© А. В. ПЛАТОНОВ Статья из сборника
"Гангут" №7
В последнее время все чаще появляются
публикации о советских кораблестроительных программах тридцатых-сороковых
годов. Не обойдены вниманием и проекты отечественных авианосцев, однако
кроме общих фраз на эту тему ничего конкретного в периодической печати
не сообщалось. Дело в том, что практически все разработки советских авианосцев
предвоенных и военных лет не вышли из стадии предэскизного
проектирования и поэтому рассказать
о них в подробностях очень сложно. И все
же мы сделаем такую попытку.
7 сентября 1937 года, во исполнение
постановления Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров (СНК) Союза
ССР от 13/15 августа 1937 года за № 87, нарком обороны СССР К. Е. Ворошилов
направил доклад в ЦК ВКП(б) И. В. Сталину и
председателю СНК В. М. Молотову
по вопросу о переработанном плане строительства боевых кораблей Морских
Сил РККА. В этом документе, в частности, увеличение
суммарного тоннажа кораблей основных
классов по сравнению с предыдущими
планами мотивировалось внесением
в программу строительства тяжелых крейсеров и авианосцев. Всего предполагалось
построить два авианосца — для Северного и Тихоокеанского флотов. Закладка
первого планировалась в 1941 году, второго—в 1942-м, со сдачей этих кораблей
в четвертой пятилетке. Программу военного судостроения на третью пятилетку
не утвердили, но работы над авианосцем, получившим обозначение «проект
71», начались.
 |
Авианосец
пр. 71
(предполагаемый
внешний вид)
|
27 июня 1938 года в Управление кораблестроения
РККФ было
направлено тактико-техническое задание
(ТТЗ) на проектирование этого корабля. В октябре того же года ТТЗ рассмотрели
в Главном морском штабе РККФ и, одобрив с незначительными замечаниями,
приказали подготовить его в виде задания для Наркомата
судостроительной промышленности
(НКСП) на создание предэскизного проекта. В список проектных работ НКСП
на 1939 год это задание уже не попало, и его включили в заказ промышленности,
утвержденный 29 ноября, на 1940 год. Но уже в январе 1940 года выяснилось,
что НКСП в одностороннем порядке не принял одиннадцать пунктов нового заказа,
в том числе и задание на предэскизное проектирование авианосца. Поскольку
в заказе оказались вопросы более злободневные, чем авианосец, то вопрос
о нем в правительстве и не поднимался.
Так закончился проект 71, и начавшаяся
Великая Отечественная война сразу остановила все начатые по нему работы.
В годы войны в Военно-морской академии
проводилась научно-исследовательская работа по теме «Тенденции развития
военного корабля», в рамках которой в 1943 году был создан предэскизный
проект авианосца с использованием имевшихся наработок по проекту 71, а
также материалов группы специалистов, побывавших перед войной на строившемся
германском авианосце «Граф Цеппелин». Завершение этой научно-исследовательской
работы в 1944 году совпало с принятием правительством решения о проектировании
нового поколения боевых кораблей с учетом опыта второй мировой войны. В
развитие этого постановления в январе 1945 года по приказу наркома ВМФ
создали ряд комиссий с задачей подготовить предложения для выбора необходимых
типов боевых кораблей, в том числе авианосцев. Однако параллельно с этим
в ЦНИИ-45
еще в 1944 году возобновились работы
над проектом авианосца, который получил
обозначение «проект 72».
 |
Авианосец
пр. 7
2 (боковой
вид)
|
При стандартном водоизмещении 23
700 и полном — 28 800 т этот корабль должен был иметь длину по ватерлинии
224, ширину 27,9, высоту борта 20,9, осадку при стандартном водоизмещении
7,23 и при полном — 8,45 м. Четыре главных турбозубчатых агрегата мощностью
по 36 000 л. с., работающие от восьми котлов производительностью по 73
т/ч, обеспечивали бы авианосцу скорость полного хода 30 уз и дальность
плавания 18-узловым ходом 10000 миль. Предусматривалось бронирование:
борт— 90 мм, 30-мм полетная и 55-мм ангарная палубы. На корабле планировалось
установить исключительно зенитные орудия. Восемь спаренных 130-мм универсальных
башенных артиллерийских
установок Б-2-У с двумя комплектами
приборов управления стрельбой (ПУС) «Смена»
еще в предвоенные годы проектировались
для эскадренных миноносцев пр. 35 и
лидеров пр. 40. Однако их разработка
в то время не вышла из стадии проектирования и впоследствии от них отказались.
Лучше обстояло дело с восемью спаренными 85-мм универсальными башенными
артиллерийскими установками 92-К с четырьмя комплектами ПУС «Союз». Сами
артиллерийские орудия и приборы управления стрельбой уже выпускались серийно,
а двухорудийная башня подготавливалась к испытаниям. Впоследствии эта система
оружия устанавливалась на эскадренных миноносцах пр. З0К и 30-бис. Кроме
того на авианосец предполагалось поставить двенадцать спаренных 37-мм зенитных
автоматов В-11 и двадцать четыре новых спаренных 23-мм зенитных автомата.
Последние еще только разрабатывались, но затем предпочтение отдали 25-мм
орудиям на базе артсистемы 84-КМ. Основу авиационного вооружения корабля
составляли 30 самолетов. Для обеспечения их полетов предусматривались катапульты,
аэрофинишеры, успокоители качки, специальные посадочные огни и т. д. Особо
прорабатывались вопросы хранения авиационного топлива и его подачи
к самолетам. Так, бензохранилище отделялось от смежных помещений специальными
затапливаемыми коффердамами.
Авиатопливо в цистернах находилось
под давлением в среде инертного газа, да и сами бензопроводы проходили
по трубе, заполненной этим же газом. Экипаж корабля насчитывал до 2000
человек.
Уже упоминавшаяся специальная комиссия,
работавшая в начале 1945 года и выработавшая требования к авианосцам, пришла
к выводу, что корабль пр. 72 не вполне им соответствует. Получалось, что
командование флота, при четком понимании необходимости наличия кораблей
данного класса в составе ВМФ, до конца не определило свое отношение к концепции
их строительства.
Скорее всего, это обстоятельство
не явилось главной причиной, но в значительной
степени повлияло на то, что в утвержденной
27 ноября 1945 года новой кораблестроительной программе на 1946—1955 годы
авианосцев не оказалось.