1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
"Тенрю" ("Tenryu") |
Верфь ВМФ, Йокосука |
17.05.1917 г.
11.03.1918 г.
20.11.1919 г. |
139,66; 134,11(РР) х 12,34 х 3,69 м |
3200/4130 т |
"Тацута" ("Tatsuta") |
Верфь ВМФ, Сасебо |
24.07.1917 г.
29.05.1918 г.
13.03.1919 г. |
--//-- |
3230/4130 т |
А. (история создания)
Заказаны в рамках Программы нового военного кораблестроения
1916 г. и строились по бюджету на 1917/1918 гг. Предназначались
для лидирования флотилий турбинных ЭМ и официально классифицировались
как «крейсера 2-го класса». Первые японские легкие КР. Проект
разработан МТД при участии английских судостроительных компаний
на основе КР флота Великобритании типа «С». Клепаный корпус
с удлиненным полубаком делился поперечными водонепроницаемыми
переборками, доходившими до верхней палубы, на 14 отсеков.
Двойное дно имелось в районе погребов боезапаса и отсеков
главных механизмов. Противоторпедная и продольная переборки
отсутствовали (за исключением перегородки, разделявшей носовые
МО). Вертикальный броневой пояс постоянной толщины, длиной
52,5 метра прикрывал только МО, КО и защищал от снарядов
(калибром не более 120 мм. Погреба боезапаса располагались
ниже ватерлинии и броневой защиты не имели. Одноорудийные
установки открытого типа имели ручные привода и, из-за длинного
пути подачи боезапаса, малую скорострельность (пять выстрелов
против десяти в полигонных условиях). По мнению специалистов
МГШ, данные КР морально устарели в момент постройки, так
как имели сравнительно небольшую скорость хода, слабые артиллерийское
вооружение, бронирование (особенно горизонтальное) и неудачное
расположение погребов боезапаса (рядом с топливными танками
и главными механизмами), снижавшее боевую живучесть. Кроме
того, малые размеры кораблей не позволяли разместить на
них авиационное вооружение. Тем не менее, «Тенрю» и «Тацута»
послужили прототипом японских легких КР поздней постройки.
В 1935 г. начались работы над проектом их переоборудования
в КР-ПВО с вооружением из восьми 127-мм орудий тип 89 в
четырех установках мод. А1 и двенадцати 25-мм зенитных автоматов,
с СУАО тип 94. В конце 1939 г. корабли вывели в резерв для
переоборудования, которое планировали начать в 1940 г.,
но сложившаяся политическая обстановка вынудила отказаться
от этих планов. Технологический и проектный задел был использован
при создании ЭМ типа «Акицуки». Оба КР активно занимались
боевой деятельностью в начальный период войны на Тихом океане.
Они считались одними из самых боеспособных кораблей императорского
флота, но к 1943 г. оставшийся в строю «Тацута», мог пользоваться
только как эскортный корабль.
Б. (Энергетическая установка)
Три ГТЗА (ТВД с Кр.Ст + ТНД с Кр.Ст) «Parsons» в трех МО
– 51000 л.с. (суммарная контрактная), «Тенрю»: - 51295
л.с. (приемные испытания); «Тацута»: - 52100 л.с. (приемные
испытания), 6 Вт.К (18 кг/см2; 100°С; «Канзей Хонбю» большая
версия; нефть) в двух КО + 2 Вт.К (18 кг/см2 ; 100°; «Канзей
Хонбю» малая версия; нефть + уголь) «Канзей Хонбю» в КО,
два ТГ по 40 кВт + два ДГ по 30 кВт.
В. (Скорость)
Наибольшая – 33 уз (контрактная); «Тенрю» – 33,25 уз (приемные
испытания); «Тацута» – 33,41 уз (приемные испытания), экономическая:
– 10 уз.
Г. (Топливо)
920 т нефти + 160 т угля, с 1933 г. – 1100 т нефти.
Д. (Дальность плавания)
6000 миль (10 уз, расчетная), 5800 миль (10 уз), 1250 миль
(33 уз).
