"РЕКОРДСМЕНЫ СКОРОСТИ" ФРАНЦУЗСКИЕ ЛИДЕРЫ ТИПА
"ЛЕ ФАНТАСК"
Лидеры типа "Ле Фантаск", построенные по программе 1930
года, стали вершиной в развитии этого класса кораблей во
Франции. Мощное артиллерийское и торпедное вооружение сочеталось
в них с исключительно высокой скоростью: недаром один из
представителей серии - "Ле Терибль", стал мировым рекордсменом
среди больших кораблей, достигнув скорости 45,03 узла, не
превзойденной до настоящего времени.
Развитие класса "больших эсминцев" французского флота связано
с военным опытом, накопленным в первую мировую войну англичанами
со своими лидерами, самым большим из которых был 2000-тонный
"Свифт", построенный в 1906 г., и итальянцами, имевшими
в составе флота класс "эсплоратори" - разведчиков, в число
которых входили и малые крейсера типa "Куарто" и "Нино Биксио",
и несколько типов лидеров. Но, может быть, главным "побудительным
мотивом" стал для Французов один из 2-х достроенных к концу
войны немцами лидеров - бывший S-113 водоизмещением 2500
т, ["Zerstorer" теперь переводится как "лидер"?
Вообще-то по русски это "эсминец", а дословно - "разрушитель",
аналог английского "destroyer" - А.В.] доставшийся
Франции после капитуляции Германии в 1918 г. и вступивший
в строй под названием "Амираль Сенэ". Главной слабостью
довольно многочисленного французского флота в Первой мировой
войне была явная нехватка современных легких кораблей -
крейсеров и больших эсминцев. Поэтому еще в 1917 году начались
работы над проектом 35-узлового корабля, вооруженного четырьмя
138-мм орудиями и 6 торпедными аппаратами, который должен
был иметь дальность не менее 3500 миль. Такой корабль обладал
бы большой ценностью в бассейне Средиземного моря.
В результате тщательных разработок и сравнительных испытаний
S-113 появились 6 лидеров типа "Ягуар" программы 1922 года.
Новые корабли водоизмещением 2125 т получили старую классификацию
контрминоносцев ("контр-торпийер"). До первой мировой войны
так именовались обычные эсминцы (по английской классификации
- "дестройер"). В возвращении обозначения таился глубокий
смысл: действительно, по отношению к современным им эсминцам
водоизмещением 1000-1300 т новые французские корабли вполне
могли быть "истребителями".
Первый опыт показался вполне удачным во всех отношениях,
кроме вооружения (пять 130-мм. орудий). В результате "Ягуары"
стали родоначальниками большой группы из почти из 30 кораблей,
строившихся сериями по 3 и 6 единиц, каждая из которых создавалась
с учетом опыта эксплуатации предшествующей. Начиная с типа
"Бизон" программы 1925 года французские лидеры получали
на вооружение 138-мм орудия модели 1923 г. с длиной ствола
40 калибров, которые с типа "Эгль" программы 1927 г. были
заменены на более скорострельные пушки того же калибра модели
1927 г.
Всего к 1930 году вступили в строй 24 корабля, когда был
выдан заказ на очередные 6 лидеров типа "Ле Фантаск" - последней
"полной" серии кораблей этого класса. Хотя общая концепция
большого "контр-торпийера" не изменилась, новая серия значительно
отличалась от предшествующих. Наиболее заметным было изменение
внешнего вида, хотя ему соответствовали, пожалуй, еще более
значительные изменения "начинки" корабля. Число труб на
"Ле Фантаск" уменьшено до двух, а грот-мачта убрана. Родоначальник
французских лидеров, "Ягуар", имел 5 котлов, дымоходы которых
объединялись в 3 трубы. На всех последующих сериях устанавливалось
по 4 котла, и каждый имел собственную трубу. 'Это придавало
лидерам характерный силуэт, исключительным для европейских
флотов, по которому они могли быть четко опознаны. На "Ле
Фантаск" при тех же 4 котлах дымоходы были объединены в
2 трубы, и корабль принял более привычный силуэт - довольно
близкий к облику кораблей "предполагаемого противника" -
Италии. Из-за отсутствия задней мачты на второй трубе установили
специальную стойку для крепления радиоантенн, которые в
те годы должна были иметь довольно большую длину и высоту
над поверхностью воды.
