[42]
1 августа 1914 года (здесь и далее все даты приведены по
новому стилю) началась война между Германией и Россией.
Это стало причиной реквизиции российской собственности,
находившейся на территории Германии.
Сменили владельца и два крейсера ("Адмирал Невельской"
и "Муравьев-Амурский"), строившихся на верфи "Ф.Шихау" в
Эльбинге. Юридически смена владельца была оформлена 5 августа.
Имперское морское министерство распорядилось продолжить
строительство кораблей, несмотря на несоответствие заложенных
в проект русских идей практике германского флота. При этом
следует отметить, что бывшие русские крейсеры оказались,
можно сказать, этапными в германском флоте. По русскому
проекту они должны были быть вооружены восемью 130-мм орудиями,
в Германии же орудий такого калибра не существовало, а их
замена на 105-мм по ряду причин оказалась невозможной. Тогда
выбор пал на 150-мм орудия, которые и были установлены на
крейсеры, ставшие первыми кораблями этого класса в германском
флоте с артиллерией такого калибра. Одновременно сменили
и калибр зенитной артиллерии: вместо четырех 63,5-мм орудий
смонтировали четыре (по другим данным - пять) 52-мм (позднее
замененных на два 88-мм).
В результате крейсеры, получившие в германском флоте имена
"Elbing" ("Адмирал Невельской") и "Pillau" ("Муравьев-Амурский")
имели в момент вступления в строй следующие тактико-технические
элементы. [43]
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерийское:
150-мм орудий.........................................................8
52-мм орудий.................4 (по другим данным 5)
Торпедное:
500-мм надводных торпедных аппаратов..........2
БРОНИРОВАНИЕ, мм
палуба...............................................................20-80
боевая рубка....................................................50-70
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Водоизмещение, т:
проектное............................................................4390
полное....................................................................5252
Главные размерения, м:
длина....................................................................135,3
ширина...................................................................13,6
осадка........................................................................6,0
Скорость хода, уз.......................................................27,5
Дальность плавания, миль / при
скорости, уз...........................................................4300/12
Мощность механизмов, л.с...............................30
000
Запас топлива, т:
угля..........................................................................620
нефти...............................................................:.....1580
Экипаж, чел.:
офицеров..................................................................21
нижних чинов.........................................................421
"Elbing"
Начало войны застало корабль на стапеле, Свое новое имя
крейсер получил в день спуска на воду, 21 ноября 1914 года.
После достройки он вошел в состав флота 1 (по другим данным
4) сентября 1915 года.
Уже пройдя испытания и курс боевой подготовки, 9 ноября
1915 года "Elbing" столкнулся с миноносцем и короткое время
находился на ремонте, после чего 18 ноября в Либаве присоединился
к разведывательным силам германского флота на Балтийском
море, которыми командовал контр-адмирал Хопман. Единственной
операцией, в которой принял участие корабль на Балтике,
стала минная постановка у Лазерорта (вход в Ирбенский пролив)
ночью с 5 на 6 декабря. Вместе с ним в операции участвовали
крейсер "Augsburg", минный заградитель "Rligen", миноносцы
и тральщики.
В новом 1916 году командование Флота открытого моря потребовало
передачи ему крейсера для усиления разведывательных сил.
Перед переводом в Северное море корабль прошел текущий ремонт
на Данцигской верфи с 3 по 26 марта, а 28 марта вошел в
состав разведывательной группы контр-адмирала Бедикера,
обеспечивая главным образом действия миноносцев.
В ходе Ютландского сражения 31 марта 1916 года "Elbing"
вместе с эскадренными миноносцами В-109, В-110 и В-111 прикрывал
левый (западный) фланг 1-й разведывательной группы. Он первым
из германских кораблей открыл огонь по английским крейсерам,
после чего присоединился ко 2-й разведывательной группе,
в составе которой принимал участие в дальнейшем ходе боя,
получив попадание английского снаряда, потеряв из экипажа
4 человек убитыми и 12 ранеными.
