БРОНЕПАЛУБНЫЙ КРЕЙСЕР "ETTORE FIERAMOSCA"
*
Одновременно со строительством минных крейсеров типа "Tripoli"
и "Goito", руководство Итальянского Королевского
ВМФ сочло уместным иметь однотипную эскадру бронепалубных
крейсеров типа "Etna", и это притом, что корабли
этой серии еще находились в процессе строительства.
"Fieramosca", в целом повторял "Etna",
тем более что проект "боевого судна 4-го класса"
разрабатывался тем же инженером - Инспектором Корпуса военно-морских
инженеров генералом Карло Винья. Официально заказ нового
крейсера и его занесение в списки флота был оформлен по
королевскому декрету от 21 февраля 1886 года, а приказ №12
Морского Министерства датируется 13 марта.
- заложен на верфи "Орландо" в Ливорно 31.12.1885
г.
- спущен на воду 30.8.1888 г.
- вступил в строй 16.11.1889 г.
- вычеркнут из списков флота 15.7.1909 г.
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение: нормальное - 3595 т., полное - 3745
т.
Длина: 93,2 м; между перпендикулярами - 88,4 м.
Ширина: 13,2 м.
Осадка (нормальная): 5,7 м.
Силовая установка: четыре цилиндрических двухтопочных
котла, две горизонтальных машины
двойного расширения, мощностью 7000 л.с.
Скорость хода: - 17,5 узл.
Запас угля: 585 тонн.
Дальность хода: 5.000 миль на 10 узл.
Вооружение: 2 - 254/20; 6 - 152/33; 6 - 57; 8 - 37;
2 картечницы; 3 ТА.
Бронирование: палуба - 38,1 мм, рубка - 12,7 мм.
Экипаж: 17 офицеров + 298 унтер-офицеров и матросов.
Девиз корабля: "Quid possit pateat saltem nunc itala
virtu" - "Тот, кто несет по всему миру итальянскую
доблесть".
Результаты заводских неофициальных испытаний
(1889 г.)
Водоизмещение: 3.540 т.
Скорость максимальная: 18 узл.
Соответствующая при этом результате мощность механизмов:
6.495 л.с.
Оборотов в минуту: - 119.
Давление пара: 6,2 кг/см3.
Служба "Ettore Fieramosca"
"Таранный" крейсер "Fieramosca" пришел
из Ливорно в Ла Специю, не имея штатного числа орудий, которые
получил только 11 ноября 1889 года. Командиром крейсера
был назначен капитан 2-го ранга Иниго Гуевара Сардо.
Окончательно же "Fieramosca", вошел в состав
флота 21 июля 1890 года, уже под командованием капитана
1-го ранга Альберто Де Либеро. В августе, крейсер
посетил с дипломатическими миссиями Португалию и Марокко.
15 сентября, вошел в состав Постоянной эскадры - во
вторую дивизию, (командующий - контр-адмирал Дюка
ди Дженова) в которую входили броненосец "Lepanto"
(флагман), бронепалубный крейсер "Dogali",
минные крейсера "Montebello" и "Confienza".
В октябре состоялась повторный поход в Португалию.
11 ноября крейсер был выведен из состава Постоянной
эскадры и, перейдя в Специю, стал числиться в резерве.
1 июля 1891 года, крейсер был выведен из резерва, а его
командиром стал капитан 1-го ранга Маттео Феччаротта. С
сентября проходил интенсивный цикл боевой подготовку.
Бронепалубный
крейсер "Ettore Fieramosca".
11 мая 1893 года (теперь кораблем командовал капитан 1-го
ранга Эмануэле Джустини) крейсер причислен к первой дивизии
Постоянной эскадры. 16 июля на "Fieramosca" поднял
свой флаг контр-адмирал Саверио Марра, командующий второй
дивизии Маневренной эскадры вице-адмирала Энрико Аччинни.
С 16 сентября корабль снова вошел в состав Постоянной эскадры,
но уже в состав четвертой дивизии. С 1 ноября крейсер стал
флагманским кораблем дивизии (командующий - контр-адмирал
Джустино Гонсалес). В этот момент проходила штатная подготовка
экипажа в отечественных водах.
В конце 1894 года корабль вернулся в Ла Специю, где на
нем были выполнены некоторые работы. С первого марта 1895
года "Fieramosca" переведен в состав Резервной
эскадры (вице-адмирал Карло Альберто Раккия). В этот период
кораблем командовал капитан 1-го ранга Дж. В. Роселлини.
С 30 апреля входил в состав второй дивизии Резервной эскадры
вместе с броненосцем "Morosini" и
минным крейсером "Euridice". 31 октября переведен
в первую дивизию Резервной эскадры, к которой в тот момент
были причислены броненосец "Lepanto" (флагман),
бронепалубные крейсера "Bausan", "Piemonte",
минные крейсера "Iride", "Caprera"
и "Euridice". В этот период происходила
штатная боевая подготовка флота у итальянских берегов.
21 июля 1896 года, соединение было причислено к Маневренной
эскадре, в составе которой проходили ежегодные маневры.
