Не секрет, что залогом успеха в войне на море с давних
пор является разведка. Систематическая разведка сил вероятного
противника еще в мирное время является важнейшим условием
обеспечения высокой боевой готовности любого современного
военно-морского флота. Разведывательная информация является
одним из факторов, предопределяющих возможность заблаговремен-ного
вскрытия командованием конкретных планов и видов угроз со
стороны вероятного противника, а значит, позволяет заранее
разработать соответствую-щие меры противодействия. Истории
известен не один случай, когда именно благодаря правильно
поставленной разведке выигрывались морские сражения и наоборот,
что ожидало тех флотоводцев, которые пренебрегали разведкой.
Особую важность приобрела военно-морская разведка после
широкого внедрения на флотах различных радиотехнических
систем, перехват излучений которых сразу же стал одним из
важнейших источников информации. В составе флотов появились
специальные разведывательные корабли. В известной степени
толчок развитию этого класса кораблей в ВМФ СССР дало появление
их за рубежом, прежде всего в составе ВМФ США, а также нашумевшая
в свое время история с захватом ВМС КНДР у своих берегов
американского корабля радиоэлектронной разведки "Pueblo".
Однако первыми кораблями советского флота, оснащенными
штатными системами радиоразведки, стали эскадренные миноносцы
пр. 31, переоборудо-ванные в конце 50-х гг. - начале 60-х
гг. из серийных кораблей пр.
30-бис. ТТЗ на проект 31 было разработано ВМФ СССР в
1957 г., целью проведения работ предусматривалось "переоборудование
эсминцев проекта 30-бис в корабли радиотехнической разведки".
Технический проект переоборудования этих кораблей был разработан
в 1957 г. ЦКБ-57 (главные конструктора Д.С. Барбараш, а
затем Л.В. Войшвилло). При этом эсминцы должны были быть
универсальными кораблями. Помимо ведения разведки, в функции
кораблей пр.31 должна была входить противолодочная, противовоздушная
и противокатерная оборона соединений, а также несение дозорной
службы.
Головным кораблем проекта 31 стал эскадренный миноносец
"Бесшумный" (заводской № С-1112) Черноморского
флота, прибывший 7 декабря 1957 г. на судостроительный завод
№ 445 (он же имени 61 коммунара) в г. Николаеве, где он
ранее был построен, для проведения среднего ремонта и переоборудования.
В процессе проведения работ из вооружения корабля без изменений
была оставлена только артиллерия главного калибра в составе
двух 130-мм двухорудийных башенных артиллерийских установок
типа Б-2ЛМ (10 выстрелов в минуту, боезапас-600 снарядов),
однако она была дооснащена системой ПУС "Мина-31"
и системой дистанционного управления Д-200. Ставший ненужным
КДП упразднялся, а его место заняли антенные посты станций
радиоразведки "Гафель". Без изменений осталась
и прежняя главная энергетическая установка.
Были демонтированы и подлежали замене на новые обе мачты,
упраздня-лись носовой торпедный аппарат, кормовые противолодочные
бомбометы БМБ-1, а также вся 85-мм и 37-мм артиллерия. Взамен
устанавливались пять новых, впервые применявшихся одноствольных
57-мм автоматов типа ЗИФ-71, скорострельностью 170-200 выстрелов
в минуту (боекомплект 3500 патронов) с системой дистанционного
наведения Д-71-2.
Значительно усиливалось противолодочное вооружение. Оно
включало один поворотный пятитрубный 533,4-мм торпедный
аппарат ПТА-53-31, приспособленный для стрельбы противолодочными
торпедами, с пороховой системой стрельбы и системой ПУТС
"Звук-31", а также реактивно-бомбовое вооружение:
два 16-ствольных 212-мм реактивных стабилизированных бомбометных
установки "РБУ-2500" с системой ПУСБ "Смерч-31"
(боекомплект 96 РГБ-25). Имелось также 14 глубинных бомб
ББ-1 в кормовых подпалубных бомбосбрасывателях.
