Первая послевоенная
программа военного кораблестроения по типам включенных в нее кораблей в
принципе не отличалась от предвоенной программы 1938 г. Естественно, учитывался
опыт прошедшей войны. Усиливалось зенитное вооружение всех классов кораблей,
возросли требования к повышению живучести, совершенствовались средства
связи и наблюдения, радиолокация и гидролокация. Но указанная программа
несла в себе и принципиальные ошибки. Вторая мировая война окончательно
развеяла доктрину о владении морем при помощи большого количества крупных
артиллерийских кораблей — линкоров и линейных крейсеров. Новый вид оружия
в войне на море — морская авиация, базирующаяся на авианосцах,— доказал,
что линкоры и линейные крейсеры, несмотря на усиление зенитного вооружения,
на увеличение числа кораблей охранения, как правило, обречены при налете
на них нескольких десятков, а иногда и сотен самолетов.
Учитывая это, все страны, строившие
линкоры, еще с 1944 г. прекратили их постройку или стали переделывать в
авианосцы, т. е. в тот тип корабля, который до появления подводных ракетоносцев
стал главной ударной силой флота. Наша же послевоенная программа, несмотря
на вышеизложенные выводы, предусматривала проектирование и строительство
линкоров и тяжелых (линейных) крейсеров. Надо сразу сказать, что Министерством
ВМФ во главе с Н. Г. Кузнецовым и Главным морским штабом были сделаны правильные
выводы о главенствующей роли авианосцев и подводных лодок в войне на море,
но убедить И. В. Сталина, что нужно проектировать и строить авианосцы,
а не линкоры и тяжелые крейсеры, они были бессильны.
 |
|
Модель
тяжелого крейсера «Сталинград»
|
Так любовь одного человека к тяжелым
кораблям (а это было известно всем «верхам») пересилила интересы флота
и государства. Были развернуты работы по линкору проекта 24 и тяжелому
(линейному) крейсеру проекта 82. И если исследовательские работы по линкору
проекта 24 в 1952 г. окончательно были прекращены, то проектирование и
строительство тяжелых крейсеров проекта 82 при жизни И. В. Сталина стало
одной из основных задач программы военного судостроения. Главным конструктором
проекта был назначен Л. В. Дикович, и в 1951 г. состоялась закладка трех
кораблей. Головной тяжелый крейсер, заложенный в Николаеве, получил имя
«Сталинград», второй заложили в Ленинграде и последний — в Молотовске.
По проекту эти корабли имели полное водоизмещение 42 300 т, длину 278,6,
ширину 30 и наибольшую осадку 9,2 м. Скорость их составляла 35—36 уз. при
мощности четырехвальной энергетической установки 280 тыс. л. с. Вооружение
включало: 9 304,8-мм в трех башнях орудий и 12 130-мм универсальных в шести
башнях орудий, а также 6 45-мм и 10 четырехствольных 25-мм зенитных автоматов.
Бронирование борта доходило до 260, башен главного калибра — до 240 мм.
Экипаж насчитывал 1712 чел.
Работы по проектированию и строительству
шли в чрезвычайно напряженном темпе. Достаточно сказать, что головной корабль
должен был быть спущен 7 ноября 1953 г. На других заводах к этому времени
должны были окончить формирование корпусов. Но 5 марта 1953 г. умирает
И. В. Сталин, и уже 23 апреля выходит приказ министра транспортного и тяжелого
машиностроения о прекращении всех работ по проекту 82. Корпус головного
корабля к этому времени был полностью сформирован, навешена броня, проводилась
установка главных механизмов. Все контрагентские поставки для головного
корабля были выполнены в полном объеме. После приказа министра корпуса
всех трех кораблей разобрали на стапелях, кроме одного отсека головного
крейсера. Отсек был спущен, и на нем производились огневые испытания с
целью определения стойкости броневой и противоминной защиты. Результаты
испытаний показали их высокую эффективность.Так закончилась последняя попытка
строительства в СССР крупных артиллерийских кораблей.
Тяжелые крейсеры типа
«Сталинград»
В. Ф. Бильдин, Сборник "Гангут"
№1
|