История развития японского флота после войны с Россией
1904-1905 гг. представляет собой долгую цепь ошибок и компромиссов.
Огромные деньги были выброшены зря на постройку массы морально
устаревших броненосцев и броненосных крейсеров. Неудачными
получились и первые
японские дредноуты: на них одновременно были установлены
305-мм орудия с длиной ствола 45 и 50 калибров, что делало
невозможным эффективное управление огнём. Ситуация изменилась
только после заказа в Англии линейного крейсера «Конго»
с восемью 356-мм орудиями, ещё три однотипных корабля были
построены уже в Японии. На базе «Конго» были созданы линкоры
типов «Фусо»
и «Исё»
с увеличенным до 12 числом орудий главного калибра, усиленной
защитой и меньшей скоростью. Часть этих кораблей закладывалась
в обход решений парламента и их постройка узаконивалась
уже постфактум. После обострения японо-американских отношений
в 1915 г. после предъявления Китаю «21 требования» была
одобрена постройка одного линкора с 410-мм артиллерией —
заложенного в 1917 г. «Нагато». Таким образом к концу Первой
мировой войны Япония создала довольно сбалансированный флот
из 4 линкоров и 4 линейных крейсеров плюс 2 устаревших дредноута.
Однако, японские адмиралы вполне резонно считали построенные
корабли с 356-мм артиллерией морально устаревающими, так
как в составе английского флота уже находились более мощные
корабли с 381-мм артиллерией, а американцы осуществляли
строительство весьма сильных «стандартных» линкоров. Японцы
склонялись к идее качественного превосходства любого японского
корабля над аналогичными кораблями других стран, прежде
всего — США.
С 1914 г. японское руководство
безуспешно пыталось провести в парламенте так называемую
программу «8—4», предусматривавшую создание нового флота
из 8 линкоров и 4 линейных крейсеров. После принятия американской
программы 1916 г. японский парламент одобрил программу «8—4».
Она включала в себя уже находящиеся в строю 4 линейных крейсера
типа «Конго», 2 линкора типа «Фусо», 2 достраивающихся линкора
типа «Исё», «Нагато» и закладку новых линкоров — одного
однотипного с «Нагато» и двух нового типа. В результате
были заложены линкоры «Муцу», однотипные «Кага»
и «Тоса», а также намечены к постройке 2 «сверхпрограммных»
линейных крейсера «Амаги»
и «Акаги».
В конце 1917 г. Морской генеральный
штаб Японии предложил новую программу «8—6», единственной
целью которой было узаконивание постройки новых линейных
крейсеров. 12 марта 1918 г. парламент дополнил эту программу
ещё 2 линейными крейсерами. Однако, закладка новых линкоров
и линейных крейсеров откладывалась до 1920-1921 гг. для
более полного учёта опыта войны и выработки новой военно-морской
доктрины.
2 июня 1919г. новую программу
«8—8» одобрил Совет министров, годом позже она была узаконена
парламентом. Программа предусматривала постройку 8 линкоров
и 8 линейных крейсеров с артиллерией калибром не менее 410-мм.
Уже построенные корабли низводились до своего рода «второго
эшелона» нового флота. Первыми кораблями программы «8—8»
становились уже строящиеся однотипные линкоры «Нагато» и
«Муцу». Выполнение программы разбивалось на 2 этапа. Первый
— до 1923 г. включал в себя 2 линкора типа «Нагато», 2 типа
«Тоса» и 4 линейных крейсера типа «Амаги». Второй этап планировалось
завершить к 1928 г. постройкой 4 линкоров типа «Кии» с 410-мм
артиллерией и 4 линейных крейсеров типа «13», имеющих уже
457-мм орудия. Также предполагалась постройка 2 авианосцев
и большого числа крейсеров и эсминцев. Программа рассматривалась
как прямой ответ американской кораблестроительной программе
1916 г.
Первые из кораблей программы
«8—8» — линкоры «Нагато» и «Муцу», введенные в строй в 1920-1921гг.,—
стали единственными, вошедшими в состав флота. В их конструкции
было достигнуто чрезвычайно удачное сочетание наступательных
и оборонительных элементов. Вооружение состояло из 8 410/45-мм
и 20 140-мм орудий.
Толщина бортовой брони достигала
300 мм, палуб — 70 и 25 мм, башен и барбетов до 300 мм.
