Проект новых корветов являлся дальнейшим развитием парусно-парового
крейсера корветского ранга, одинаково хорошо ходкого под
парами и парусами, приспособленного к длительным парусным
переходам в океане.
Как справедливо указано в Истории отечественного
судостроения, на выбор типа и тактико-технических
элементов кораблей, в том числе крейсеров, повлияли
взгляды И. А. Шестакова, который стал управляющим
Морским министерством в 1882 г. По его мнению, новые
корветы должны иметь скорость 15 узлов и значительную
дальность плавания в океане. 10 июня 1882 г. на заседании
МТК в качестве прототипов нового крейсера были выбраны
русский "Ярославль" и греческий "Miaulis",
построенные во Франции, а также английский "Каллиоп",
с броневой палубой над машинами. По проекту, подготовленному
к январю 1883 г., крейсер водоизмещением 2800 т предполагали
вооружить десятью 152-мм орудиями, приняв за основу
расположение английского крейсера "Каллиоп",
и установить на нем одну за другой две паровые машины
по 1500 и.л.с., действующие на один вал. По образцу
крейсера "Ярославль" принят стальной корпус,
не обшитый деревом и медью, и неполное парусное вооружение.
При водоизмещении около 3000 т корабль должен был
иметь вооружение из шести 152-мм, четырех-шести 107-мм
и шести пушек Гочкиса, а также "значительное
минное вооружение". В МТК поступили проекты отставного
капитана 1 ранга Л.П. Семечкина и французского инженера
П.К. Дю Бюи, представителя Общества Франко-Русского
завода. Для постройки был выбран проект Общества Франко-Русских
заводов. Контракт на постройку двух кораблей, именовавшихся
в переписке "6-пушечными винтовыми корветами",
заключили 24 июня 1883 г. 16 августа 1883 г. на участке
верфи "Галерный островок" началась постройка
"Витязя" (строитель П.А. Титов). 16 февраля
там же состоялась официальная закладка второго корвета
- "Рында". Наблюдающим за постройкой был
корабельный инженер капитан Леонтьев.
Уже в ходе постройки управляющий Морским министерством
потребовал дополнить проект установкой стальной палубы в
1-2 дюйма толщиной над машинами и котлами. 10 декабря 1883
г. на эту работу заключен дополнительный контракт стоимостью
по 122 тысячи рублей на каждом корабле. Для компенсации
147 т увеличения массы корпуса пришлось уменьшить запасы
угля до 450 т. Расчетная дальность плавания уменьшилась
до 2400 миль при скорости в 11 узлов. Официальная закладка
состоялась 16 февраля 1884 г. Как и на других кораблях того
времени, переделки проекта продолжались в ходе постройки,
несколько раз переделывался проект расположения внутренних
помещений. В июле, по указанию Шестакова, количество 152-мм
орудий увеличили с б до 8, при этом пришлось четыре 107-мм
пушки заменить 87-мм. К этому времени проектная перегрузка
достигла уже 260 т. Тем не менее, в августе, по новому указанию
Шестакова, добавили еще два 152-мм орудия, а число выстрелов
на орудие уменьшили со 125 до 84. Чтобы уменьшить перегрузку,
вместо деревянных мачт впервые в русском флоте изготовили
стальные.
"Витязь" спущен на воду 23 октября 1884 г. Вследствие
недоброкачественного металла ахтерштевня был потерян руль.
Новый ахтерштевень усиленной конструкции и руль, поднятый
со дна Невы, были установлены под руководством П.А. Титова,
без ввода корабля в док, с помощью кессона. Ходовые испытания
неоднократно откладывались из-за необходимости доводки главных
машин. Командир "Витязя" капитан 1 ранга С.О.
Макаров 15 июля 1886 г. записал в дневнике: "Ход неважный.
На одном рейсе - с натяжкой 14,6 узлов при попутном течении.
В среднем - 13,7 уз., 2750 сил, а надо 3000 сил. Какая жалкая
индикаторная сила и скорость для небронированного судна
- 3000 т".
31 августа 1886 г. "Витязь" вышел из Кронштадта
на Дальний Восток и в апреле 1887 г. пришел в Иокогаму,
где вступил в состав эскадры. Затем он был направлен в отдельное
плавание для гидрографических работ, перевозок и осмотра
портов, пригодных для стоянки военных кораблей. Макаров
по собственной инициативе организовал проведение систематических
гидрологических наблюдений: определение температуры и удельного
веса воды на поверхности и в глубине, определение скорости
течений, измерение глубин, сбор образцов грунта и воды.
Плавание длилось почти три года - по 20 мая 1889 г. За это
время корвет прошел 59269 миль.
Осенью 1891 г. "Витязь" отправился во второе
плавание на Дальний Восток, в ходе которого производил съемку
и промеры восточного побережья Корейского полуострова. 28
апреля 1893 г. под командованием капитана 1 ранга С.А. Зарина,
заходя в порт Лазарева стал на камни в проливе у острова
Завалишина. "Витязь" прочно засел средней частью,
получив пробоину с левого борта, причем камень вошел внутрь
корпуса на 1,5 м. Корабль било о камни, появились новые
пробоины в носу и с правого борта. Несмотря на предпринятые
меры, спасти крейсер не удалось. Корпус на зыби раскачивало
до 18 градусов и сильно било о камни. 29 апреля в 20 часов
вследствие опасного состояния крейсера команда покинула
его. Все что можно было снять и выгрузить, было перевезено
на берег. Остатки разбитого корпуса проданы на металлолом
японским промышленникам.
Служба второго корабля этого типа была менее знаменитой,
но более продолжительной. "Рында" в 1886-1889
и 1892-1896 гг. плавал в Тихом и Атлантическом океанах.
В 1888 г. под командованием капитана 1 ранга Ф.К.
Авелана крейсер заходил в Сидней для участия в праздновании
100-летия со дня основания английской колонии в Австралии.
Интересен состав офицеров: мичманами были Великий
князь Александр Михайлович и граф М.А. Апраксин, лейтенантами
- князь М.С. Путятин и граф Н.М. Толстой. 24 марта
1906 г. бывший корвет стал учебным судном, а 8 мая
1917 г. был переименован в "Освободитель".
В мае следующего года его передали в порт на хранение,
а 12 мая 1922 г. сдали на слом.
|