| 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
| "Юбари" ("Yubari") |
Верфь флота, Сасебо |
05.06.1922 г. 20.12.1922 г. 31.07.1923 г. |
138,9; 137,2 (WL) х 12,4 х 4,2 м |
3387/4075 т с 1943 г.: 3410/4220 т |
А. (история создания)
Первоначально постройка корабля предусматривалась программой
«Флот 8-4» 1917 г., но была санкционирована МГШ только в
конце 1921 г. и велась в рамках бюджета на 1922/1923 гг.
Проект разработан капитаном 1 ранга Хирага и по своей сути
являлся воплощением идеи создания быстроходного и сильно
вооруженного корабля предельно малого размера, предназначенного
для службы при линейных эскадрах. Являлся экспериментальным
и послужил основой при проектировании японских тяжелых (с
200 и 203-мм орудиями) КР. Кроме того, «Юбари» определил
общую компоновку и архитектуру надводных кораблей императорского
флота в период с середины 1920 г. по 1945 г. Официально
классифицировался как «КР малого проекта (модели)». Корпус
клепаный, с удлиненным полубаком и с использованием брони
в качестве элементов набора. Главный пояс (38 мм) проходил
внутри корпуса и связывал между собой шпангоуты. Его нижняя
кромка крепилась к верхней части двойного дна. Пространство
между наружной обшивкой (19 мм) и броневым поясом использовалось
в качестве топливных танков. Впервые в практике японского
военного кораблестроения башенноподобная носовая надстройка,
охватывавшая основание трехногой мачты, вмещала в себя закрытый
ходовой мостик, гиропосты, приборы управления огнем и связи.
Форштевень имел своеобразную изогнутую форму со срезом к
основной плоскости. Все дымоходы были объединены в одну
трубу. В отличие от стандартных «КР среднего проекта» имел
бронирование дымоходов над верхней палубой, расположение
всех орудий в ДП, из которых четыре размещались в возвышенных
спаренных, полностью закрытых установках с механическими
приводами наводки. Испытания корабля подтвердили возможность
размещения мощного вооружения в малом водоизмещении при
заданной прочности корпуса и мореходности, но при этом выявили
характерную для «японцев» перегрузку. МГШ счел КР удачным,
но после подписания Вашингтонского соглашения данный тип
корабля развития не получил. К началу войны 1941 – 1945
гг. КР считался устаревшим из-за слабого зенитного и отсутствия
авиационного вооружения, которое усилить (установить) не
представлялось возможным ввиду малого водоизмещения. В 1943
г. проблему пытались решить путем размещения в носовой оконечности
спаренной 127-мм (зенитной установки тип 89 мод. А1 (вместо
140-мм орудия), которую вскоре заменили на 120-мм орудие
из-за несовершенной системы подачи боезапаса, сравнительно
большого веса и неприемлемых условий боевого использования.
Б. (Энергетическая установка)
Три ГТЗА (ТВД с Кр.Ст. + ТНД) «Канзей Хонбю» (с. «Parsons») в трех МО – 57900 л.с. (суммарная контрактная); – 57990 л.с. (приемные испытания), 6 Вт.К (18,3 кг / см2; 135° С; нефть) «Канпон» в двух КО + 2 Вт. К (18,3 кг/ см2; 135° С; нефть + уголь) «Канпон» в носовом КО.
В. (Скорость)
Наибольшая – 35,5 уз (контрактная); – 34,8 уз (приемные
испытания); – 34,2 уз (в 1943 г.), экономическая – 14 уз.
Г. (Топливо)
830 т нефти + 100 т угля, с 1932 г. – 910 т нефти.
Д. (Дальность плавания)
5000 миль (14 уз; расчетная), 4850 миль (14 уз), 1400 миль (33 уз), 5500 миль (10 уз).
Е. (Бронирование)
Броневой пояс: 38 мм + наружная обшивка корпуса 19 мм,
дымоходы (0,65 м над броневой (верхней) палубой): 32 мм,
шахты вентиляторов МО и КО: 32 мм, башни 140-мм орудий:
20 мм, элеваторы подачи БЗ: 16 мм, броневая (верхняя) палуба:
25,4 мм; 20 мм (между броневым поясом и наружной обшивкой).