Серьёзную ошибку допускает С. Переслегин, приводя суммарную
толщину палуб в 196 мм на момент ввода в строй — в действительности
такая толщина палубной брони «Нагато» была после многочисленных
модернизаций 20-30-х гг. В целом система бронирования новых
линкоров сочетала в себе признаки традиционной англо-германской
системы (дифференцированное прикрытие максимальной площади
борта) и американской («всё или ничего»). Весьма эффективной
для своего времени была и противоторпедная защита.
Скорость «Нагато» составляла
26,5 узлов, причём корабль изначально проектировался для
достижения такой скорости. Её настоящее значение было настолько
хорошо засекречено, что в справочниках межвоенного периода
обычно указывается 23 узла, и стало общеизвестным только
после окончания Второй мировой войны. Мореходность также
соответствовала немалым требованиям Тихого океана.
Сохранив традиционное для «европейцев»
расположение главной артиллерии в четырёх башнях, по два
в носу и в корме, новые сверхдредноуты получили силуэт,
который с годами стал связываться именно с японскими кораблями.
Характерными стали красиво изогнутый нос и впервые появившаяся
массивная передняя мачта-надстройка, из-за обилия мостиков,
рубок и переходов получившая у американцев полупрезрительное
название «пагоды». Действительно, инженеры решили создать
конструкцию, которую нельзя «свалить» попаданием даже самого
крупнокалиберного снаряда. Если учителя-англичане довольствовались
треногими мачтами, то их старательные ученики установили
массивную семиногую, центральный ствол которой представлял
собой шахту лифта, бегавшего вверх-вниз — от палубы до центрального
артиллерийского поста на топе мачты. Безусловно, такое сооружение
оказалось совершенно «неубиваемым», но английские специалисты
и историки вплоть до настоящего времени не перестают напоминать,
что их трёх «ног» оказалось вполне достаточно для сохранения
мачт даже при прямых попаданиях. Японцы, как и американцы
со своими «шуховскими башнями», несколько перестарались,
потратив драгоценный вес на достаточно бесполезное дело.
Всё это уместилось в относительно
небольшое водоизмещение 38500 т, что позволяет причислить
«Нагато» к фактически существовавшему в то время классу
быстроходных линкоров.
К началу Вашингтонской конференции
«Нагато» уже вошёл в состав флота, «Муцу» находился в стадии
приёмки и испытаний. «Муцу» вполне мог стать «жертвой» переговоров,
но в итоге вместо него из состава флота исключили устаревший
дредноут «Сетцу». Таким образом японский флот в 20-х гг.
в определённой мере оказался в лучшем положении, чем флоты
США и Англии — «Нагато» и «Муцу» были более сбалансированными
по сравнению с американскими и английскими собратьями (тип
«Мэриленд» и тип «Нельсон»). Это даёт основания считать
«Нагато» и «Муцу» сильнейшими в мире, вплоть до вступления
в строй новых кораблей в 30-40-х гг.
Во второй половине 20-х гг.
линкоры прошли первую модернизацию, во время которой была
изменена форма носовой дымовой трубы, усилена зенитная артиллерия,
отопление котлов полностью переведено на нефть. Кардинальной
модернизации оба линкора подверглись в середине 30-х гг.
(см. ТТХ 2). Несмотря на масштабнейшие модернизации, уже
с середины 30-х гг. корабли считались устаревшими, хотя
до окончания постройки «Ямато» оставались самыми сильными
японскими линкорами. «Нагато» практически бессменно являлся
флагманом флота.
С 1937 г. «Нагато» и «Муцу»
принимали довольно активное участие в войне в Китае. «Муцу»
11-15 августа 1937 г. обеспечивал переход войсковых транспортов
в Китай, 20-23 августа перевёз 2000 солдат 11-й дивизии
в Шанхай, вёл огонь по городу, осуществлял блокаду Китайского
побережья. Участие «Нагато» ограничилось только доставкой
в Шанхай 20-25 августа 2000 солдат всё той же 11-й дивизии.
Войну оба линкора встретили
в составе Объединённого флота. До середины 1942 г. линейные
силы японского флота, в том числе «Нагато» и «Муцу», практически
не принимали участи в боевых действиях, отстаиваясь в Хасиродзиме.
За это все японские линкоры получили, скорее всего, от моряков
с авианосцев, полупрезрительное прозвище «Хасирского флота».