Е. (Бронирование)
Броневой пояс: 52,4 мм, элеваторы подачи боезапаса: 16
мм, щиты 140-мм орудий: 20 мм, боевая рубка: 40 мм; 10;
10, броневая (верхняя) палуба: 25,4 мм.
Ж. (Экипаж)
332 чел. (по проекту), 340 чел. (фактически), «Тацута»
с 1944 г. – 395 чел.
3. (Артиллерийское вооружение)
4 – 140-мм / 50 тип 3 (Д стр. - 90 кбт; 5 выстрелов в минуту;
110 выстрелов), 1 - 80-мм / 40 тип 3 (Д стр. - 40 кбт /
6800 м; от 13 до 18 выстрелов в минуту; 220 унитарных патронов),
2 - 6,5-мм пулемета,
с июля 1937 г.: 4 - 140-мм / 50 тип 3; 1 - 80-мм / 40;
2 - 13,2-мм / 76 тип 93 (Д стр. - 6400 м / 4500 м; от 250
до 450 выстрелов в минуту; 2500 унитарных патронов),
с декабря 1940г.:4 – 140-мм / 50; 1 -80-мм / 40; 4 - 25-мм
/ 60 тип 96 (Д стр. - 40 кбт / 5200 м; от 110 до 260 выстрелов
в минуту; до 2200 унитарных патронов),
с февраля 1942 г.: 4 - 140-мм / 50; 1 - 80-мм / 40; 8 -
25-мм / 60 тип 96,
«Тацута» с сентября 1943 г.: 4 - 140-мм / 50; 1 - 80-мм
/ 40; 10 - 25-мм / 60 тип 96, два прож. 90 см + два прож.
40 см.
И. (Минно-торпедное, противолодочное вооружение)
2 х 3 ТА 533-мм (12 торпед), 30 мин заграждения, «Тацута»
с сентября 1943 г.: 2 х 3 ТА 533-мм (12 торпед); два бомбосбрасывателя
(36 глубинных бомб), четыре бомбомета (24 глубинные бомбы).
Л. (Системы управления огнем)
Один 2,5-м дальномер тип В, СУАО для 140-мм орудий с 1933
г.: прибор управления огнем тип 13; визир прицеливания тип
13; с 1927 г.: один 3,5-м дальномер тип 14; один 2,5-м дальномер
тип 14, «Тацута» с февраля 1944 г.: СУАО для 140-мм орудий:
прибор управления огнем тип 13; один 2,5-м дальномер тип
14; СУАО для 25-мм зенитных автоматов: две колонки прицельного
визира тип 95.
М. (Радиоэлектронное вооружение)
«Тацута» с сентября 1943 г.: РЛС обнаружения надводных
целей тип 22 мод. 4 и РЛС обнаружения воздушных целей тип
21 мод. 2; «Тацута» с марта 1944 г.: РЛС обнаружения воздушных
целей и управления огнем тип 13; РЛС тип 21 мод. 2; РЛС
тип 22 мод. 4.
«ТЕНРЮ» (река «Небесная страна» в центральной части
о. Хонсю, префектура Нагано и Судзуока)
После вступления в строй, возглавил 2-ю флотилию ЭМ Второго
флота, которая базировалась на Йокосуку. С 29.08 по 10.09.1920
г. КР оперировал у Владивостока, Отару и о. Хоккайдо. С
20.04 по 1.12.1921 г. корабль числился в резерве и простоял
в Сасебо на арсенале флота. 1.12.1921 г. «Тенрю» стал флагманом
1-й флотилии ЭМ Первого флота. С 26.06 по 4.07.1922 г. он
находился в Рюдзюине (Порт-Артуре) и с 29.08 по 10.09.1922
г. оперировал у побережья России. 1.12.1922 г. КР вывели
в резерв, и он перешел на базу флота в Куре. 1.12.1923 г.
корабль вновь возглавил 1-ю флотилию ЭМ Первого флота, вместе
с которой с 8-го по 30.03.1924 г. патрулировал у берегов
Китая. С 2.12.1924 г. по 1.12.1925 г. «Тенрю» находился
в Куре на базе флота и числился в резерве. 1.12.1925 г.