Ж. (Экипаж)
340 чел. (по проекту), 328 чел., с 1943 г. – 395 чел.
3. (Артиллерийское вооружение)
2 – 140-мм / 50 тип 3 + 4 – 140-мм / 50 тип 3 мод. А (Д
стр. – 110 кбт; от 6 до 10 выстрелов в минуту; 110 – 125
выстрелов), 1 – 80-мм / 40 тип 3 (Д стр. – 57 кбт / 6800
м; от 13 до 18 выстрелов в минуту; 250 унитарных патронов),
с ноября 1935 г.: 2 – 140-мм / 50 тип 3 + 4 – 140-мм / 50
тип 3 мод. А; 1 – 80-мм / 40 тип 3; 2 – 13,2-мм / 76 тип
93 (Д стр. – 6400 м / 4500 м; от 250 до 450 выстрелов в
минуту; 2500 унитарных патронов ); 1 – 50-мм / 65, с февраля
1940 г.: 2 – 140-мм / 50 тип 3 + 4 – 140-мм / 50 тип 3 мод.
А; 4 – 25-мм / 60 тип 96 (Д стр. – 40 кбт / 5200 м; от 110
до 260 выстрелов в минуту; до 2200 унитарных патронов);
2 – 13,2-мм / 76 тип 93, с марта 1944 г.: 4 – 140-мм / 50
тип 3 мод. А; 1 – 120-мм / 45 тип 10 мод. Е (Дстр. – 80
кбт /10000 м; до 10 выстрелов в минуту; 200 унитарных патронов);
25 – 25-мм / 60 тип 96; 4 – 13,2-мм / 76 тип 93, два прожектора
90 см + два прожектора 40 см.
И. (Минно-торпедное, противолодочное вооружение)
2 х 2 ТА 610-мм (10 торпед), 34 мины заграждения, с марта
1944 г.: 2 х 2 ТА 610-мм (10 торпед); два бомбосбрасывателя
(36 больших глубинных бомб).
Л. (Системы управления огнем)
СУАО для 140-мм орудий: прибор управления огнем тип 13;
прицельный визир тип 13; вычислительный прибор тип 13; два
3,5-м дальномера тип 14; два 1,5-м дальномера тип 14, с
1943 г. СУАО для 25-мм зенитных автоматов: две колонки прицельного
визира тип 95.
М. (Радиоэлектронное вооружение)
С марта 1944 г: РЛС обнаружения надводных целей тип 22
мод. 4.
«ЮБАРИ» (река на юго-западе о. Хоккайдо, префектура
Юбари)
После вступления в строй был приписан к военно-морскому
округу Сасебо. 01.12.1923 г. вошел в состав 3-й ДКР Первого
флота. С 8-го по 20.03.1924 г. «Юбари» оперировал у побережья
Южного Китая. С 01.12.1924 г. по 24.02.1925 г. КР состоял
в резерве. В этот период с 02.01 по 15.03.1925г. на верфи
флота в Сасебо на два метра увеличили высоту дымовой трубы.
С 24.02 по 4.03.1925 г. – корабль предпринял поход в Амой
и с 06.04 по 23.06.1925 г. - в западную часть Тихого океана
с визитом в Австралию. В ходе последнего похода отрабатывалась
техника приема топлива на ходу с ТН «Сата». Кроме того,
«Юбари» наблюдал маневры американского флота к западу от
Гавайских о-вов. С 04.08 по 1.12.1925 г. КР базировался
на Мако и с 29-го по 30.08, с 12.09 по 01.10 и с 7-го по
21.10.1925 г. выходил в море с различными поручениями. С
01.12.1925 г. по 01.12.1926 г. он возглавлял 1-ю флотилию
ЭМ Первого флота. С 01.12.1926 г. на «Юбари» держал флаг
командующий 2-л флотилией ЭМ Второго флота, которая базировалась
на Мако. С 24.03 по 5.04.1927 г. КР совершил поход в Амой,
после которого прибыл в бухту Саеки. С 11-го по 30.10.1927
г. он участвовал в маневрах Соединенного флота между о-вами
Рюкю и Бонин (входил в состав «Голубого» соединения). С
01.12.1927 г. по 03.01.1932 г. корабль состоял в резерве.