Крейсер счастливо избежал английских торпед (одна из них
прошла под килем "Elbing"). Но от судьбы не уйдешь. В ночь
на 1 июня во время прорыва Флота открытого моря через флотилии
эсминцев Гранд Флита [44] "Elbing" шел слева по траверзу
1-й эскадры линейных кораблей и, уклоняясь от выпущенных
английскими эсминцами торпед, вынужден был, как и другие
крейсеры, пересечь ее курс. Но если "Frankfurt" и "Pillau"
удалось благополучно проскочить между линкорами, то "Elbing"
не повезло: он столкнулся с линкором "Posen".
Это произошло в 0 ч 30 мин. На первый взгляд, повреждения
казались незначительными, но вскоре вода затопила оба машинных
отделения, из строя вышли электрооборудование и внутрикорабельная
связь. Корабль получил крен. Командир "Elbing" рассчитывал
довести его до датского побережья и спасти. В 2 ч 25 мин
миноносец S-53 подошел к борту крейсера. 477 германских
моряков перебрались на миноносец, на борту "Elbing" остались
командир, старший офицер, подрывная команда и команда гребного
катера, состоявшая из добровольцев.
Около 3 ч с борта крейсера были обнаружены английские корабли.
И, хотя на самом деле это был лишь поврежденный (вскоре
затонувший) эсминец "Sparrowhawk", немцы затопили "Elbing"
с помощью подрывных зарядов. Англичане наблюдали, как он
сел носом, потом задрал корму в воздух и затонул. Это произошло
в точке с координатами 55°49' N, 05°45' О. [45]
"Pillau"
Начавшаяся война застала крейсер у достроечной стенки завода
"Ф.Шихау" в Эльбинге. Достройка корабля, переименованного
5 августа 1914 года, шла быстро: 14 декабря он уже вышел
на сдаточные испытания, продолжавшиеся до 16 марта 1915
года.
"Pillau" вошел в состав 2-й разведывательной группы Флота
открытого моря. В апреле-мае 1915 года крейсер участвовал
в минно-заградительных и других операциях, а в начале августа
вошел в состав соединения вице-адмирала Эрхарда Шмидта,
сформированного для прорыва в Рижский залив. Сначала "Pillau"
включили в отряд прикрытия, потом перевели в силы прорыва.
12 августа крейсер обстреливал маяк Церель, 16 августа вместе
с крейсером "Bremen" и эсминцами прикрывал тральщики в Ирбенском
проливе, а 19 августа участвовал в обстреле Аренсбурга.
Завершил свою деятельность на Балтийском море крейсер "Pillau"
25 августа 1915 года обстрелом Дагерорта, уничтожением маяка
на горе Святого Андрея и поста связи на мысе Ритна.
29 августа крейсер снова вернулся на Северное море. В ночь
с 11 на 12 сентября он участвовал в минно-заградительной
операции у банки Зварте, в ночь с 19 на 20 октября - в операции
у банки Амрум, а в ночь с 23 на 24 октября - в выходе в
Гельголандскую бухту. С 16 по 19 декабря "Pillau" в составе
соединения контр-адмирала Бедикера контролировал судоходство
в проливах Скагеррак и Каттегат.
Первую крупную операцию в новом 1916 году "Pillau" провел
вместе со 2,1 и 9-й флотилиями миноносцев. 5 - 6 марта крейсер
в составе 2-й разведывательной группы принимал участие в
выходе Флота открытого моря, 25-26 марта он участвовал в
операции 1-й и 2-й разведывательных групп у Хорнс-рифа.
В ходе Ютландского сражения 31 мая 1916 года "Pillau" находился
в составе 2-й разведывательной группы. В перестрелке с британским
крейсером "Chester" он отделался небольшими повреждениями.
Однако вскоре он получил попадания в носовую надстройку.
Несмотря на то, что из строя вышли нефтяные котлы, кораблю
удалось избежать потери хода. Потери экипажа составили 4
убитых и 23 раненых.
В 9 ч 36 мин 1 июня 1916 года "Pillau" занял позицию перед
тяжело поврежденным линейным крейсером "Seydlitz" и сопровождал
его до утра 2 июня. После Ютландского сражения крейсер находился
в ремонте, а [46] уже 18-20 августа участвовал в выходе
Флота открытого моря.