В целях защиты от атакующих торпед корабль оснащался двумя
букси-руемыми акустическими охранителями "БОКА".
Радиотехническое вооружение корабля проекта 31 было представлено
одной РЛС обнаружения воздушных и надводных целей "Фут-Н"
(на грот-мачте), одной РЛС управления артиллерийской стрельбой
артиллерии главного калибра "Залп-М2" (на фок-мачте)
и двумя РЛС управления стрельбой зенитной артиллерии "Фут-Б"
(побортно на кормовой надстройке). Имелась одна навигационная
РЛС "Дон" с блоком "Пальма", ИК-аппаратура
совместного плавания "Огонь-50", штатная для эсминцев
РЛС опознавания типа: "свой-чужой" (запросное
устройство "Никель-К" и ответное устройство "Хром-К").
Как следствие, коренной перестройке подверглись надстройки
и мачты корабля, на которых размещались новые антенные посты
РЛС. Были также значительно увеличены кожухи обеих дымовых
труб, которым кроме того придали характерную закругленную
в сторону кормы форму.
Взамен прежней, штатной для кораблей пр. 30-бис гидроакустики
устанавливалась новая гидролокационная станция ГС-572 ("Геркулес")
с подъемно-опускным устройством ДУ-4М2.
Корабль имел химическое вооружение в виде комплекта дымовой
аппаратуры ДА-1 (в кормовом эшелоне), прибора автоматической
сигнализации о наличии отравляющих веществ, аппаратуры наружного
определения наличия радиоактивного заражения, системы водяной
защиты, противохимической вентиляции и коллективной противохимической
защиты (167 газозащищенных помещений), а также средств хранения
спе6циальной защитной одежды, средств дегазации. И, наконец,
эсминец имел штатное размагничивающее устройство.
"Бесшумный" стал первым кораблем советского
флота, на котором были установлены штатные средства радиоразведки,
предназначенные для поиска и перехвата работающих радиостанций
в УКВ, КВ, СВ и ДВ диапазонах волн (станция поиска "Бизань-8",
станции радиоразведки "Гафель 9-10", "Гафель
11-14" и "Гафель 15-16"). Кроме того, корабль
был оснащен двумя поисковыми станциями, Р-313 с приставкой
"Сигнал-П" и Р-317, двумя радиоприемниками, Р-670
и Р-672, а также системой обеспечения одновременной работы
РЛС корабля "Звезда-31".
Таблица основных ТТХ
эскадренного миноносца проекта 31"Бесшумный"
Длина
наибольшая, м
|
121,4
(по проекту 120,5)
|
Длина
по КВЛ, м
|
116,6 (116,0)
|
Ширина
наибольшая, м
|
12,0
|
Ширина
по КВЛ, м
|
11,8
|
Осадка наибольшая (с выступающими
частями), м |
5,24 |
Высота
борта в носу, м
|
10,3
|
Высота
борта на миделе, м
|
6,7 (6,5)
|
Высота
борта в корме, м
|
7,0
|
Водоизмещение
стандартное, т
|
2495 (2550)
|
Водоизмещение
нормальное, т
|
2884 (2920)
|
Водоизмещение
полное, т
|
3273 (3330)
|
Водоизмещение
наибольшее, т
|
3318 (3370)
|
Скорость
полного хода, узлы
|
35,02 (33,0)
|
Дальность
плавания
|
3308(14,79), 2710(17,97)
или 826(35,02) |
Автономность по запасам
провизии, сутки |
10
|
Мощность
ГЭУ, л.с.
