь одноствольных 75 мм зенитных
пушек. Работы велись до апреля.
8-12 апреля линкор прошел испытания
в Салинсе, а 15 апреля вместе с Bretagne покинул
Тулон. 18-го корабли пришли в Оран и вместе с Provence
составили “Соединение Х”.
26 апреля вместе с Forbin линкоры
вышли из Орана. 27-29 зашли в Алжир, где к ним присоединились
Lynx и Tigre. Выйдя в море, на широте Туниса
они встретились с английскими линкорами Barham и
Malaya и 3 мая все вместе прибыли в Александрию.
4 мая туда же пришли Duquesne и Tourville.
В это время английская эскадра в Александрии
включала Warspite, Ramillies, Royal Sovereign,
авианосец Eagle, крейсеры Caledon, Calypso,
Capetown, Glouchester, Neptune, Orion
и Sydney, 18 эсминцев и подводные лодки Osiris,
Oswald, Parthian и Phoenix.
15 мая англичане и французы провели
совместные учения в море.
20 мая Bretagne, Provence,
Lynx и Tigre ушли в Бизерту. А 24 мая в Александрию
пришел крейсер Duguau-Trouin.
После ухода своих линкоров Lorraine
временно включили в состав созданной II боевой эскадры (в
нее вошли также Ramillies и Royal Sovereign).
13-14 июня Lorraine с английскими кораблями прикрывал
патрулирование в Додеканезе кораблей “Соединения Х”, а 20-21
июня в составе английской эскадры участвовал в обстреле
Бардии (Lorraine выпустил 53 крупных снаряда, разрушив
маяк и ангар и вызвав пожар казармы). Одновременно средним
калибром линкор подавил огонь береговой батареи – выпущено
37 138 мм снарядов. Корабли были атакованы пятью итальянскими
самолетами. Lorraine стрелял по ним из зениток, выпустив
около 30 75 мм снарядов. 21 июня в 22.00 корабли вернулись
в Александрию.
Ночью 22 июня корабли стали сниматься
с якоря для участия в операции против Триполи, но вскоре
ее отменили по приказу из Лондона.
4 июля на корабли поступили сведения
о событиях в Мерс-эль-Кебире. Lorraine в это время
находился среди английских линкоров – в 250 метрах на траверзе
левого борта стоял Royal Sovereign, в 350 метрах
с левого борта Ramillies и в 800 метрах с левого
борта Malaya. Перед рассветом английские линкоры
навели свои орудия на Lorraine. На французских кораблях
экипажи сильно возмущались поступком англичан, но не предполагали
начинать стрельбу. Видя это английские корабли вернули свои
орудия в походное положение. В 8.00 состоялся налет итальянской
авиации на Александрию. Из французских кораблей по самолетам
стрелял только Tourville. Днем состоялись переговоры
между английским и французским командующими. Был достигнут
компромисс, позволивший избежать сражения в гавани. Было
решено, что французские корабли будут разоружены.
В августе на кораблях сократили численность
личного состава, а обтюраторы затворов были переданы во
французское консульство. Корабли стояли на сохранении с
неполными экипажами.
В октябре 1941 года шлюпки Lorraine
участвовали в спасении личного состава английской плавмастерской
Churucca, случайно затонувшей в порту.
7 ноября 1942 Lorraine был поставлен
в большой док для кратковременного докования. В течении
тревожных дней 8-10 ноября (высадка англо-американских войск
в Северной Африке) линкор находился в доке без боеприпасов.
Лишь 28 ноября Lorraine получил возможность и разрешение
от своего адмирала стрелять по вражеским самолетам.
17 мая 1943 года Lorraine в
соответствии с достигнутыми договоренностями включен в состав
“Соединения Х” военно-морских сил Франции в Северной Африке.
В мае-июне в Александрию прибыли французские отряды для
укомплектования экипажей. В первую очередь пополнили личный
состав в 3-м дивизионе эсминцев (Fortune, Forbin,
Basque) и на подводной лодке Protee. Сразу
после этого эти корабли ушли в Алжир.