3 корабля серии - "Ле Фантаск", "Ле Терибль" и "Одошес"
оснащались турбинами Рато, остальные 3 - более "устоявшимися"
турбинами Парсонса. На деле новые установки оказались более
прочными и надежными; кроме того, изготовление турбин Парсонса
задержалось, и оборудованные ими корабли смогли пройти испытания
на полном ходу, традиционно проводившиеся около базы в Лориане,
только в начале 1935 года. В результате первыми кораблями
серии, вошедшими в строй, оказались "Ле Терибль" и "Одошес".
"Фантаск", также вышедший на испытания вовремя, повредил
лопасть винта, зацепившись за подводное препятствие на фарватере
у Лориана, и его ввод в строй задержался на 4 месяца. Лидеры
с турбинами Парсонса, за исключением "Ле Малэн", запоздали
с вводом в строй примерно на полгода.
Испытания кораблей на скорость стали полным триумфом. Даже
наименее быстроходный из кораблей серии, "Ле Фантаск", достиг
на 8-часовой пробе средней скорости в 40,5 узлов (при водоизмещении
2822 т и средней мощности машин 92364 л.с.). Для самого
быстрого - "Ле Терибля" - соответствующее значение оказалось
равным почти 43 узлам (42,93 уз. при водоизмещении на испытаниях
2853 т и средней мощности всего 86443 л.с.). В том же порядке
"выстроились" лидеры на испытаниях на максимальный ход при
стандартном водоизмещении: первым стал тот же "Ле Терибль"
с мировым рекордом скорости 45,03 узла при 94240 л.с., а
последним - "Ле Фантаск" (42,7 узла, 96419 л.с.). Интересно,
что однотипный "Одошес" развил мощность 101876 л.с. - на
7% больше чем у "рекордсмена", но превысить и даже достичь
столь же высокой скорости не смог. Современники приписывали
такие успехи "Ле Терибля" тому, что поставщик корпуса Блэнвиль
сделал головки заклепок плоскими - в ущерб прочности. Однако,
как показывают документы французского морского министерства,
это утверждение неверно. Единственным отличием самого быстрого
корабля от "собратьев" были кронштейны винтов, изготовленные
по типу, использованному на лидерах предшествующей серии
"Воклэн", тогда как на остальных линия обводов кронштейнов
и валопроводов соответствовала специальному проекту, оказавшемуся,
видимо, менее удачным.
Название
|
Фирма-строитель и место постройки |
Заложен |
Спущен |
Вступил в строй |
«Le Malin» |
"Форж и Шантье", Ла Сен |
11.1931 |
17.08.1933 |
11.1935 |
«Le Terrible» |
"Шантье Наваль Франса", Канн |
11.1931 |
30.11.1933 |
10.1935 |
«L’lndomptable» |
"Форж и Шантье", Ла Сен |
2.1932 |
7.12.1933 |
09.1936 |
«L’Audacieux» |
Госверфь, Лориан |
11.1931 |
15.03.1934 |
11.1935 |
«Le Fantasque» |
Госверфь, Лориан |
11.1931 |
15.03.1934 |
03.1936 |
«Le Triomphant» |
"Ателье Шантье де Франс", Дюнкерк |
8.1931 |
16.04.1934 |
05.1936 |
Дальность действия новых лидеров вполне удовлетворяла не
только требованиям ограниченного бассейна Средиземного моря,
но и была вполне "на уровне" эсминцев (но не крейсеров!)
30-х годов. Она составляла 4000 миль при 15-узловом ходе,
3000 миль при скорости 21 узел, 2500 миль при 24 узлах и
840 миль при полном проектном ходе (40 узлов). Впоследствии,
при модернизации в годы войны, запас топлива был увеличен
с 580 т до 730 т, однако тяжело нагруженные к этому времени
корабли так и не удовлетворяли по дальности крейсерским
характеристикам, хотя и были переклассифицированы в крейсера.
Наиболее существенные отличия лидеров типа "Ле Фантаск"
от своих предшественников заключались в их артиллерии. Во
всей истории развития французских "контр-торпийеров" просматривается
четкое стремление как можно больше усилить их пушечное вооружение.