В этот период «Юбари» периодически передавался в распоряжение
Морской Академии в Этодзиме и с 04.09.1931 г. по 03.01.1932
г. в Сасебо на верфи флота провели текущий ремонт корпуса
и механизмов, оборудовали помещения для штаба флотилии ЭМ.
С 01.12.1931 г. по 15.11.1933 г. КР возглавлял 1-ю флотилию
ЭМ Первого флота (20.03.1932 г. 1-ю флотилию ЭМ передали
в распоряжение Флота в китайских водах) и вместе с ней с
26.01 по 22.03.1932 г. участвовал в первом Шанхайском инциденте
на реке Янцзы. В ходе боев у корабля были повреждены надстройки
и корпус в носовой оконечности от огня береговых батарей.
С 22.03.1932 г. по 31.01.1933 г. в Сасебо на верфи флота
провели восстановительный ремонт и на ТА смонтировали щиты.
С 13.07 по 21.08.1933 г. «Юбари» занимался боевой подготовкой
у побережья Тайваня (базировался на Мако). С 15.11.1933
г. по 15.11.1934 г. КР состоял в резерве. В этот период
в Сасебо на верфи флота с 17.05 по 20.07.1934 г. провели
текущий ремонт корпуса и механизмов, демонтировали минные
рельсы и в трюме разместили около 200 тонн балласта (для
повышения остойчивости). С 15.11.1934 г. корабль выполнял
роль стационера в Йокосуке. С 9.07 по 5.11.1935 г. в Йокосуке
на верфи флота провели доковый ремонт, установили новое
экспериментальное зенитное 50-мм орудие и оборудовали новую
радиорубку. С 15.11.1935 г. «Юбари» возглавил 5-ю флотилию
ЭМ Флота в китайских водах. 18.11.1935 г. он прибыл в Мако,
базируясь на который оперировал в водах Южного Китая. С
20.10 по 01.12.1937 г. КР временно входил в состав Четвертого
флота и участвовал в японо-китайском конфликте. 07.12.1937
г. корабль пришел в Йокосуку, где с 14.01.1938 г. по 15.11.1940
г. простоял на базе флота. В этот период с 04.03 по 31.05.1939
г. и 16.07 по 9.10.1939 г. «Юбари» служил стационером в
Оминато, с посещением Сахалина (с 20.07 по 04.10.1939 г.).
В начале 1940 г. в Йокосуке на верфи флота установили два
(2x1) 13,2-мм пулемета и 80-мм зенитное орудие заменили
на четыре (2 х 2) 25-мм зенитных автомата. 15.11 (по другим
данным 18.03). 1940 г. КР возглавил 6-ю флотилию ЭМ Четвертого
флота, вместе с которой с 20.11.1940 г. по 01.02.1941 г.
посетил о-ва Сайпан, Палау, Трук и Кваджелейн. С 20.04 по
01.05.1941 г. в Йокосуке на верфи флота провели текущий
ремонт корпуса и механизмов. 25.10.1941 г. корабль прибыл
на атолл Трук. С 29.11 по 03.12.1941 г. он перешел на Кваджелейн.
05.12.1941 г. «Юбари» в составе Соединения (Отряда) вторжения
на Уэйк вышел в море и с 10-го по 12.12.1941 г. принимал
участие в первом неудавшемся штурме острова. 13.12.1941
г. корабль прибыл на атолл Кваджелейн. С 21-го по 23.12.1941
г. КР участвовал во втором штурме о. Уэйк. 27 (по другим
данным 28). 12.1941 г. он прибыл на Трук, а 31.12.1941 г.
возвратился на Кваджелейн. 14.01.1942 г. корабль вновь пришел
на атолл Трук, а 14.01.1942 г. привел КОН на о. Гуам. С
15.01 по 13.02.1942 г. «Юбари» обеспечивал оккупацию о.
