После окончания войны с Россией линейный флот Японии
оказался в курьёзном положении: значительную его часть составляли
трофейные русские корабли, считавшиеся устаревшими еще тогда,
когда они входили в состав своего флота. Дело немного поправила
достройка заложенных еще в войну броненосцев и крейсеров
с 305-мм артиллерией, но ненадолго. Появление «Дредноута»
поставило японцев, всерьёз начавших задумываться о превращении
Тихого океана в «свои воды», в тяжелое положение. Русские
трофеи потеряли какую-либо боевую ценность, так же как и
остальные ветераны закончившейся всего пару лет назад войны.
Дальневосточной империи предстояло полностью обновить свой
линейный флот.
Для Японии такая необходимость
граничила с национальной катастрофой. Экономика страны-победительницы
находилась в ещё более тягостном состоянии, чем у побежденной
и претерпевшей попытку революции России. Но единственной
основой обеспечения безопасности и дальнейшего развития
маленькой островной страны, лишенной запасов сырья, оставались
мощные морские силы — так, во всяком случае, считали японские
политики. Поэтому, полагали они, постройка линкоров не должна
прекращаться ни на один год. Только теперь для Объединенного
флота потребуются корабли нового типа — дредноуты.
По иронии судьбы, японские
адмиралы на собственном опыте убедились в необходимости
линкоров с однородной крупнокалиберной артиллерией, и рано
— раньше многих других стран — они заинтересовались проектами
подобных судов (хотя Японии и не удалось попасть в число
лидеров дредноутной гонки). Еще шла война, когда английские
конструкторы из фирмы «Виккерс»
выложили своим дорогим союзникам чертежи мощных броненосцев
и крейсеров, вооруженных многочисленными пушками калибром
254-305-мм. Уже в 1907 г. предусматривалась постройка двух
линкоров с турбинными установками, вооруженных десятью 305-мм
орудиями. Однако состояние экономики заставило отложить
эти планы на неопределенное время. Военно-морским деятелям
пришлось затратить немало сил и призвать на помощь всю свою
популярность. Наконец, в 1909 году на стапелях двух крупнейших
арсеналов в Куре и Йокосуке, ставших основными поставщиками линкоров, были
заложены «Кавачи» и «Сетсу»
— первые японские дредноуты.
Впрочем, дредноутами их можно
считать лишь с некоторой натяжкой. Дело в том, что орудия
в двух концевых башнях отличались от пушек, расположенных
в четырех установках по бортам в середине корабля, хотя
и имели одинаковый с ними калибр — 305-мм. Но длина ствола,
а следовательно, и баллистика были
разными. Поэтому задача артиллерийских офицеров неимоверно
осложнялась, особенно при стрельбе на больших дистанциях.
Конечно же, ни о какой системе центральной наводки в таких
условиях нельзя было и думать. Из-за такого более чем странного
решения, вызванного экономией (пришлось купить подешевле
то вооружение, которое предлагалось англичанами), некоторые
специалисты так и не признавали в «Кавачи»
и «Сетцу» дредноуты, считая их
кораблями переходного типа вроде их предшественников — «Аки»
и «Сацума».
В сущности, проект «Кавачи» и являлся несколько увеличенным «Аки», с сохранением практически всех внешних признаков
и внутреннего расположения. Изменилась «начинка»: на кораблях
установили турбины, изготовленные в Японии по лицензии американских
фирм. Броневой пояс в центральной части был утолщен до 305
мм, а часть 120-мм орудий заменена на
152-мм. В общем, первые претенденты на роль дредноутов на
Дальнем Востоке оказались не слишком удачными: «пестрота»
их вооружения бросалась в глаза. Помимо двух видов
12-дюймовок, они имели на борту еще 152-мм, 120-мм и 76-мм
орудия. Скорость, несмотря на использование турбин, также
оставляла желать лучшего, достигая всего 20 узлов. Но чтобы
построить даже такие корабли, японцам пришлось напрячь все
свои силы. И все же полностью справиться с задачей самостоятельно
не удалось: почти четверть материалов пришлось везти из
Англии и США. Понятно, что не вполне качественные «полудредноуты»
не могли отвечать новым требованиям.
Можно найти и ещё одно объяснение
странного сочетания различных моделей 305-мм орудий. По некоторым данным, ещё «Сацуму»
и «Аки» предполагалось вооружить
12 305-мм орудиями, причём расположение орудий и башен
в точности повторяло проект итальянского инженера В. Куниберти,
разработанный в 1903 г. Тогда японцам помешала нехватка
305-мм орудий, заставив их ограничиться калибром 254-мм.
А в проекте «Кавачи» они увеличили
второй калибр до 305-мм — то есть, бортовые башни с 305/45
пушками рассматривались именно как второй
калибр, а главным
по прежнему оставались 4 305/50-мм орудия.
В итоге японцы просто выбросили
на ветер более трёх миллионов фунтов стерлингов. Оба линкора имели нулевую боевую
ценность. Первая мировая война в определённой мере обошла
Японию и её первые дредноуты стороной.
Возможно, это избавило некоторые корабли японского флота
от гораздо худшей участи. Но судьба таки взяла своё…
12 июля 1918 г. на «Кавачи» взорвался боезапас.
Корабль затонул менее чем за 4 минуты. Погибло около 700
человек, точное же количество жертв неизвестно.
Японцы переняли у своих учителей англичан одну нехорошую
традицию — их корабли частенько погибали от взрыва боезапаса
прямо в базах. Небольшая статистика
таких случаев:
у англичан
1914 г. — броненосец «Бульварк»
1915 г. — броненосный крейсер
«Наталь»
1917 г. — линкор «Венгард»
у японцев
1905 г. — броненосец «Микаса»
1908 г. — крейсер «Мацусима»
1917 г. — броненосный крейсер
«Цукуба»
1918 г. — линкор «Кавачи»
1943 г. — линкор «Муцу»
Что то
нехорошо в Британской и Японской империях… Я уже не говорю
о многочисленных несчастных случаях, когда орудия разрывались
от собственных выстрелов…
Остатки
«Кавачи» были подняты в 1919 г.
и отправлены в металлолом. «Сетсу»
в 1922 г. pазоpужён
и выведен из состава флота согласно решениям Вашингтонской
конференции. В обмен на это Япония сохраняла в составе флота
только что построенный линкор «Муцу». 1 октября
1923 официально исключён. В 1924 г. пеpеобоpудован в прадиоуправляемый
коpабль-цель
(16 узлов). В 1937-1938 гг. дообоpудован
в pадиоупpавляемую цель с восстановлением
бpони (25 мм верхняя палуба, 152-203 мм боpт), в 1940-1941 гг. заменены турбины и котлы (16000
л.с., 18 узлов). 24 июля 1945 г. повpеждён
в pезультате атаки амеpиканской
авиации (3 пpямых попадания 227-кг
бомб, много близких pазpывов),
26 июля лёг на гpунт,
29 июля полностью оставлен. Разобpан
до 31 июля 1947 г. |