Поскольку количество орудий (при одноорудийных установках)
вряд ли могло быть увеличено, развитие шло по линии качественного
улучшения орудия. Предыдущая серия лидеров типа "Эгль" имела
пять 138,6-мм стволов в 40 калибров. На "Фантасках" при
том же числе пушек было введено новое орудие модели 1929
г. со значительно более высокими характеристиками. При длине
ствола 50 калибров начальная скорость составляла 800 м/с
(вместо 700 м/с у пушки образца 1927 г.), дальность равнялась
примерно 20 км (вместо 16,5 км). При этом сохранялось единство
боезапаса: для обоих орудий применялись снаряды весом 40,6
кг двух типов - полубронебойный и фугасный. Метательный
заряд также был помещен в одинаковую гильзу - кстати, неизменную
для всех 138 - миллиметровок, начиная с 1910 года, но для
орудия 1929 г. он был увеличен до 13 кг (вместо 9 кг для
более ранних образцов). Поскольку и снаряд, и заряд были
достаточно тяжелыми (заряд вместе с гильзой весил около
25 кг), речь могла идти только о раздельном заряжании. Все
же 40-килограммовый снаряд был не слишком удобен для обращения
на качающейся палубе пусть большого, но все же эсминца,
и для удобства ответственных за подачу боезапаса номеров
прислуги на кольцевом ограждении, окружавшем каждое орудие,
был сделан специальный желоб, куда могли класться снаряды
и заряды в гильзах. Сама же установка была относительно
легкой (вес - 11,6 т) и не имела силового привода: вертикальное
и горизонтальное наведение осуществлялось вручную. Процесс
заряжания облегчался автоматическим пружинным досылателем,
установленным непосредственно над стволом. В результате
техническая скорострельность достигла 12 выстрелов в минуту
- отличный показатель для немеханизированного открытого
орудия такого калибра. Однако на практике при продолжительной
стрельбе скорострельность снижалась до 6 - 7 выстрелов в
минуту.
Под стать артиллерии была и система управления стрельбой:
она также была близка к "крейсерской". Впервые на французских
лидерах в ее состав вошла централизованная система наводки
с автоматом стрельбы.
В сущности по своим возможностям лидеры типа "Ле Фантаск"
оказались лучшими среди всех своих "коллег". Более сильные
"на бумаге" корабли следующей серии (тип "Могадор"), из
которых были закончены постройкой только два, вооруженные
восемью 138-мм орудиями (такими же по баллистическим данным,
как и пушки "Фантасков"), оказались не вполне удовлетворительными.
Их новые полубашенные установки, оснащенные механическим
приводом и большим количеством автоматики, проявили себя
как очень капризные устройства, и вместо "обещанных" 14
выстрелов в минуту едва ли могли давать половину, развивая
меньшую, чем на своих удачных предшественниках, плотность
огня.
Судьба отпустила новым французским кораблям немного мирного
времени. Вначале все три корабля с турбинами Рато вошли
в состав 10-го легкого дивизиона, получив отличительную
полосу на задней трубе, а лидеры с турбинами Парсонса составили
8-й легкий дивизион, опознавательным знаком которого служила
такая же полоса на передней трубе. Вскоре оба легких дивизиона
были переименованы в дивизион эсминцев ("контр-торпийер"),
а корабли получили новые номера - вместо N 7-12 их обозначения
стали X 81-83 в 8-м дивизионе и X 101-103 - в 10-м.
В 1937 году самые скоростные корабли французского флота
были объединены в составе 2-й эскадры легких сил, в которую
вошли 8-й и 10-й дивизионы "Фантасков", а в качестве лидера
- легкий крейсер "Эмиль Бертэн", практически не имевший
броневой защиты, но обладавший отличным ходом (свыше 40
узлов). Перед войной "Бертэн" был заменен бывшим лидером
6-го дивизиона "Вольта", на котором поднял свой флаг контр-адмирал
Лавуа.
Военные действия и последовавшая капитуляция Франции раскидали
корабли серии по разные стороны фронта. "Ле Триомфан" с
июня 1940 года вошел в состав сил Сражающейся Франции под
командованием генерала Де Голля, которые базировались в
это время в Великобритании. Англичане тогда же переоборудовали
корабль, установив вместо кормовых 138-мм орудий 102-мм
зенитки, добавив два одноствольных 40-мм "пом-пома" на крыльях
мостика и один счетверенный и два спаренных 12,7-мм пулемета.
Эти меры хотя бы частично приспособили лидер для действий
в зоне немецкой авиации. Более существенным изменением стала
установка современного оборудования: радиолокатора типа
"290" и гидролокатора "Асдик".