КР передали в состав 1-й Эскадры Поддержки в китайских водах.
С 5.02 по 3.06.1927 г. он крейсировал у Шанхая и на реке
Янцзы (с 19.02 по 3.06.1927 г.). С июня 1927 г. по январь
1928 г. в Куре на верфи флота провели текущий ремонт корпуса
и механизмов, модернизировали поворотные механизмы ТА (установили
электроприводы и централизировали управление). С 1.12.1927
г. корабль стал флагманом 1-й флотилии ЭМ Первого флота
и до марта 1928 г. занимался боевой подготовкой в водах
Метрополии. 15.03.1928 г. КР пришел в залив Ариаке. С 29.03
по 15.04.1928 г. «Тенрю» с ЭМ 1-й флотилии прошел вдоль
побережья Центрального Китая, с заходом в Гонг Конг и на
Тайвань (в Мако). С 1.12.1928 г. по 8.10.1931 г. он состоял
в резерве и находился в распоряжении Школы подводного плавания
в Куре. С 9.10.1931 г. КР включили в состав 1-й Эскадры
Поддержки в китайских водах (с 2.02.1932 г. Флот в китайских
водах). С конца октября 1931 г. он крейсировал у устья реки
Янцзы и с августа 1932 г. – у берегов Шанхая. 20.05.1933
г. корабль передали в 10-ю ДКР Флота в китайских водах.
В октябре 1933 г. «Тенрю» возвратился в Куре, где с 3.10
по 27.11.1933 г. на верфи флота провели текущий ремонт корпуса
и механизмов. 3.12.1933 г. КР пришел в Рюдзюин и до начала
апреля 1934 г. оперировал у побережья Северного Китая, с
заходом в Чифу (в январе 1934 г.), Дзигнтау (в феврале 1934
г.) и Дайрен (в марте 1934 г.). 15.11.1934 г. корабль передали
в распоряжение Школы подводного плавания в Куре. Летом 1935
г. он вошел в состав 9-й ДКР Четвертого флота и принял участие
в больших маневрах Объединенного флота, 26.09.1934 г. во
время тайфуна, «Тенрю» получил повреждения корпуса и надстроек,
которые устранили с 10.10.1935 г. по 31.03.1936 г. в Куре
на верфи флота. 15.11.1935 г. КР вывели в резерв. В середине
1936 г. корабль перешел в залив Ариаке, базируясь на который,
оперировал у побережья Китая. 1936 г. его передали в 10-ю
ДКР Флота в китайских водах. С января по июнь 1937 г. «Тенрю»
крейсировал у берегов Центрального и Северного Китая, оказывал
поддержку оккупации Шанхая. В июле 1937 г. в Куре на верфи
флота у носовой дымовой трубы установили два (2 х 1) 13,2-мм
пулемета. С октября 1937 г. до середины 1938 г. корабль
участвовал в блокаде китайского побережья. В этот период
с 20.10 по 1.12.1937 г. он числился в 14-й ДКР Флота в китайских
водах, а с 1.07.1938 г. – в составе 10-й ДКР находился в
распоряжении командующего Пятым флотом. 14.12.1938 г. «Тенрю»
возвратился в Куре, где 15.12.1938 г. был поставлен в резерв.
15.11.1939 г. корабль перешел в Майдзуру для подготовки
к переоборудованию в КР-ПВО, но временно поступил в распоряжение
Инженерной школы, а 15.11.1940 г. вошел в состав 18-й ДКР
Четвертого флота. В декабре 1940 г. в Куре на верфи флота
13,2-мм пулеметы заменили на четыре (2 х 2) 25-мм зенитных
автомата. До мая 1941 г. КР занимался боевой подготовкой
во Внутреннем японском море. С 5-го по 24.05.1941 г. в Куре
на верфи флота провели текущий ремонт корпуса и механизмов
(в доке с 10-го по 16.05.1941 г.). 25.05.1941 г. «Тенрю»
прибыл в Йокосуку, а с 2-го по 6.07.1941 г. перешел на атолл
Трук. В ноябре 1941 г. КР вошел в состав Группы поддержки
Соединения вторжения контр-адмирала Кадзиока. С 5-го по
13.12.1941 г. он принимал участие в первой попытке захвата
о. Уэйк.