В составе легких сил 25-26 сентября корабль находится в
море. Затем с 18 по 20 октября "Pillau" в составе Флота
открытого моря выходил к Доггер-банке.
5 ноября крейсер участвовал в операции прикрытия работ
по спасению подводной лодки U20 у западного побережья Дании,
осуществлявшейся разведывательными силами флота и 3-й эскадрой
линейных кораблей.
1917 год стал для "Pillau" сравнительно спокойным, его
основным занятием было несение дозорной службы и сопровождение
подводных лодок. 20 июля на крейсере (как и на других кораблях
германского флота) из-за плохого питания произошло стихийное
выступление матросов, однако инцидент удалось урегулировать.
29 октября "Pillau" появился в Восточной Балтике, после
чего вернулся на Северное море - как раз вовремя, чтобы
принять участие во втором бою у Гельголанда в составе 2-й
разведывательной группы контр-адмирала фон Рейтера, в ходе
которого добился нескольких попаданий в английские эсминцы.
В сам же крейсер попал только один снаряд - в щит 150-мм
орудия; потери экипажа составили 5 человек убитыми и 3 ранеными.
На следующий день крейсер был поставлен на ремонт в Вильгельмсхафене,
который завершился 30 ноября 1917 года.
В 1918 году "Pillau" несколько раз выходил в море. Конец
войны застал его в Вильгельмсхафене. С конца декабря 1918
года по постановлению матросского комитета вахтенная служба
на корабле не неслась и вахтенный журнал не велся; экипаж
постепенно сокращался, и 31 марта 1919 года "Pillau" был
выведен в резерв. После затопления немецкого флота в Скапа-Флоу
победители потребовали выдачи ряда оставшихся германских
кораблей, в число которых попал и "Pillau". В качестве репарационного
корабля "U", 20 июля 1920 года в порту Шербура он был передан
Италии. [47]
Крейсер переименовали в "Bari" (в честь города в Северной
Италии) и зачислили в состав королевского флота.
За время службы "Bari" прошел несколько модернизаций. Самую
обширную из них провели в 1934-1935 годах, когда корабль
перестроили для несения службы в колониях. На "Bari" демонтировали
угольные котлы [48] и сняли первую дымовую трубу; мощность
механизмов снизилась до 21 000 л.с, а скорость хода - до
24,5 уз. На корабле установили новое зенитное вооружение:
16 20-мм автоматических орудий и шесть 13,2-мм зенитных
пулеметов.
Вскоре "Bari" стал учебным кораблем. В этом качестве он
встретил вторую мировую войну. Первой боевой операцией корабля
стал выход в составе "Специального соединения" к острову
Корфу. Весь 1942 год "Bari" охранял конвои и обстреливал
побережье Черногории. В ноябре корабль принял участие в
операции по захвату острова Коремка; в этом же месяце "Bari"
несколько раз перевозил войска в Бастило.
В ходе боевых действий зенитное вооружение крейсера несколько
усилили дополнительными автоматами. На 1943 год была запланирована
очередная модернизация, после которой "Bari" превращался
в крейсер ПВО. По проекту его вооружение должно было состоять
из восьми 65-мм или 90-мм орудий, восьми 37-мм и восьми
20-мм автоматов. Работы начались на верфи в Ливорно. Однако
28 июня после налета самолетов 9-й воздушной американской
армии корабль затонул на мелководье. После подписания перемирия
8 сентября, итальянцы взорвали корпус, чтобы он не достался
немцам. В 1944 году немцы подняли "Bari" и разобрали на
металл.
Литература
Беннет Дж. Морские битвы первой мировой.- Екатеринбург:
Иноземье, 1996.
Трубицын СБ. Легкие крейсера Германии (1914-1918) // Корабли
и сражения. Вын.V.- СПб.,1997.
Hiidebrand Н., Rohr A., Steinmetz H-J. Die Deutschen Kriegsschiffe.
Bd. II. Man Dus, Ratingen, 1993.
Whitley M.J. Kreuzer im Zweiten Weltkrieg.- Stuttgart,
1997.
|