Нестандартный для своего времени проект стал развитием
неосуществлённого проекта броненосного крейсера с однородной
главной артиллерией 203-мм калибра, предложенного адмиралом
В. Куниберти.
В то же время итальянский флот выдал задание на разработку
быстроходного броненосца, который был бы способен уйти от
любых британских или французских броненосцев, и в то же
время справиться с броненосными крейсерами других флотов,
который и был создан на основе отвергнутого проекта крейсера.
Получившийся в итоге корабль был несколько меньше своих
современников и имел ослабленную вдвое артиллерию главного
калибра при сравнительно сильной средней; при традиционно
для итальянского флота высокой мощности силовой установки
это позволило броненосцам типа "Реджина Елена"
развивать рекордную для своего класса скорость, сравнимую
с ранними дредноутами (на испытаниях развили от 20,8 до
22,15 уз.).
На момент постройки итальянцы называли эти корабли сильнейшими
в мире, однако из-за длительного времени постройки и появления
дредноутов они устарели еще быстрее, чем их современники
в других флотах.
Корабли несколько отличались друг от друга. Так, "Наполи"
имел 22 паровых котла, "Рома" — 18. Оба этих броненосца
несли по 24 76-мм орудия. При почти одинаковом запасе угля
дальность плавания 10-узловым ходом составляла от 9000 миль
("Наполи" и "Рома") до 11 000 миль ("Витторио
Эмануэле").
В годы войны все 4 корабля составляли 2-ю бригаду линкоров
2-й эскадры. Активного участия в боевых действиях не принимали.
В 20-е гг. списаны, только "Рома" служил до 1932
г. в качестве портового учебного судна. |