11.12.1941 г. в ходе операции КР артиллерийским огнем поддерживал
высадку, но из-за штормовых условий его эффективность оказалась
крайне низкой. С 20.12 по 28.12.1941 г. корабль участвовал
во втором штурме о. Уэйк и после его успешного завершения
возвратился на атолл Кваджелейн, где поступил в распоряжение
командующего Оперативным соединением Южных морей. 31.12.1941
г. «Тенрю» пришел на атолл Трук. С 14-го по 19.01.1942 г.
он сопровождал к Рабаулу ТР с частями отряда Южных морей
генерал-майора Харии. С 20.01 по 9.02.1942 г. корабль возглавлял
соединение контр-адмирала Марумо (18-я ДКР, МЗ и 4 ЭМ) и
с 1-го по 3.02.1942 г. обеспечивал оккупацию Суруми, а
с 4-го по 13.02.1942 г. – южного побережья о. Новой Британии,
крейсируя в районе к западу от архипелага Бисмарка. После
завершения операции КР пришел в Кавиенг. 23.02.1942 г. он
прибыл в Рабаул, где до восьми (4 х 2) увеличили число 25-мм
зенитных автоматов. С 2-го по 11.03.1942 г. «Тенрю» прикрывал
захват Лаэ и Саламауа на северо-восточном побережье Новой
Гвинеи, крейсируя в заливе Хуон и у о. Бука (с 8-го по 10.03.1942
г.). С 14-го по 27.03.1942 г. КР обеспечивал оккупацию о.
Бугенвиль (с 15-го по 17.03.1942 г.), с 28.03 по 1.04.1942
г. – о-вов Шортленд (30.03.1942 г.) и Киета, с 2-го по 10.04.1942
г. – о. Манус и о-вов Адмиралтейства. После завершения последней
операции он пришел на атолл Трук. С 16.04.1942 г. «Тенрю»
возглавил Соединение ближнего прикрытия (Группу поддержки)
контр-адмирала Марумо. 29.04.1942 г. он вышел в море и
направился в район ожидания в 60 милях к западу от о. Тулаги.
4.05.1942 г. КР присоединился к Группе вторжения в Порт-Морсби.
10.05.1942 г. после боя в Коралловом море (7 - 8.05.1942
г.) «Тенрю» прибыл в Рабаул. С 11-го по 23.05.1942 г. он
перешел в Майдзуру (до 13.05.1942 г. сопровождал МЗ «Цугару»,
который выставил мины у о-вов Науру), где с 29.05 по 15.06.1942
г. провели текущий ремонт корпуса и механизмов (в доке с
3-го по 15.06.1942 г.). 23.06.1942 г. корабль возвратился
на Трук. С 30.06 по 13.07.1942 г. КР сопровождал ТР с армейскими
грузами к о. Гуадалканал. 14.07.1942 г. «Тенрю» передали
в распоряжение командующего Восьмым флотом вице-адмирала
Микава и с 20.07.1942 г. он базировался на Рабаул. С 19-го
по 24.07.1942 г. КР прикрывал высадку частей Отряда Южных
морей в Буна на северо-восточном побережье Новой Гвинеи.
После завершения операции, корабль прибыл в Кавиенг. 7.08.1942
г. после вторжения американцев на Гуадалканал, «Тенрю» вышел
в море, у мыса Сент-Джонс (Сент-Джордж) присоединился к
кораблям вице-адмирала Микава и 9.08.1942 г. принял участие
в бою у о. Саво. 10.08.1942 г. он пришел в Рабаул. 24.08.1942
г. КР во главе соединения контр-адмирала Мацуяма направился
к восточной оконечности Новой Гвинеи, имея борту около 200
чел. из состава Специального отряда морской пехоты Куре
№ 3. 25.08.1942 г., несмотря на атаки американских истребителей-бомбардировщиков,
корабль обеспечивал оккупацию о-вов Гуденаф, Таупота и высадку
на северное побережье залива Мильн. 26.08.1942 г. во время
очередного налета авиации, Тенрю получил незначительные
повреждения надстроек от пушечно-пулеметного огня. 29.08.1942
г. КР артиллерийским огнем поддерживал высадку в Лаби. 1.09
(по другим данным 30.08). 1942 г. он возвратился в Рабаул.
