27 июня 1909 года Италия приняла Морской Закон, предусматривавший
постройку 4 дредноутов, 3 крейсеров-разведчиков, 12 подводных
лодок, 12 эсминцев и 34 миноносцев. Закон одобрили 2 декабря
и тогда же санкционировали постройку трех линкоров по проекту
1908 года — будущих «Джулио Чезаре», «Леонардо да Винчи»
и «Конте ди Кавур» («Данте Алигьери» уже строился). Средства
на строительство начали выделять со следующего финансового
года. Заказ на постройку двух из них получили частные верфи
«Ансальдо» и «Одеро» из Генуи, а третий заложили на казенной
верфи в Специи. Головным стал "Чезаре", который
первым и вступил в строй.
Новизна проекта, его постоянные улучшения, трудности с
производством броневых плит, механизмов, орудий главного
калибра и башен для них сильно затянули строительство кораблей,
сделали его зависимым от помощи иностранных (в основном
английских) фирм. А с контрагентами частные верфи всегда
работали быстрее государственных. Поэтому «Кавур», спущенный
на воду раньше других, вошел в строй на целый год позже,
отстав именно из-за задержек в поставках.
В процессе постройки линкоры были перегружены почти на
2000 тонн, что увеличило осадку на 0,9 м. Это привело к
уменьшению полной скорости хода по сравнению с проектной
на 1 узел; кроме того, из 2,5 м высоты главного броневого
пояса над ватерлинией осталось лишь 0,75 м.
Итальянские кораблестроители переоценили свои возможности
— их первые серийные дредноуты строились целых пять лет.
Спроектированные как чуть ли не самые мощные в мире по вооружению,
они вступили в строй, уже безнадежно уступая новым кораблям
этого класса с 343—381-мм артиллерией.
Линкоры типа "Джулио Чезаре" и "Андреа Дориа"
представляли собой основную ударную силу итальянского флота,
хотя их нельзя назвать слишком удачными. Бронирование кораблей
к началу Первой мировой войны уже не отвечало современным
требованиям, противоторпедная защита практически отсутствовала,
и даже скорость хода — традиционный козырь итальянских кораблестроителей
— уступала новейшим дредноутам других стран.
История однотипных линкоров "Джулио Чезаре",
"Конте ди Кавур" и "Леонардо да Винчи"
("Giulio Cesare", "Conte di Cavour",
"Leonardo da Vinci") во многом уникальна. Пожалуй,
это был единственный тип крупных кораблей, все представители
которого погибли не в бою, а на швартовых стоянках в укрытых
базах. Являясь значительное время основой итальянского флота
в обеих мировых войнах, они не нанесли противнику — а ими
в разное время были австрийцы, немцы, турки, французы, англичане,
греки, американцы и русские — ни малейшего урона. Кроме
того, "Чезаре" и "Кавур" в 30-х годах
прошли такую коренную модернизацию, какой не подвергался
ни один капитальный корабль в мире (если не считать переделок
в авианосцы некоторых линкоров и линейных крейсеров). Наконец,
сам "Чезаре" стал единственным после русско-японской
войны крупным трофейным кораблем, который страна-победительница
не сдала на слом, не использовала для экспериментов, а ввела
в строй действующего флота, да еще в качестве флагманского
корабля, несмотря на то, что он явно технически и морально
устарел.
|