Названия
и даты |
Название |
Место постройки |
Дата
закладки |
Дата
спуска |
Вступил
в строй |
Дальнейшая судьба |
"Курбэ"
(Courbet) |
Arsenale de Brest Брест
|
01.09.1910 |
23.09.11 |
19.11.11 |
Разобран после II МВ |
Во время первой мировой войны действовал в Средиземном
море, являясь флагманом средиземноморской эскадры. 16 августа 1914
участвовал в бою у албанского побережья (потопление австрийского
крейсера Zenta). С 1915 года в резерве. В 1921-1922 перестроен
и модернизирован. 6 июня 1923 поврежден пожаром, вспыхнувшим в котельном
отделении. Ремонт закончен в 1924 году, однако 1 августа 1924 года
в котельном отделении вновь вспыхнул пожар. В 1927-1928 прошел вторичную
модернизацию. С 1931 – учебный корабль. В 1937-38 прошел капитальный
ремонт. С начала Второй мировой войны находился на севере Франции.
С 19.06.1940 временно назначен для береговой обороны с базированием
на Шербур. В июне 1940 участвовал в обстреле наступающих германских
войск под Шербуром. Затем перешел в Портсмут, где 03.07.1940 интернирован
англичанами. 11.07.1940 передан морским силам “Свободной Франции”
и использовался как учебный корабль ПВО и РЛС. В апреле 1941го разооружен.
09/10.06.1944 в ходе вторжения союзников в Уистрехам был использован
как волнолом и посажен на грунт при создании искусственной гавани.
17.08.1944 поврежден двумя германскими человекоторпедами Marder.
После окончания боевых действий разобран на металл.
|
"Жан Бар"
(Jean Bart) |
Arsenale le Lorient Лориэн |
15.11.1910 |
22.09.11 |
15.06.13 |
Затоплен экипажем 27.11.1942г. Сдан на слом в 1945г. |
В июле 1914 находился с визитом в Петербурге. На корабле
в Россию прибыл президент Франции Пуанкаре. Во время Первой мировой
войны в 1914-15 годах участвовал в боевых действиях в Адриатическом
море, в том числе в бою 16.08.1914 у албанского побережья. 21.12.14
в Отрантском проливе тяжело поврежден торпедой австрийской подводной
лодки U-12, принял более 1000 тонн воды и ушел на Мальту.
В 1919 временно базировался в Черном море, участвуя в интервенции
против большевиков, при этом 16.04.1919 совершил обстрел Одессы.
В 1922-1923 капитально отремонтирован и частично модернизирован,
а в 1928-1929 вторично модернизирован. С 1931 – учебный корабль.
01.01.1937 переименован в Ocean. С конца года – стационарное
учебное судно и блокшив. 27.11.1942 затоплен в Тулоне экипажем.
Поднят германским флотом и использован как корабль-цель. В 1944
при авианалете союзников получил попадание бомбы и затонул. В том
же году поднят и до 14.12.1945 продан на слом.
|
"Франс"
( France) |
Ateliers & Chantiers de la Loire
Сен-Назер |
30.11.1911 |
07.12.11 |
.08.14 |
Выброшен на мель 26.08.1922г. Впоследствии разобран. |
Во время Первой мировой войны участвовал в боевых
действиях в Средиземном и Адриатическом морях, в том числе 16.08.1914
в бою у албанского побережья. Базировался на французские порты,
а также на Мальте и Корфу. В 1919 году временно находился в Черном
море, участвуя в интервенции против Советской России. 19.04.1919
экипаж линкора принял участие в восстании французского флота, поддерживая
большевиков, в связи с чем линкор вернули в Тулон. 26.08.1922 в
бухте Куиберон в сильный шторм выброшен на отмель. Впоследствии
разобран на месте.
|
"Париж"
(Paris) |
Forges & Chantiers de la Mediterranee
Ла Сейн |
10.11.1911 |
28.09.12 |
01.08.14 |
Разобран в 1956 г. |
Во время Первой мировой войны участвовал в боевых
действиях в Средиземном и Адриатическом морях, 16.08.1914 участвовал
в столкновении с австрийским флотом у албанского побережья, базировался
на французские порты, а также Мальту и Корфу. Капитально отремонтирован
и модернизирован в 1923-1924 годах. В сентябре 1925го совместно
с испанским флотом участвовал в марокканских событиях. В 1927-1929
годах вновь модернизирован. С 1931 – учебный корабль. В 1934-35
прошел капитальный ремонт. С 05.06.1940 временно назначен для береговой
обороны с базированием на Гавр. В июне участвовал в обстреле наступающих
немецких войск на побережье у Гавра. При этом 11.06.1940 в Гавре
легко поврежден авиабомбой. Отправлен для ремонта в Шербур, а оттуда
18-19.06.1940 перешел в Плимут, взяв на борт 1600 морских кадет.
Там 03.07.1940 интернирован англичанами, но вскоре передан морским
силам “Свободной Франции”, однако воевать кораблю больше не пришлось,
так как вскоре он предоставлен в качестве жилья для личного состава
польского флота. 21.08.1945 возвращен в Брест, но в строй более
не вводился. Долго ржавел, стоя на приколе и только 21.12.1955 принято
решение о его разборке на металл (исключенное из списков судно Q.64).
Разобран в 1956 году в Ля-Сейне.
|
|