3.09.1942 г. корабль в охранении десантных барж, предназначенных
для эвакуации частей морской пехоты, вновь направился в
залив Мильн. 5.09.1942 г. Тенрю атаковало оперативное соединение
во главе с ТКР «Australia». КР был вынужден выйти из боя,
и суда охраняемого им КОН потопил противник. В тот же день
корабль самостоятельно подошел к побережью залива Мильн,
принял на борт свыше 600 чел. из состава частей морской
пехоты и вечером 6.09 (по другим данным ночью 7.09). 1942
г. выгрузил их в Рабауле. По другим данным «Тенрю» 5.09.1942
г. беспрепятственно подошел к о. Буна и вместе с четырьмя
ЭМ принял на борт 1318 чел., которых доставил в Рабаул.
11.09.1942 г. КР в охранении ТР направился в Кавиенг, но
из-за противодействия базовой авиации противника был вынужден
возвратиться в базу (по некоторым данным эскортируемый ТР
затонул в 15 милях к востоку от о. Норманби). С 18-го по
24.09.1942 г. корабль доставил с атолла Трук в Рабаул около
190 мин заграждения. С 25.09 по 1.10.1942 г. он выходил
в район к югу от архипелага Бисмарка для прикрытия ЭМ, пытавшихся
эвакуировать с о-вов Гуденаф и Таупота отряд морской пехоты
Цукиока. 2.10.1942 г. во время налета американской базовой
авиации на Рабаул, «Тенрю» от близких разрывов бомб получил
многочисленные повреждения корпуса и надстроек (23 чел.
погибло), которые до 20.10.1942 г. устранили с помощью личного
состава ПМ «Ямабико Мару». С 22-го по 26.10.1942 г. КР самостоятельно
совершил рейд к о. Гуденаф и под огнем береговой батареи,
захвативших остров австралийцев, смог эвакуировать 190 морских
пехотинцев. По другим данным, «Тенрю» 23.10.1942 г. не смог
эвакуировать людей с о. Гуденаф из-за противодействия противника.
В ночь с 25-го на 26.10.1942 г. ему все же удалось снять
с о. Уэре 261 чел. из отряда Цукиока (из 353 имевшихся в
его составе на начало сентября 1942 г.). С 2-го по 10.11.1942
г. корабль дважды доставлял на о. Гуадалканал части 38-го
артиллерийского дивизиона. 13-го, 14-го и 15.11.1942 г.
КР обстреливал позиции американской морской пехоты и аэродром
Хендерсон на о. Гуадалканал. 15.11.1942 г. он прибыл на
о. Шортленд и 20.11.1942 г. возвратился в Рабаул. С 26-го
по 30.11.1942 г. «Тенрю» выходил в море для обеспечения
перехода в Буну и Гона транспортных отрядов ЭМ. 10.12.1942
г. его передали в непосредственное подчинение командующего
Восьмым флотом. 16 (по другим данным 17). 12.1942 г. корабль
во главе Соединения вторжения в Маданг, в сопровождении
четырех ЭМ и двух вспомогательных КР, вышел из Рабаула и
направился к северо-восточному побережью Новой Гвинеи. 18.12.1942
г. в 10 милях к северу от Маданга, его атаковала американская
ПЛ «Albacore». В правый борт КР попало две из четырех выпущенных
торпед. «Тенрю» лишился хода, все МО заполнились водой,
в кормовом КО начался пожар, который вскоре привел к возгоранию
топлива в танках, а затем к взрыву торпед в кормовом ТА.
На корабле погибло 23 чел. Спустя три часа после атаки,
КР затонул. Экипаж подобрал из воды ЭМ «Судзукадзе».
«ТАЦУТА» (река у западного побережья о. Кюсю, префектура
Кумамото).