|
60000
|
Число
и тип котлов
|
4 КВ-3
|
Число
и тип ГТЗА
|
2 ТВ-6
|
Число
винтов
|
2
|
Артиллерия главного калибра,
тип (боекомплект на ствол) |
2х2-130/50, Б-2ЛМ (150)
|
Зенитная артиллерия, тип
(боекомплект на ствол) |
5х1-57/70, ЗИФ-71 (700)
|
Торпедное вооружение (боекомплект)
|
1х5-533 (5) |
Минное
вооружение
|
48КБ или 38 КМД1000 или
72ГМЗ |
Бомбометы (боекомплект)
|
2х16 РБУ-2500 (96) |
Бомбосбрасыватели
(боекомплект)
|
2 (14)
|
Связь,
число каналов
|
11
|
Экипаж
(в т.ч. офицеров)
|
265 (17)
|
Следует отметить, что корабли проекта 31 имели одну малоизвестную
сегодня особенность: они модернизировались по двум разным
вариантам №№ 1 и 2. Это было вызвано громоздкостью первого
советского комплекса радиоразведки "Гафель", который
просто не мог быть размещен целиком на одном корабле класса
"эскадренный миноносец". По этой причине, на борту
корабля 1-го варианта, к которым относился "Бесшумный",
средства радиоразведки были представлены только тремя РЛС
"Гафель" из 5, т.е. 60% УКВ диапазона). Остальная
часть комплекса размещалась на корабле 2-го варианта модернизации.
В итоге, полноценное ведение радиоразведки во всем диапазоне
частот было возможно лишь при совместном, т.е. парном использовании
двух кораблей. Моряки по этому поводу шутили, цитируя известную
русскую поговорку: "мы с Тамарой ходим парой"…
Каждый же корабль проекта 31 в отдельности по составу средств
радиоразведки неравноценен и невзаимозаменяем с кораблем
другого варианта. Знание данной особенности должно дать
историкам флота ответы на многие неясные вопросы в отношении
как числа кораблей, модернизированных по пр. 31, так и причин
их парной дислокации на флотах.
По завершении всех ремонтных и модернизационных работ,
корабль 15 января 1960 г. начал швартовные испытания, которые
завершились 17 мая. На момент выхода на испытания на корабле
все еще отсутствовал ряд изделий, недопоставленных промышленностью:
8 погружаемых электронасосов, клапаны избыточного давления
фильтро-вентилляционной установки, нагревательные элементы
для иллюминаторов ходовой рубки, комплект котельных трубок
для одного котла КВ-30 и т.д., всего 11 наименований.
18 мая в районе Севастополя корабль начал заводские ходовые
испытания, завершившиеся 21 мая. После этого эсминец был
предъявлен к государственным испытаниям. В общей сложности,
переоборудование и испытания корабля заняли 2 года 6 месяцев
и 24 дня. Стоимость работ по переоборудованию головного
корабля составила почти 1,5 млн. рублей (или долларов),
в ценах 1960 г.
30 июня 1960 г. состоялось подписание приемного акта на
эскадренный миноносец "Бесшумный".
Головным кораблей 2-го варианта пр. 31 стал эскадренный
миноносец пр. 30-бис "Безбоязненный" (заводской
№ С-1114) Черноморского флота, который был прибыл на тот
же судостроительный завод № 445 в Николаеве, где уже находился
"Бесшумный", для проведения среднего ремонта
и переоборудова-ния 1 июля 1958 г. На "Безбоязненном"
были установлены штатные средства радиоразведки по 2-му
варианту (РЛС радиоразведки "Гафель 12-13", "Гафель
11-14" и "Гафель 17-18"). Во всем остальном
эсминец практически полностью повторял корабль 1-го варианта
со всеми его преимуществами и недостатками. По завершении
ремонта и переоборудования, а также предусмотренного по
плану докования, эсминец с 6 августа по 23 октября 1960
г. прошел швартовые испытания и затем совершил переход в
Севастополь для проведения заводских ходовых (25-27 октября)
и государственных (28 октября-25 ноября) испытаний. При
этом на корабле отсутствовали приборы и изделия 10 наименований,
недопоставленные промышленностью. 25 ноября 1960 г. государственная
комиссия подписала приемный акт на эсминец "Безбоязненный".
Всего со времени постановки корабля в завод до подписания
приемного акта прошло 2 года, 4 месяца и 25 дней.