Новая Британия и в частности, Рабаула (22.01.1942 г.). 14.02.1942
г. он пришел в Рабаул, где 20.02.1942 г. подвергся безуспешным
атакам со стороны американских палубных бомбардировщиков
(с АВ «Lexingtоn»). 23.02.1942 г. КР возвратился на Трук.
С 27.02 по 01.03.1942 г. корабль в охранении КОН перешел
в Рабаул. 02.03.1942 г. «Юбари» с шестью ЭМ (из состава
6-й флотилии ЭМ) и тендера «Кияокава Мару» вышел в море
для обеспечения захвата Лаэ и Саламауа. 10.03.1942 г. КР
атаковали американские палубные бомбардировщики (с АВ «Yorktown»).
В результате близких разрывов бомб его корпус и надстройки
получили тяжелые повреждения, 13 чел. погибло. 14.03.1942
г. корабль своим ходом пришел в Рабаул, а 22.03.1942 г.
прибыл на Трук, где с 25.03 по 10.04.1942 г. провели восстановительный
ремонт. С 30.04 по 2.05.1942г. он перешел в Рабаул. С 4-го
по 13.05.1942 г. «Юбари» обеспечивал переходы к о. Гуадалканал
транспортных отрядов ЭМ. 17.05.1942 г. КР возвратился на
атолл Трук. С 19-го по 23.05.1942 г. он перешел в Йокосуку,
где на верфи флота с 23.05 по 16.06.1942 г. провели доковый
ремонт. 23.06.1942 г. корабль возвратился на атолл Трук.
С 29.06 по 6.07.1942 г. «Юбари» совместно с ЭМ «Удзуки»
сопровождал КОН (три ТР) к о. Гуадалканал. 10.07.1942 г.
он возглавил Вторую Эскортную Группу Четвертого флота и
17.07.1942 г. пришел в Рабаул. 07.08.1942 г. КР вышел в
море в составе соединения вице-адмирала Микава для отражения
вторжения американцев на о. Гуадалканал. 09.08.1942 г. во
время сражения у о. Саво корабль выпустил 96 140-мм снарядов
и четыре торпеды. Юбари» добился попадания торпеды в КО
№1 американского КР «Wincennes» и четырех попаданий 140-мм
снарядов в ЭМ «Ralph Talbot», который избежал гибели благодаря
дождевому шквалу. 10.08.1942 г. «Юбари возвратился в Рабаул
и 20.08.1942 г. прибыл на атолл Трук. С 26.08 по 5.09.1942
г. КР совместно с ЭМ «Юнаги» доставил грузы на атолл Науру
(30.08.1942 г.), о-ва Океании (31.08.1942 г.) и атолл Джалуит
(с 01-го по 3.09.1942 г.). С 10-го по 24.09.1942 г. корабль
патрулировал между Маршалловыми о-вами и архипелагом Гилберта.
С 25.09 по 25.10.1942 г. «Юбари» дважды сопровождал КОН
к о-вам Палау (с 25-го по 30.09.1942 г. и с 13-го по 25.10.1942
г.). С 26-го по 30.10.1942 г. КР простоял на о. Тарава.
30.11.1942 г. корабль пришел в Йокосуку. С 4-го по 9.12.1942
г. корабль доставил на о. Сайпан авиационное топливо (около
200 т в бочках). С 10.12.1942 г. по 22.03.1943 г. в Йокосуке
на верфи флота провели текущий ремонт корпуса и механизмов.
С 22-го по 28.03.1943 г. «Юбари» перешел на атолл Трук.
С 29.03 по 1.04.1943 г. он проводил операцию по спасанию
поврежденного у о. Шортленд АТР «Камикава Мару», который
удалось привести в Рабаул. 2.04.1943 г. корабль вошел в
состав Флота Юго-Восточного района и до 30.06.1943 г. занимался
боевой подготовкой между Рабаулом и Кавиенгом. После вторжения
американцев на о. Новая Джорджия КР перешел к о. Бугенвиль
и до 05.07.1943 г. обеспечивал доставку подкреплений на
Рендову. 05.07.1943 г. в 29 милях от о. Буна «Юбари» подорвался
на американской магнитной мине, выставленной самолетами
с аэродрома Хендерсон. Носовая оконечность корабля получила
повреждения средней тяжести и частично заполнилась водой.
