Два самых мощных линкора кайзеровского флота, “Баден”
и “Байерн”, заложили еще до начала мирового кризиса. Они,
несомненно, объединили все последние достижения немецкой
техники. Компоновка и тактико-технические данные удивительно
напоминали соответствующие элементы самых сильных британских
сверхдредноутов типа “Ройял Соверен”. После войны английские
специалисты тщательно исследовали оба проекта и пришли к
выводу, что они примерно эквивалентны. Немецкие линкоры
имели несколько более мощную защиту борта: толщина их пояса
достигала 350 мм — на 20 мм больше, чем у “британцев”. Кроме
того, ее усиливали угольные ямы, которых не было на нефтяных
“Ройял Соверен”. В виде своеобразной компенсации, английские
пушки стреляли более тяжелым снарядом и пробивали несколько
более толстую броню.
Первые германские линейные корабли с 380-мм артиллерией.
Проект разработав в Пpоектном бюpо Импеpского моpского ведомства в 1910-1912 гг.
Решение о начале их постройки совпало с английской программой
создания линейных кораблей типа «Куин Элизабет», также вооруженных
381-мм орудиями. Однако из-за задержки в изготовлении башен
и орудий корабли вступили в строй уже после Ютландского
сражения, в то время как их английские сверстники принимали
в нем активное участие. Считались оптимальными кораблями
периода 1-й мировой войны, наиболее удачно сочетавшими в
себе наступательные и оборонительные качества. Помимо мощного
вертикального и горизонтального бронирования имелась развитая
и хорошо продуманная защита от подводных повреждений. Два
последних корабля — «Вюртемберг» и «Заксен» — отличались
от головных несколько удлиненным корпусом. Кроме того, один
из турбинных агрегатов планировалось заменить на двухтактный
дизель, что позволило бы увеличить дальность плавания на
2000 миль 12-узловым ходом.
Из четырех заложенных линкоров типа “Баден” удалось достроить
только два. Постройка "Заксена" и "Вюртемберга" был остановлена в конце 1917 г.:
Германия уже не могла позволить себе строительство линкоров из-за недостатка людей и ресурсов.
Да и приоритеты германского флота изменились в пользу подводных лодок.
«Байерн» и «Баден» участия в боевых действиях
практически не принимали. Оба затоплены своими экипажами
в Скапа-Флоу. Впоследствии подняты. «Баден» использовался
англичанами в качестве корабля-цели, потоплен 16.8.1921
г., «Байерн» поднят в 1934 г. и сдан на слом в 1935 г.
|