Переход к "дредноутной" эпохе мало отразился на ходе
выполнения кораблестроительных программ. Адмирал Тирпиц и не подумал
отменять принятый с его подачи “морской закон 1900 года”,
и теперь вместо предполагавшихся к закладке броненосцев в Германии приступили
к постройке такого же числа дредноутов.
Единственная поправка, принятая в 1908 году, касалась лишь срока службы кораблей:
теперь линкоры должны были заменяться новыми через 20 лет, а не через 25,
как планировалось ранее.
Проект первых германских дредноутов разрабатывался с 1904
г., что давало основания немцам говорить о том, что они
пришли к идее однокалиберного линкора, как минимум, независимо
от англичан.
Корабли программы 1907 г. Отличались превосходной для своего
времени подводной защитой и мощным бронированием. Имели
оборудование для ведения огня в ночное время и, впервые
в мировой практике, металлические гильзы для зарядов ГК.
Главным недостатком было ромбическое расположение артиллерии
ГК, отчего в бортовом залпе могло участвовать только 8 орудий
из 12. Другим недостатком следует признать установку паровых
машин, хотя на это имелись оюъективные причины. Кроме того,
в казематах была сохранена средняя артиллерия из 150-мм
орудий при наличии 88-мм противоминных орудий. Как показал
боевой опыт, последние были практически бесполезны.
Все корабли этого типа входили в состав Флота Открытого
моря. После капитуляции были интернированы. «Нассау» по
репарациям передали Японии, разобран в 1921 г. одной из
английских фирм. «Вестфален» 1.9.1918 выведен из состава
флота и использовался в качестве учебного артиллерийского
корабля. После капитуляции был интернирован и передан Англии,
разобран в 1924 г. «Рейнланд» 11.04.1918 г. во время операции
против Аландских островов (Балтийское море) в тумане наскочил
на камни. Его удалось снять и отбуксировать в Киль. Из-за
сильных повреждений восстановление было признано нецелесообразным.
9.07.1918 г, выведен из состава флота и разобран в 1921
г. «Позен» после капитуляции Германии передан Великобритании
и разобран в 1922 г.
|