"Л'Индомптабль" и "Л'Одошес" остались в составе сил правительства
Виши, и их постигла печальная судьба. "Индомптабль" разделил
судьбу большинства кораблей французского флота, затопившись
в Тулоне 27 ноября 1942 года, когда в эту последнюю базу
вишистского флота входили немецкие танки. "Одошес" оказался
в Дакаре, когда этот порт атаковали соединенные силы англичан
и Сражающейся Франции. В общем неудачный для союзных сил,
этот рейд оказался роковым для французского лидера. "Одошес"
попал под огонь австралийского тяжелого крейсера "Острейлиа"
и был в считанные минуты столь тяжело поврежден, что его
ремонт занял свыше года. Все же корабль был отремонтирован,
но только для того, чтобы попасть под бомбы авиации союзников
в Бизерте в мае 1943 года. "Одошес" затонул, и после войны
(в 1947 г.) его корпус был разобран на металл. "Ле Терибль"
и "Ле Фантаск", также базировавшиеся в Западной Африке,
24 января 1943 года покинули Дакар и прибыли в США. Все
4 уцелевшие корабля, включая уже "обработанный" в 1940 году
"Ле Триомфан", прошли модернизацию в Соединенных Штатах,
начавшуюся в феврале 1943 года и закончившуюся в апреле
следующего года. Работы включали установку мощного зенитного
вооружения ближнего действия, соответствующего американским
стандартам, современного оборудования, и увеличение запаса
топлива до 730 т. Корабли получили три установки 40-мм автоматов
- одну 4-х-ствольную и две одноствольных, и десять 20-мм
"эрликонов". "Пострадавшим" оказался модернизированный ранее
"Ле Триомфан", на котором были установлены только три 40-мм
спаренных установки, и который не получил ни одного "эрликона".
После модернизации лидеры переклассифицировали в легкие
крейсера и включили в состав сил союзников на Средиземном
море. Интересно, что 10-й дивизион легких крейсеров, в который
входили бывшие лидеры, имел эскадренную скорость в 37 узлов
- для тяжелых условий военного времени это было просто великолепно.
Корабли действовали в акваториях между Корсикой и Провансом,
в Эгейском море и на Адриатике. Фортуна оказалась благосклонной
к французским суперэсминцам, и лишь "Ле Малэн" в конце 1944
года получил тяжелые повреждения из-за столкновения.
По окончании войны корабли вновь переклассифицировали в
"эсминцы 1 класса", а затем - в "эскортные корабли" . "Ле
Триомфан" оказался первым из уцелевшей четверки, покинувшим
службу. Это произошло в конце 1954 года. За "Триомфаном"
последовал родоначальник серии "Ле Фантаск", исключенный
из списков французского флота в мае 1957 года. "Ле Малэн"
и "Ле Терибль" дослужили соответственно до 1964 и 1962 года.
Водоизмещение:
стандартное - 2570 т,
нормальное - 2724-2800 т,
в полном грузу - 3300-3400 т.
Размеры:
длина наибольшая - 132,4м,
по ватерлинии - 125,4 м;
ширина - 12,45 м;
средняя осадка в грузу - 5,0 м.
Машинная установка:
двухвальная, две турбины Рато-Бретань
или Парсонс,
4 котла вертикального типа Пено ("Ле
Терибль" - 4 котла Ярроу-Луар).
Запас топлива (нефть): 580 т, после
модернизации 1943-1944 гг. - 730 т.
Вооружение:
пять 138-мм орудий модели 1929 г. Угол
возвышения - 30 , снижения - 10 , дальность стрельбы - 20
км.
Два спаренных 37-мм автомата,
четыре 13,2-мм зенитных пулемета,
9 торпедных аппаратов калибра 550 мм
в трех строенных установках.
Могли принимать до 50 мин весом 500
кг. Экипаж: 13 офицеров, 197 унтер-офицеров и рядовых.
Литература
1. A.Preston, "Super-destroyers", "Warship special" N 2,
London, 1979
2. "Conway's Fighting Ships, 1922-1946", London 1985
3. P.Auphan, J.Mordal, "French Navy in World War II", Annapolis,
1959
4. Encyclopedic des Bateaux, Paris, 1978.
5. H.Mehl. Torpedoboote und Zerstorer, Berlin, 1983. |