С первого октября крейсер вновь в Резервной эскадре, под
флагом контр-адмирала Дж. Б. Мирабелло, командира второй
дивизии. С января по май 1897 года, крейсер выполнял роль
учебного корабля. В июне командиром "Fieramosca"
стал капитан 1-го ранга Джузеппе Виаларди, а первого августа
в Неаполе был поднят боевой флаг. С 13 ноября крейсер вошел
вновь в составе Резервной эскадры (вице-адмирал Константино
Морин). В тот момент в эскадру входили броненосцы "Lepanto"
(флагман), "Lauria", "Duilio", "Italia",
бронепалубный крейсер "Dogali" и минные крейсера
"Monzambano", "Goito" и "Calatafimi".
Бронепалубный
крейсер "Ettore Fieramosca" 1899 г.
"Fieramosca", оставался в составе Резервной эскадры
до первого июня 1898 года, когда после проведенного ремонта
он был причислен к Океанской дивизии. В тот момент крейсером
командовал капитан 1-го ранга Альберто Де Орестис. 23 января
1899 года на крейсере поднял свой флаг командующий эскадрой
контр-адмирал Альфонсо ди Броккетти. Пробыв в аргентинских,
уругвайских и бразильских водах до ноября, крейсер вернулся
в Специю, где бросил якорь 30 декабря 1899 года.
Первого апреля 1900 года, "Fieramosca" (командир
капитан 1-го ранга Карло Негри) был выделен из состава Океанской
дивизии в отдельное соединение для похода на Дальний Восток,
в связи с осложнением политической ситуацией в Китае, которая
принимала все более опасные для европейского сообщества
формы. Первого мая на крейсере поднял свой флаг командующий
дивизией контр-адмирал Камилло Кандиани, и 9 числа того
же месяца, соединение в составе бронепалубных крейсеров
"Dogali", "Elba", "Calabria"
и "Etruria" покинуло Специю.
Во время этого похода на Дальний Восток, "Fieramosca"
посетил Порт-Саид, Перим, Сокотру, Коломбо, Сингапур, Гонконг,
Вусанг и прибыл в Таку 13 августа. Десант с "Fieramosca"
принял активное участие в международной операции против
"боксерского" восстания. Крейсер оставался в китайских
и японских водах до 29 ноября 1901 года. Находившийся на
его борту контр-адмирал Кандиани оставил командование дивизией,
передав его Луиджи Палумбо, командиру броненосного крейсера
"Марко Поло". "Fieramosca" перестал
быть флагманским кораблем с 22 сентября 1901 года, когда
адмирал Кандиани перенес свой флаг на броненосный крейсер
"Vettor Pisani". (От переводчика. Броненосные
крейсера "Vettor Pisani" (флаг адмирала Грене),
"Marco Polo" и бронепалубные крейсера "Piemonte",
"Elba", "Puglia" и "Dogali"
задержались на Дальнем Востоке до окончания русско-японской
войны).
Крейсер вернулся в Специю 6 февраля 1902 года. Затем перешел
в Таранто, где и остался до июня 1905 года, для ремонта.
11 сентября 1905 года, на "Fieramosca" (командир
капитан 1-го ранга Роберто Маззиньи) поднял флаг контр-адмирал
Альберто Де Орестис, командующий Океанской дивизией. 16
сентября крейсер покинул Специю. За время похода крейсер
посетил Гибралтар, Лас-Пальмас, Сан-Висенти ди Кабо-Верде,
Байя, Витория, Сантус, Санта-Катарина, Монтевидео и Буэнос-Айрес.
В период пребывания в водах Южной Америки "Fieramosca",
вместе с бронепалубными крейсерами "Dogali" и
"Umbria", совершил походы к берегам Огненной Земли
и к проливу Магеллана. 10 июня командующим этого соединения
стал контр-адмирал Кали. Уже под его командованием "Fieramosca"
в очередной раз посетил южноамериканские порты, затем был
получен приказ идти в Северную Атлантику. Соединение, таким
образом, посетило Норфолк, Нью-Йорк, Бостон и Филадельфию.
18 декабря Океанская дивизия прибыла в Порт-оф-Спэйн (Тринидад).
В этот период командиром крейсера был капитан 1-го ранга
Альберто дель Боно.
"Fieramosca" оставался в американских водах вплоть
до 4 февраля 1909 года. Именно в этот день крейсер отправился
в последнее путешествие к родным берегам, посетив напоследок
порты Карибских о-вов и США.
В Специю "Fieramosca" пришел 6 апреля 1909 г
и находился там до 1 июня. В это время решилась и судьба
старого крейсера. По королевскому декрету от 15 июля 1909
года он был вычеркнут из списков. Подтверждающий приказ
№16 Морского Министерства датируется 26 июлем 1909 года.
Перевод Sumerset
Примечание: По итальянской официальной военно-морской
терминологии "Ettore Fieramosca "относился к классу
"Торпедно-таранных кораблей - Ariete Torpediniere".
|