Lorraine с крейсерами только
22 июня перешел через Суэцкий канал в Красное море, где
1 июля проводил огневые упражнения в составе “Соединения
Х”, после чего вернулся в Суэц. 3 июля Lorraine,
Duquesne и Tourville ушли из Суэца и на 20
узлах перешли в Аден. 7 июля крейсера ушли дальше, а Lorraine
остался для замены трубок в котлах, ожидая следующую группу
крейсеров. Уйдя из Адена с крейсерами Suffren и Duguau-Trouin
линкор вновь встретился с Duquesne и Tourville
в Момбассе. Здесь корабли взяли на борт несколько сотен
французов, находившихся в английских лагерях в Джибути и
на Мадагаскаре. 15 июля все вместе корабли снялись с якоря,
но вскоре разделились. Lorraine, Suffren и
Duguau-Trouin отправились в Дурбан, где линкору пришлось
задержаться на некоторое время из-за износа упорных подшипников
на валах. Пришлось доковаться. Заодно произвели ремонт наружней
обшивки. Далее Lorraine шел в составе английского
конвоя. Зайдя в Кейптаун (15-25 сентября), Пуэнт-Нуар (3-4
октября) и Фритаун (9-10 октября) конвой прибыл в Дакар
12 октября. К этому времени “Соединение Х” уже было расформировано.
7-11 ноября Lorraine вновь в составе английского
конвоя перешел в Касабланку, а 30 ноября –2 декабря прибыл
в Мерс-эль-Кебир.
2 марта 1944 года, находясь в Кебире
Lorraine, не снимаясь с якоря, провел стрельбы из
138 мм орудий, выпустив 25 снарядов. В мае на корабль
пришло пополнение. Это позволило укомплектовать половину
штата артиллерии и начать подготовку специалистов. Одновременно
на корабле велись некоторые работы, в частности, были установлены
четырнадцать 40 мм и двадцать шесть 20 мм зенитных
автоматов, снята катапульта и гидросамолеты.
В июне линкор провел учебные стрельбы
по воздушным и береговым целям в районе Орана, а затем у
Алжира. В июле участвовал в маневрах у побережья, между
Алжиром и Ораном, вместе с Marocain и Tunisien.
28 июля линкор, эскортируемый Simoun
и Tempete, покинул Алжир и 2 августа прибыл на Мальту,
проведя на переходе учения. С Мальты отряд в том же составе
6-7 августа перешел в Неаполь, где присоединился к специальной
группе для участия в операции “Анвил Драгун” (высадка союзников
в Provenceе). 13 августа линкор вышел из Неаполя в составе
американского конвоя SF-1.B (флаг командующего операцией
контр-адмирала Хьюи на Catoctin). 14 августа конвой
прошел пролив Бонифаччо, а 15 августа прибыл к участку высадки
“Альфа” (местность Камара). В первой фазе высадки Lorraine
огня не открывал, находясь на якорной стоянке в Проприано.
После этого линкор почти ежедневно участвовал в обстреле
побережья.
18 августа Lorraine снялся с
якоря для бомбардировки укреплений на побережье между Репентанс
и Поркьеролес а также батареи “Medes”. Линкор выпустил 37
крупных снарядов.
19 августа Lorraine, вместе
с Nevada и Augusta, обстреливал батарею “Cepet”,
сделав 59 выстрелов. Как уже говорилось, на этой батарее
немцы установили два 340 мм орудия с линкора Provence.
20 августа вновь обстреливал берег,
выпустив 76 снарядов по форту Сен-Эльм, батарее “Cepet”
и двум другим батареям (был подавлен огонь 164 мм батареи).
21 августа Lorraine обстреливал
тот же район, выпустив 52 снаряда. Сам линкор был накрыт
ответным залпом (три близких всплеска).
22 августа линкор сделал 24 выстрела
по Поркьеролес и батарее “Cepet”.
23 августа он выпустил 57 снарядов
по форту Сен-Маргарит, в районе Гиен.
25 августа вновь стрелял по берегу,
сделав 106 выстрелов крупной артиллерией (выпустил также
7 138 мм и 24 75 мм снарядов) по полуострову Сен-Мандрис.
