Линкоры "Кага" и "Тоса" представляли собой развитие "Нагато".
Основными отличиями стали: гладкопалубный корпус, добавление
пятой башни главного калибра и изменение системы бронирования.
Количество 410-мм орудий возросло до 10. по своей конструкции японские 410-мм орудия повторяли свой прототип - английскую 381/42-мм пушку. масса орудия составляла 102т, вес снаряда 1020 кг. Снаряд имел начальную скорость 784 м/с и развивал дульную энергию 31950 тм. вес бортового залпа составлял 10200 кг.
Толщина бортовой брони была уменьшена до 280 мм, но это
было компенсировано приданием поясу наклона в 15 градусов
наружу и введением тыльной переборки толщиной 50 мм. Высота
плит главного пояса составляла 5,34 м (высота наклонного
пояса приведена по его вертикальной составляющей), из которых
1,83 м находились под водой. Система бронирования новых
японских линкоров представляла собой нечто среднее между
англо-германской, русской и американской системами.
Улучшили, по сравнению с "Нагато",
также противоминную защиту. Она теперь состояла из четырёх
слоёв ничем не заполненных отсеков общей глубиной 5,3 м
и рассчитывалась на противостояние взрыву 300 кг тринитротолуола..
Сразу за вторым от борта отсеком, в 2,5-2,7 м от обшивки
корпуса, располагалась бронированная переборка толщиной
75 мм. хотя такая система и была весьма надёжной, но она
несла в себе ряд недостатков. Слишком близкое расположение
бронированной переборки к борту придавало системе ПТЗ излишнюю
жёсткость и, фактически, именно эта переборка оставалась
основной преградой подводному взрыву. Дальнейшее развитие
такая система получила в проекте "Ямато", где приобрела
уже излишнюю жёсткость.
Скорость осталась прежней - 26,5 узлов. Не совсем удачные ТЗА японской разработки Гихон стали причиной того, что на "Тоса" применили ТЗА американской конструкции Браун-Кертисс.
Полное водоизмещение достигло 44200 т.
Распределение весовой нагрузки линкоров типа "Тоса"
|
в тоннах |
в процентах |
корпус с устройствами |
13250 |
33,2 |
вооружение |
6950 |
17,4 |
бронирование |
14070 |
35,3 |
энергетическая установка |
3670 |
9,2 |
топливо |
1350 |
3,4 |
ñíàáæåíèå |
600 |
1,5 |
итого |
39900 |
100 |
Эти корабли не были лишены недостатков, наиболее значительными
из которых необходимо признать следующие. Первый - наличие
8 надводных торпедных аппаратов, имеющих к тому же неудачное
расположение. Детонация боеголовок торпед при удачном попадании
вражеского снаряда могла вызвать разрушения значительных
небронированных объёмов носовой части корпуса, а боевое
применение торпед с линейных кораблей представляется весьма
проблематичным. Второй недостаток, также общий не только
для японцев - слабая защита оконечностей, особенно носовой.
Здесь также пара удачных попаданий могла вызвать обширные
затопления и тем лишить корабль высокой скорости.
Вместе с линкорами типа "Нагато",
"Кага" и "Тоса" должны были образовать однородное линейное
соединение из 4 единиц. Крупнейшим недостатком проекта следует
признать наличие аж 8 надводных торпедных аппаратов, к тому
же оставленных без всякой защиты. Постройка линкоров была
остановлена после Вашингтонской конференции при готовности
72-76%. "Кага" в 1923-1928 гг. был достроен в качестве авианосца
и погиб в бою у атолла Мидуэй. Корпус "Тоса" был использован
в качестве мишени для артиллерийских и торпедных стрельб.
Заодно на нём проводились испытания новых снарядов, торпед
и систем защиты. Многие уроки, полученные при этих опытах,
легли затем в основу проектов тяжёлых крейсеров и "Ямато".
Здесь же родилась концепция использования ныряющих снарядов,
попадающих ниже главного пояса и разрушающих подводную часть
корпуса. Окончательно разбитый корпус "Тоса" был потоплен
9 февраля 1925 г. в проливе Бунго.
|