С 31.03.1919 г. по 20.11.1921 г. КР возглавлял 1-ю флотилию
ЭМ Первого флота. В этот период с 29.08 по 7.09.1920 г.
он оперировал у Владивостока и Отару и с 19-го по 30.08.1921
г. – у Дзингтау. С 1.12.1921 г. по 1.12.1922 г. «Тацута»
числился в резерве и простоял на базе флота в Сасебо. С
1.12.1922 г. по 1.12.1923 г. он вновь возглавлял 1-ю флотилию
ЭМ Первого флота и занимался боевой подготовкой во Внутреннем
японском море. С 1.12.1923 г. по 6.06.1925 г. корабль официально
состоял в резерве, но с 2-го по 9.09.1924 г. обеспечивал
воинские перевозки в Центральный Китай. Кроме того, принимал
участие в учениях Соединенного флота. 19.03.1924 г. во время
одного из них, КР таранным ударом потопил ПЛ № 43 в трех
милях к юго-востоку от Сасебо. С 6.06. по 31.08.1925 г.
«Тацута» входил в состав 1-й Эскадры поддержки в китайских
водах и с 14.06 по 29.08.1925 г. оперировал на реке Янцзы.
С апреля по декабрь 1926 г. в Сасебо на верфи флота провели
текущий ремонт корпуса и механизмов, модернизировали поворотные
механизмы ТА (установили электроприводы и централизировали
управление). С 1.12.1926 г. по 1.12.1927 г. КР являлся
флагманом 1-й флотилии ЭМ Первого флота. В конце июля 1927
г. он стал косвенной причиной взрыва мин на МЗ «Токива»
(устаревшем броненосном КР). Во время плановых учений Соединенного
флота на траверзе п-ова Осима у «Тацута» вышли из строя
оба носовых ГТЗА. Он своим ходом пришел в Оминато, а флагманом
1-й флотилии временно назначили МЗ «Токива», у которого
1.08.1927 г. во время спешной разгрузки сдетонировала одна
из мин. На корабле погибло 35 чел. и 68 получили ранения.
20.08.1927 г. «Тацута» пришел в Сасебо, где с 5.08 по 15.09.1927
г. на верфи флота провели восстановительный ремонт механизмов
и текущий ремонт корпуса. С 1.12.1927 г. по 15.02.1934 г.
КР числился в резерве, простоял на базе флота в Сасебо и
лишь в мае 1932 г. доставил из Йокосуки в Шанхай генерала
Сиракава. Кроме того, с 16.04 по 25.05.1933 г. на верфи
флота провели текущий ремонт корпуса и механизмов, модернизировали
носовую надстройку и установили новую трехногую фок-мачту.
20.02.1934 г. корабль возглавил 5-ю флотилию ЭМ Флота в
китайских водах и приступил к боевой подготовки в водах
Метрополии. 12.03.1934 г. у Сасебо, в штормовых условиях,
во время выхода в торпедную атаку на «Тацута» перевернулся
миноносец «Томодзуру». КР вскоре обнаружил миноносец, плавающим
кверху килем, взял его на буксир и 13.03.1934 г. привел
в Сасебо. С 15.11.1934 г. по 15.11.1935 г. корабль оперировал
у побережья Китая, а затем до ноября 1936 г. состоял в резерве.
20.11.1936 г. его передали в 10-ю ДКР Флота в китайских
водах. С января по июнь 1937 г. «Тацута» крейсировал у берегов
Центрального и Северного Китая, оказывал поддержку оккупации
Шанхая. В июле 1937 г. в Сасебо на верфи флота у носовой
дымовой трубы установили два (2x1) 13,2-мм пулемета. С октября
1937 г. до середины 1938 г корабль участвовал в блокаде
Китайского побережья. В этот период с 20.10 по 1.12.1937
г. он числился в 14-й ДКР Флота в китайских водах, а с 1.07.1938
г. в составе 10-й ДКР находился в распоряжении командующего
Пятым флотом. 14.12.1938 г. «Тацута» возвратился в Сасебо,
где 15.12.1938 г. был поставлен в резерв. 15.11.1939 г.