06.07.1943 г. КР самостоятельно пришел в Рабаул, где до
17.07.1943 г. личный состав ПМ «Ямабико Мару» заделал пробоины
и откачал воду. С 19-го по 23.07.1943 г. он перешел на атолл
Трук и затем направился в Йокосуку, с заходом на о. Сайпан
(с 24-го по 27.07.1943 г.). В Йокосуке на верфи флота с
30.07 по 18.10.1943 г. провели восстановительный ремонт
(в доке с 1-го по 12.09.1943 г.), установили гидрофон тип
93 мод. 2 и активную аккустическую станцию тип 3 мод. 1.
С 18-го по 27.10.1943 г. «Юбари» перешел в Рабаул. С 4-го
по 11.11.1943 г. он обеспечивал переход из Шанхая в Кавиенг
крупного КОН с армейскими частями. В ходе операции КР совместно
с ЭМ «Сигуре» 04.11.1943 г. вышел из Рабаула и направился
к о. Бука, имея на борту 500 солдат и офицеров 17-й пехотной
дивизии и 20 т различных грузов. 06.11.1943 г. оба корабля
разгрузились и с 07.11.1943 г. патрулировали у Рабаула.
В ноябре 1943 г. КР перевозил армейские части из Рабаула
на о. Вату и в порты в центральной части Новой Британии.
24.11.1943 г. у Рабаула надстройки корабля получили незначительные
повреждения от пушечного огня американских базовых истребителей.
1.12.1943 г. «Юбари» возглавил 3-ю флотилию ЭМ Восьмого
флота (после гибели «Сендай»). 03.12.1943 г. в Рабауле носовое
140-мм орудие заменили на 120-мм / 45 тип 10 мод. Е. (с
ЭМ «Наганами»). 8.12.1943 г. «Юбари» прибыл на атолл Трук
и с 14-го по 19.12.1943 г. перешел в Йокосуку, где с 19.12.1943
г. по 09.03.1944 г. на верфи флота провели восстановительный
ремонт; переделали систему подачи боеприпасов в носовом
артиллерийском погребе (для нового 120-мм орудия); демонтировали
кормовое 140-мм орудие и минные рельсы; до 25 (3 х 3; 4
х 2; 8 х 1) увеличили число 25-мм зенитных автоматов и до
четырех (2 х 2) – число 13,2-мм пулеметов; установили два
бомбосбрасывателя и РЛС тип 22 мод. 4. После ремонта и модернизации
«Юбари» возглавил Эскортное соединение № 3 и приступил к
боевой подготовке. С 14-го по 22.03.1944г. он в охранении
КОН перешел к о-вам Палау, базируясь на который обеспечивал
транспортные коммуникации между о-вами Палау и архипелагом
Хальмахера. С 20-го по 26.04.1944 г. КР доставил на о. Сонсорол
50 т груза и 365 чел. 27.04.1944 г. корабль в охранении
ЭМ «Юдзуки» направился обратно к о-вам Палау. В тот же день
американская ПЛ «Bluegill» выпустила по японским кораблям
шесть торпед с дистанции 2400 м. Одна из торпед попала в
правый борт «Юбари» в район КО № 1. Корпус корабля получил
пробоину, под которую экипажу удалось подвести пластырь
и тем самым предотвратить поступление воды. Тем не менее,
вскоре из-за напряжения корпусных конструкций, обшивка во
многих местах лопнула и КР был вынужден стать на якорь.
Через семь часов к месту боя подошел ЭМ «Самидаре» взял
«Юбари» на буксир и повел в Палау 5 уз. ходом. 28.04.1944
г. корабль разломился и затонул. Экипаж перешел на ЭМ «Юдэуки».
|