Что же собой представляли эти корабли? Несмотря на то,
что в целом испытания обоих кораблей пр. 31 завершились
успешно и полученные на государственных испытаниях ТТХ соответствовали
проекту и спецификации, был выявлен целый ряд существенных
недостатков и замечаний. Вот основные из них: предусмотренные
первоначальным проектом предельные углы обстрела кормовой
130-мм артустановки Б-2ЛМ не обеспечивали безопасность личного
состава, обслуживавшего 57-мм автомат № 5. В свою очередь,
предельные углы обстрела автоматов №№ 1 и 2 не обеспечивали
безопасности управляющего огнем зенитной артиллерии офицера,
который по боевому расписанию должен был находиться на ходовом
мостике (в дальнейшем специальным решением ГК ВМФ предельные
углы обстрела были ограничены).
130-мм и 57-м артиллерия кораблей испытывалась стрельбой
по морской (малый корабельный щит) и воздушной (буксируемый
конус) целям. При этом был отмечен всего один отказ (на
"Бесшумном") при стрельбе из 57-мм автомата
из-за перекоса снаряда. Отмечено отсутствие при стрельбе
выдачи на прицел "Линза" текущей дистанции до
цели, чем снижалась эффективность стрельбы в целом. Как
конструктивный недостаток, было указано, что если подъемники
боезапаса Э-33М кормовой группы 57-мм автоматов расположены
вблизи самих установок и удобны в боевом обслуживании, то
для носовой группы предусматривался всего один общий подъемник,
к тому же расположенный на удалении от автоматов.
Торпедный аппарат ПТА-53-31 с системой дистанционного наведения
"Кристалл" испытывался фактической стрельбой с
выпуском одной торпеды СЭТ-53 по подводной лодке пр. 613.
РБУ испытывались во всем диапазоне углов обстрела с фактическим
отстрелом по 40 РГБ-25 на корабль. При этом обнаружилось,
что прочность настила палубы в районе РБУ оказалась недостаточной,
были отмечены остаточные деформации палубы до 3-4 мм. Для
устранения этого недостатка пришлось в дальнейшем установить
в этих местах дополнительные подкрепления. Кроме того, было
отмечено, что эффективность применения противолодочного
оружия ограничивалась малой дальностью обнаружения подводной
цели станцией ГС-572, составившей на испытаниях всего 5-6
кабельтовых (!). К тому же, поиск подводных лодок по причине
наличия больших помех работе ГС-572 при скорости хода корабля-носителя
более 15 узлов не обеспечивается. В свою очередь, столь
малые дальности обнаружения подводных лодок не позволяли
использовать противолодочные торпеды и РГБ на предельных
дальностях стрельбы.
Корабельный эхолот НЭЛ-5СУ работал надежно и устойчиво
на всех скоростях и глубинах до 1000 м, на всех скоростях
ниже 20 узлов - на глубинах до 2000 м. Было установлено,
что на скоростях хода в диапазоне 22-26 узлов эхолот работал
с помехами вследствие вибрации опущенной трубы лага "МГЛ-50",
а на скоростях хода свыше 26 узлов при глубине моря 1600
м. Эхолот глубину не показывал вообще.
Замечаний по работе электро-механической части не отмечено.
Каждый эсминец на испытаниях ходил 2 часа на режиме полного
переднего хода и 15 минут-полного заднего, 2 часа-технико-экономическим
ходом и 24 часа-оперативно-экономическим ходом. Проектные
значения скоростей хода удалось не только достичь, но и
несколько превысить. Единственным замечанием было попадание
при испытании системы водяной защиты большого количества
воды через шахты котельных турбовентиляторов №№ 7 и 8 в
котельное отделение, в результате чего вышел из строя котел
№ 4. На переднем ходу обнаружилась повышенная вибрация индикаторов
РЛС "Дон" и "Фут-Н", грот-стеньги с
системой "Хром-К", причем ее уровень практически
исключал нормальную эксплуатацию названных станций.