корабль перешел в Йокосуку для подготовки к переоборудованию
в КР-ПВО 15.11.1940 г. он вошел в состав 18-й ДКР Четвертого
флота. В декабре 1940 г. в Йокосуке на верфи флота 13,2-мм
пулеметы заменили на четыре (2 х 2) 25-мм зенитных автомата.
С января по 15.07.1941 г. корабль занимался боевой подготовкой
в Майдзуру. С 6-го по 20.08.1941 г. в Майдзуру на верфи
флота провел текущий ремонт корпуса и механизмов. 1.09.1941
г. «Тацута» пришел на атолл Трук, где вошел в состав Группы
поддержки Соединения вторжения контр-адмирала Кадзиока.
С 5-го по 13.12.1941 г. он принимал участие в первой попытке
захвата о. Уэйк 11.12.1941 г., в ходе операции КР артиллерийским
огнем поддерживал высадку, но из-за штормовых с условий
его эффективность оказалась крайне низкой. С 20.12 по 28.12.1941
г. корабль участвовал во втором штурме о. Уэйк и после его
успешного завершения, возвратился на атолл Кваджелейн, где
поступил в распоряжение командующего Оперативным соединением
Южных морей. 31.12.1941 г. «Тацута» пошел на атолл Трук.
С 14-го по 19.01.1942 г. он сопровождал к Рабаулу ТР с частями
отряда Южных морей генерал-майора Харии. С 20.01 по 9.02.1942
г. корабль возглавлял соединение контр-адмирала Марумо (18-я
ДКР, МЗ и 4 ЭМ) и с 1-го по 3.02.1942 г. обеспечивал оккупацию
Суруми, а с 4-го по 13.02.1942 г. – южного побережья о.
Новой Британии, крейсируя в районе к западу от архипелага
Бисмарка. После завершения операции КР пришел в Кавиенг.
23.02.1942 г. он прибыл в Рабаул, где до восьми (4 х 2)
увеличили число 25-мм зенитных автоматов. С 2-го по 11.03.1942
г. «Тацута» прикрывал захват Лаэ и Саламауа на северо-восточном
побережье Новой Гвинеи, крейсируя в заливе Хуон и у о. Бука
(с 8-го по 10.03.1942 г.). С 14-го по 27.03.1942 г. КР обеспевал
оккупацию о. Бугенвиль (с 15-го по 17.03.1942), с 28.03
по 1.04.1942 г. – о-вов Шортленд (30.03.1942 г.) и Киета,
с 2-го по 10.04.1942 г. – о. Манус и о-вов Адмиралтейства.
После завершения последней oneрации он пришел на атолл Трук.
С 16.04.1942 г. «Тацута» вошел в состав Соединения ближнего
прикрыл (Группы поддержки) контр-адмирала Mapумо 29.04.1942
г. он вышел в море и направился в район ожидания в 60 милях
к западу от о. Тулаги. 4.05.1942 КР присоединился к Группе
вторжения в Порт-Морсби. 19.05.1942 г. после боя в Коралловом
море (7 – 8.05.1942 г.), «Тацута» прибыл на атолл Трук,
принял топливо и с 20-го по 24.05.1942 г. перешел в Майдзуру,
где с 26.05 по 15.06.1942 г. провели текущий ремонт корпуса
и механизмов (в доке с 3-го по 13.06.1942 г.). 23.06.1942
г. корабль возвратился на Трук. С 30.06 по 13.07.1942 г.
КР сопровождал ТР с армейскими грузами к о. Гуадалканал.