Первой операцией с участием
«Нагато» и «Муцу» стал Мидуэй. Оба корабля, а также «Ямато»,
входили в состав Главных сил адмирала Ямамото. Главные силы,
находясь в 300 милях от авианосцев Нагумо, ничем себя не
проявили, и фактически являлись лишь потенциальной угрозой
для американцев. Непонятно, почему два японских линейных
соединения (1-е — «Ямато», «Нагато», «Муцу», 2-е — «Исё»,
«Хьюга», «Фусо», «Ямасиро») включаются в статистику сражения
у Мидуэя. Ведь соединение американских линкоров, маневрировавшее
между Западным побережьем США и Гавайскими островами даже
не берётся в расчёт.
В продолжительной кампании
за Соломоновы острова оба линкора не принимали участия.
8 июня 1943 г. в бухте Хиросима
от взрыва погребов кормовых башен погиб «Муцу». Причиной
взрыва большинство специалистов считает халатность экипажа,
в значительной мере утратившего квалификацию от вынужденного
бездействия. В 1948-1919 гг. была поднята одна из башен
главного калибра. В 1970-1996 гг. судоразделочная фирма
Фукуда подняла около 75% обломков корабля.
На рубеже 1943-1944 гг. «Нагато»
неоднократно привлекался к перевозкам войск. Так, 17-26
октября 1943 г. он перевозил армейские части с Трука на
атолл Брауна, 1-4февраля 1944 г. на Палау, 16 января — 21февраля
1944 г. в Линга-Роудз.
«Нагато» принял участие в двух
крупнейших сражения 1944 г. на Тихом океане — бою у Марианских
островов и бою в заливе Лейте.
19 июня 1944 г. «Нагато» находился
в составе соединения В с авианосцами «Дзуньё», «Хийё» и
«Рюйхо». В ходе боя, описание которого здесь представляется
излишним, линкор не получил повреждений. Уже 2-10 июля 1944
г. линкор доставлял армейские части на Окинаву.
Во время Филиппинского сражения
(Лейте) «Нагато» входил в состав соединения А Первого ударного
соединения («Ямато», «Мусаси», «Нагато») адмирала Такео
Куриты. 24 октября 1944 г. во время атак американской авиации,
известных как бой в море Сибуян, «Нагато» получил первые
повреждения за всю войну. В него попало три бомбы, одна
из которых не взорвалась. Вышла из строя одна из башен главного
калибра, пострадала телефонная внутрикорабельная связь.
После ложного отхода японское соединение продолжило движение
к заливу Лейте, где находились цели — транспорты с десантом.
25 октября в бою у острова Самар японцы не смогли разгромить
группу американских эскортных авианосцев. В самый разгар
боя Курита приказал отступать. До сих пор ведутся споры
о причинах неудачи японцев в этом столкновении. «Нагато»
получил здесь ещё две бомбы, не слишком снизившие его боеспособность.
Японцы под влиянием опыта войны
усиливали противовоздушную оборону своих кораблей. Беспрерывно
увеличивалось количество 25-мм зенитных автоматов. В сентябре
1944 г. на «Нагато» их было 68, в 1945 г. — 98. Увеличение
количества зениток не сказывалось на качестве ПВО — она
оставалась такой же неэффективной, так как у японцев не
было хороших систем управления зенитным огнём. А значительная
часть 25-мм автоматов вообще не имела какого либо централизованного
управления, что снижало ценность этих и без того слабых
установок. В конце 1944 г. на «Нагато» смонтировали РЛС
поиска надводных целей.
«Нагато» с осени 1944 стоял
на якоpе в Йокосуке из-за нехватки топлива. На линкоре сpезали
гpот-мачту и уменьшили высоту дымовой трубы. «Нагато» оказался
единственным уцелевшим японским линкором после самоубийственного
похода «Ямато» и массированных воздушных налётов июля 1945
г.
20 сентября.1945 г. пеpедан
США. Использован пpи испытаниях атомного оpужия на атолле
Бикини. 1 июля 1946 г. незначительно повpеждён, находясь
в 6 км от эпицентpа взрыва. 25 июля 1946 г. pазpушен взрывом
бомбы с эквивалентом 40 килотонн, произошедшим в 1 км от
корабля. 29 июля 1946 г. «Нагато» затонул.
|