В перестрелке линкор был накрыт четырьмя большими снарядами.
26 августа линкор вновь стрелял по
полуострову (30 выстрелов), а также по батарее “Cepet” (21
выстрел). Одновременно средним калибром линкор обстреливал
Сен-Эльм (165 выстрелов), вызвав взрыв боеприпасов в форте.
По различным целям линкор выпустил еще 196 75 мм снарядов.
27 августа линкор стоял на якоре в
Кавалере, заправляясь топливом.
28 августа Lorraine под флагом
французского командующего с эскадрой перешел в Сен-Тропез
и находился там до сентября.
11 сентября линкор, выйдя из Сен-Тропез,
занял позицию у Ментона и открыл огонь по фортам Соспель
и Кастильо, выпустив 150 крупных снарядов. Отстрелявшись
линкор вернулся в Сен-Тропез.
Всего за август-сентябрь Lorraine
выпустил 612 340 мм, 172 138 мм и 220 75 мм
снарядов.
13 сентября линкор ушел из Сен-Тропез
для участия в торжественном прибытии эскадры в Тулон. Вместе
с ним в порт зашли Georges Leygues, Gloire,
Montcalm, Duguau-Trouin, Emile Bertin
и Malin, а также американский Catoctin и английский
Sirius.
17 сентября Lorraine покинул
Тулон с Fortune и Forbin. 19 сентября корабли
прибыли в Мерс-эль-Кебир для заправки и снабжения боезапасом.
12-13 октября линкор с Alcyon и Algerien перешел
в Алжир, а оттуда 17-19 октября – в Гибралтар. 26 октября
вместе с Terrible линкор вернулся в Тулон.
20 ноября –5 декабря Lorraine
перешел в Плимут (с заходом в Гибралтар). Там он стал флагманом
французского соединения FN-TF (French Naval Tasck Force).
В него вошли Lorraine, Duquesne, Basque,
Hova, Simoun и Somali. Соединение должно
было содействовать наступлению союзников на укрепления “Атлантического
вала”. 2 декабря соединение прибыло в Шербур.
В январе 1945 года линкор прошел краткое
докование в Портсмуте. За это время произошли некоторые
изменения в составе FN-TF. 23 февраля Lorraine вернулся
в Шербур, где находился до апреля.
13 апреля линкор вышел из Шербура для
участия в операции “Венерэйбл” –содействия сухопутному наступлению
в районе Руайана-Жиронды. К этой операции привлекались также
Duquesne, Basque, Alcyon, Fortune,
Hova, Aventure, Decouverte, Surprise,
Amiral Mouches, Aigrette, Mastodonte
и тральщики D.13, D.37, D.58, D.63,
D.211, D.212, D.226 и D.273.
15 апреля Lorraine и Duquesne
обстреливали батареи Пуэн-де-Граве. Линкор выпустил 178
340 мм, 106 138 мм, и 137 75 мм снарядов
по береговым целям.
16 апреля Lorraine стрелял по
укрепленным позициям, сделав 78 выстрелов главным калибром,
а также 86 138 мм и 191 75 мм выстрелов. В полдень
этого дня фронт отодвинулся на недосягаемое для корабельной
артиллерии расстояние, поэтому миссия соединения закончилась.
17 апреля корабли прибыли в Брест,
где их и застало перемирие 8 мая.
26 мая соединение FN-TF было расформировано.
В июне Lorraine ушел из Бреста
в Тулон, где стал использоваться как учебное судно для артиллеристов.
В 1947 году большая часть экипажа корабля
была отправлена в США для укомплектования купленных там
кораблей. Линкор, ошвартованый к Англ Роберт, стал плавказармой
для различных флотских учебных станций в Тулоне.
17 февраля 1953 года Lorraine
исключен из списков флота. 27 ноября он был передан на разборку.
В январе 1954 переведен в Пергайлон (район Тулона), где
и был разобран.
Линкору исполнился 41 год, из которых
29 лет он провел в строю действующего флота. В ходе Второй
мировой войны Lorraine выпустил по вражеским объектам
921 340 мм, 401 138 мм и около 790 75 мм
снарядов.

СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ КОРАБЛЕЙ ФРАНЦУЗСКОГО
ФЛОТА В ТУЛОНЕ ПЕРЕД ЗАТОПЛЕНИЕМ 27 НОЯБРЯ 1942 ГОДА.
1. Линкор “Strasbourg”
2. Крейсер “Colbert”
3. Крейсер “Algerie”
4. Крейсер “Marseillaise”
5. Лидер “Lynx”
6. Лидер “Panthere”
7. Лидер “Tigre”
8. Лидер “Vauban”
9. Лидер “Aigle”
10. Эсминец “Bordelais”
11. Эсминец “La Palme”
12. Эсминец “Siroco”
13. Эсминец “Trombe”
14. Эсминец “Foudroyant”
15. Эсминец “Le Hardi”
16. Эсминец “Bison”
17. Эсминец “L'Adroit”
18. Лидер “Volta”
19. Лидер “L'lndomptable”
20. Лидер “Cassard”
21. Лидер “Tartu”
22. Лидер “Guepard”
23. Танкер “Ranca”
24. Танкер “Durance”
25. Заградитель “Le Gladiateur”
26. Подлодка “Caiman”
27. Подлодка “Sirene”
28. Подлодка “Naiade”
|
29. Подлодка “Tethis”
30. Подлодка “Fresnel”
31. Крейсер “Dupleix”
32. Лидер “Gerfaut”
33. Крейсер “La Galissonniere”
34. Лидер “Lion”
35. Крейсер “Jean de Vienne”
36. Лидер “Vautour”
37. Крейсер “Foch”
38. Миноносец “La Poursuivante”
39. Авизо “Endurance”
40. Три авизо
41. Лидер “Verdun”
42. Транспорт “Garonne”
43. Эсминец “Casque”
44. Эсминец “Mameluck”
45. Охотник типа “Chasseur”
46. Группа небольших судов
47. Авизо “D'lberville”
48. Два транспорта
49. Два транспорта
50. Лидер “Vauquelin”
51. Лидер “Kersaint”
52. Линкор “Dunkerque”
53. Подлодка “Eurydice”
54. Подлодка “Galathee”
55. Подлодка “Vengeur”
|
56. Подлодка "L'Espoir"
57. Подлодка "Arethuse"
58. Подлодка "Aurore"
59. Авиатр.“Commandant Teste”
60. Авизо “Hamelin”
61. Линкор “Provence”
62. Линкор “Condorcet”
63. Миноносец “La Baliste”
64. Авизо “L'lncomprise”
65. Охотник типа “Chasseur”
66. Охотник типа “Chasseur”
67. Авизо “Les Eparges”
68. Авизо “Roche Bleve”
69. Авизо “Yser”
70. Авизо “Dedaigneuse”
71. Авизо “La Curieuse”
72. Авизо “L'lmpetueuse”
73. Авизо “Chamois”
74. Подлодка “Pascal”
75. Подлодка “Redoutable”
76. Подлодка “Henri Poincare”
77. Подлодка “Iris”
78. Подлодка “Glorieux”
79. Подлодка “Venus”
80. Подлодка “Casablanca”
81. Подлодка “Diamant”
82. Подлодка “Marsouin”
|
При подготовке статьи использована следующая литература:
- La Nouvelle Revue Maritime #399 (1986)
- Robert Dumas La Genese des cuirasses en France. Les
“Bretagne” (La Nouvelle Revue Maritime #407 (1987))
- Chronique des Navires (La Revue Maritime, #261/1969,
#263/1969, #265/1969)
- Siegfrid Breyer Schlachtschiffe und Schlachtkreuzervon
1905 bis 1970 Munchen, 1970
- Peter Hodges The Big Gun. Battleship Main Armament.
1860-1945, “Conway Maritime Press”, London, 1981
- Silverstone P.H. Directory of the World's Capital
Ships, London, 1984
- Иностранное военное кораблестроение. Линкоры
Сборник переводов из инопериодики, ОНТБ, Л. 1941
|