В 1968 г. с разработкой проекта
очередного плана военного судостроения (1971- 1980 гг.) начались проработки
по созданию сбалансированного флота, обеспечивавшиеся выполнением ряда
комплексных НИР силами Военно-морской академии (ВМА), институтов ВМФ, ВВС
и промышленности, с участием ЦКБ Минсудпрома, а впоследствии и ОКБ Минавиапрома.
Частью проводимых в этом направлении работ стали выполняемые одновременно
с проектированием ПКР с СВВП (пр. 1143) работы Невского ПКБ (как стало
называться с 1966 г. ЦКБ-17) по обоснованию и выбору оптимальных путей
создания перспективных авианесущих кораблей с самолетами обычной аэродинамической
схемы (катапультного взлета и посадки на аэрофинишер), не уступающие по
своим боевым возможностям палубным самолетам вероятного противника. Такие
самолеты существенно превосходили СВВП по своим летнотехническим характеристикам
(ЛТХ) и боевой эффективности.
Проведенные при подготовке нового
плана комплексные НИР еще раз убедительно доказали необходимость создания
кораблей авианосного типа для отечественного флота. Однако решения, принимавшиеся
в 70-х гг. политическим и военным руководством страны по направлениям развития
авианесущих кораблей, были непоследовательными и противоречивыми.
Допущенная Д. Ф. Устиновым (как секретарем
ЦК КПСС, а затем - министром обороны) переоценка роли и эффективности СВВП
с системе ПВО корабельного соединения и района боевого патрулирования подводных
ракетоносцев, а также возможности отечественной авиапромышленности создать
корабельный истребитель вертикального взлета и посадки, способный успешно
решать указанные выше задачи, значительно задержали проектирование и строительство
столь необходимых для ВМФ полноценных авианесущих кораблей с катапультным
взлетом самолетов, не уступающих по своим ЛТХ лучшим зарубежным образам
палубной авиации.
Исходной базой проектно-конструкторских
работ по созданию крупных авианесущих кораблей нашего флота явились выполненные
Невским ПКБ (НПКБ) в 1968-1970 гг., при разработке проекта плана военного
судостроения на 1971-1980 гг., проработки кораблей авианосного типа, а
в дальнейшем - разработка по ТТЗ, выданным ВМФ в 1971-1972 гг., аванпроекта
АВ
(пр. 1160), в 1973-1977 гг. технического предложения, эскизного и технического
проектов "большого крейсера с авиационным вооружением" (пр. 1153).
Принятым весной 1976 г. по результатам
рассмотрения выполненного НПКБ технического предложения по созданию такого
корабля постановлением Правительства предусматривалось проектирование в
1976-1977 гг. и строительство до Г985 г. двух атомных "больших крейсеров
с авиационным вооружением" пр. 1153. В отличие от АВ пр. 1160 на них предусматривалось
базирование легких самолетов катапультного типа (указанных выше типов),
а в перспективе - и Су-27К. Общее количество ЛАК (при размещении на корабле
легких самолетов) составляло 50 ед. при увеличении состава ПКРК и снижении
водоизмещения корабля до 70 000 т. В связи с отказом Министерства тяжелого
машиностроения при согласовании проекта постановления от разработки и изготовления
специальных авиационно-технических устройств для этих крейсеров, Б. Е.
Бутома поручил их создание Пролетарскому заводу Минсудпрома (главный конструктор
- А. А. Булгаков).
Проектирование кораблей пр. 1153
(главный конструктор - В. Ф. Аникиев) явилось вторым приближением начатых
в 1971 г. работ по АВ пр. 1160. Однако на дальнейшей судьбе разработанного
НПКБ и утвержденного ВМФ и МСП эскизного проекта сказалась смерть (в апреле
и июне 1976 г.) его основных сторонников - двух министров - А. А. Гречко
и Б. Е. Бутомы, в результате чего Главком ВМФ С. Г. Горшков лишился столь
необходимой ему поддержки в создании таких кораблей.
По настоянию нового министра обороны
Д.Ф.Устинова, в 1977-1978 гг. были приняты решения о прекращении начатых
работ по техническому пр. 1153 и продолжении строительства ПКР (переклассифицированных
затем в тяжелые авианесущие крейсера -ТАКР) типа
"Киев". В 1978 г. вместо головного крейсера пр. 1153 был заложен четвертый
корабль типа "Киев" (по пр.
1143 М, затем 1143 А,11434), предназначенный для базирования СВВП Як-41.