14.07.1942 г. «Тацута» передали в распоряжение командующего
Восьмым флотом вице-адмирала Микава и с 20.07.1942 г. он
базировался на Рабаул. С 19-го по 24.07.1942 г. КР прикрывал
высадку частей Отряда Южных морей в Буна на северо-восточном
побережье Новой Гвинеи. С 5-го по 13.08.1942 г. он во главе
охранения КОН (четыре ТР, ЭМ «Удзуки» и «Юдзуки») обеспечивал
доставку на о. Буна армейских частей. 24.08.1942 г. КР в
составе соединения контр-адмирала Мацуяма направился к восточной
оконечности Новой Гвинеи, имея на борту около 200 чел. из
состава Специального отряда морской пехоты Куре № 3. 25.08.1942
г., несмотря на атаки американских истребителей-бомбардировщиков,
корабль обеспечивал оккупацию о-вов Гуденаф, Таупота и высадку
на Северное побережье залива Мильн. 29.08.1942 г. «Тацута»
артиллерийским огнем поддерживал высадку в Лаби. 1.09 (по
другим данным 30.08). 1942 г. он возвратился в Рабаул. С
5-го по 11.09.1942 г. КР в сопровождении ЭМ «Араси» крейсировал
в заливе Чили-Чили, обеспечивая эвакуацию гарнизона о. Буна.
В ходе операции 6.09.1942 г. оба корабля артиллерийским
огнем потопили английское судно «Anshun» (3188 т). С 6-го
по 9.10.1942 г. Тацута доставил на о. Гуадалканал части
17-й армии и ее командующего ген.-лейтенанта Харукиси. В
ходе операции у корабля был поврежден руль (обстоятельства
неизвестны). 1.11.1942 г. «Тацута» возглавил 18-ю ДКР, а
24.12.1942 г. его передали в непосредственное подчинение
командующему флота Юго-Восточного района вице-адмиралу Кусака.
2.11.1942 г. КР прибыл на атолл Трук, где с 5.11.1942 г.
по 12.01.1943г. личный состав ПМ Ямабико Мару безуспешно
пытался восстановить работоспособность руля. 19.01.1943
корабль пришел в Майдзуру, где с 20.01 по 28.03.1943 г.
провели текущий ремонт корпуса и механизмов, восстановительный
ремонт руля. В апреле 1943 г. «Тацута» возглавил 11-ю флотилию
ЭМ Первого флота. До октября 1943 г. он использовался в
качестве учебного корабля Школы подводного плавания в Куре.
В этот период с 12.08 по 9.09.1943 г. на верфи флота провели
текущий ремонт корпуса и механизмов, демонтировали минные
рельсы, установили бомбосбрасыватели, четыре бомбомета со
стеллажами для запасных торпед, РЛС тип 21 мод 1 и тип 22
мод. 4, до десяти (5 х 2) увеличили число 25-мм зенитных
автоматов. С 11-го по 15.10.1943 г. КР в охранении КОН перешел
из Хиросимы на атолл Трук, откуда дважды (с 22-го по 24.10
и с 25-го по 27.10.1943 г.) он выходил в море, эскортируя
два ТР которые доставляли на о. Понапе армейские части и
грузы. 31.10.1943 г. корабль прибыл в Токуяму и 6.11.1943
г. возвратился в Куре, где с 8.11.1943 г. по февраль 1944
г. обеспечивал боевую подготовку вступающих в строй ЭМ и
эскортных кораблей. С 10-го и по 20.02.1944 г. «Тацута»
обеспечивал переход в Амой ТР с армейскими грузами. С 22.02
по 2.03.1944 г. в Куре на верфи флота провели текущий ремонт
корпус и механизмов, установили РЛС тип 13. 25.02.1944 г.
11-ю флотилию реорганизовали во 2-й отряд надводного эскорта
Мобильного флота. С 4-го по 6.03.1944 г. КР перешел в Йокосуку,
принял топливо и 9.03.1944 г. прибыл в Кисараги, где возглавил
Специальное соединение, призванное доставлять грузы на Марианские
о-ва. 12.03.1944 г. корабль вышел из Йокосуки в охранении
КОН (помимо ЛКР, три эскортных корабля и пять ТР) и направился
к о. Сайпан. 13.03.1944 г. в 40 милях от о. Хасио-Дзима
КОН атаковала американская ПЛ «Sandlance». Из шести выпущенных
торпед в корму КР попало две (еще три торпеды попали в два
ТР, из которых один вскоре затонул, а другой получил значительные
повреждения). Взрывы торпед привел к детонации глубинных
бомб, и «Тацута» затонул в течение 20 мин. Вместе с кораблем
погибли 45 чел.
|