Осенью 1855 г. на Охтинской верфи в Петербурге одновременно
начата спешная постройка 14 винтовых корветов "11-пушечного
ранга", по одному проекту с машинами мощностью по 200
н.л.с. Все 14 - "Боярин", "Буйвол",
"Вепрь", "Воевода", "Вол",
"Волк", "Гридень", "Зубр",
"Медведь", "Новик", "Посадник",
"Рында", "Рысь", "Удав" -
были спущены на воду и изготовлены по корпусу и механизмам
в 1856 г. Все они имели проектное водоизмещение 885 т и
один подъемный винт. Постройка в условиях войны большой
серии паровых винтовых кораблей в кратчайший срок является
определенным успехом отечественного кораблестроения. После
окончания Крымской войны они составляли основу легких крейсерских
сил русского флота.
"Боярин" тимберован в 1866 г. в Кронштадте под
наблюдением поручика Каткова. В 1868 г. установлены новые
механизмы прямого действия низкого давления, изготовленные
на Пароходном заводе по системе Гомфрейса и Теннанта. Впоследствии
превращен в чисто парусное судно для практического плавания
с воспитанниками в отряде Морского училища. Исключен из
списков 31 июля 1893 г. "Вол" в 1867 г. сдан к
порту и в 1869 г. исключен из списков, но использовался
в Кронштадтском порту в качестве плавказар-мы для команды
Гидравлического дока. "Гридень" в 1864 г. капитально
отремонтирован в Кронштадте под наблюдением полковника Мордвинова.
Установлены новые механизмы Пароходного завода, после чего
он служил до 1883 г. "Рысь" исключена из списков
Черноморского флота 21 мая 1866 г. "Буйвол", "Вепрь",
"Зубр" и "Удав" проданы на слом в 1869.
"Новик" с 1857 г. числился в Сибирской флотилии,
в 1861 г. ремонтировался в Кронштадте. Погиб в результате
навигационной аварии у Сан-Франциско 14 сентября 1863 г.
"Медведь" в 1862 г. отчислен к порту и списан
в следующем году, но использовался в Кронштадте в качестве
брандвахты. "Рында" прошла капитальный ремонт
в Кронштадте в 1861 г., "Посадник" тимберован
там же в 1864 г., оба закончили службу в 1871 г. "Морской
сборник" так отмечал качество этих крейсеров: "В
Бресте, когда корвет "Воевода" был введен в док,
французские инженеры восхищались образованием его подводной
части, и во всех портах иностранные морские офицеры любовались
наружным видом клиперов"
|