При проверке шлюпочного устройства оказалось, что в условиях
темноты и волнения его эксплуатация затруднена и небезопасна
для личного состава, т.к. управление шпилями по подъему
катеров невозможно. В связи с этим, комиссия рекомендовала
установить на шлюпочной палубе специальную лебедку. Наконец,
по причине конструктивных недоработок отмечалась повышенная
шумность в некоторых постах.
И все же основные проблемы создавало не это. Дело в том,
что дальность действия РЛС поиска "Бизань-8",
оказалась на 40% ниже дальности действия РЛС "Гафель",
для которых она должна была выдавать целеуказание. В результате
этого целеуказание на дистанциях 225-320 кабельтовых просто
не обеспечивалось.
Особенно комиссия отметила тот факт, что наличие на борту
каждого из кораблей только части аппаратуры радиоразведки
не позволяло использовать каждый из них для освещения обстановки
во всем диапазоне частот. Антенные посты РЛС "Гафель"
на втором мостике размещены неудачно, обеспечивая сектор
обзора всего 1600. В связи с отсутствием в аппаратуре одновременной
работы РЛС "Звезда-31" блоков подавления помех
для РЛС "Гафель 11-14" работа указанной станции
при одновременной работе РЛС "Фут-Н", "Фут-Б",
"Дон" и "Залп-М2" оказалась практически
невозможной. Кроме того, отмечалось повышение температуры
в постах радиоразведки, рубке гидроакустика и РЛС "Фут-Н"
до 35-500С, а также повышенное облучение личного состава
СВЧ от работающих РЛС на открытых постах 57-мм автоматов
ЗИФ-71.
При расположении антенных постов РЛС "Фут-Б"
на высоте 8,3 м. от ватерлинии дальность действия станции
оказалась на 20% меньше, чем на кораблях пр. 56 и 57-бис
(при 15,5 м.). Из-за недопоставок промышленностью, на обоих
кораблях на момент проведения испытаний отсутствовали предусмотренные
проектом радиоразведывательные пеленгаторы "Буг"
и "Визир", без которых эффективность использования
аппаратуры радиоразведки была равна нулю. Был отмечен также
ряд более мелких замечаний, ограничивавших эффективность
в общем-то новых кораблей по прямому назначению.
В общей сложности, модернизацию по пр. 31 на четырех судостроительных
заводах страны в Николаеве, Ленинграде, Северодвинске и
Владивостоке (по др. данным - в Комсомольске-на-Амуре) прошли
восемь эскадренных миноносцев пр. 30-бис. В частности, кроме
"Бесшумного", по 1-му варианту были модернизированы:
"Охраняющий" (с 14.10.1957 г. по 14.7.1961
г.), "Огненный" (с 19.1.1958 г. по 27.12.1960
г.), "Верный" (с 11.11 .1957 г. по 28.4.1961
г.).
По 2-му варианту, кроме "Безбоязненного",
прошли модернизацию: "Опасный" (с 14.10.1957
г. по 6.3.1962 г.), "Стремительный" (с
20.10.1957 г. по 5.8.1961 г.) и "Вихревой"
(с 29.1.1959 г. по 20.7.1961 г.).
Внешне корабли 1и 2 вариантов проекта 31 отличались друг
от друга размерами антенных постов и их размещением на надстройке
и на грот-мачте. Кроме того, в отличие от других, кожухи
дымовых труб на николаевских кораблях имели более плавные
скругления в сторону кормы. Имелись также и более мелкие
отличия в виде конструктивного исполнения подкреплений под
стеньгу грот-мачты на "Бесшумном" и "Безбоязненном".
Кроме того, уже в период нахождения на Северном флоте на
"Опасном" и "Охраняющем"
на кормовой надстройке в более позднее время были смонтированы
легкие ажурные мачты для размещения на них уголковых отражателей,
позволявших этим кораблям во время учений играть роль крупных
и быстроходных кораблей вероятного противника.
Эсминцы проекта 31, судя по имеющимся на сегодня данным,
в качестве кораблей разведки себя фактически не оправдали
и в итоге служили на флотах, как обыкновенные торпедно-артиллерийские
корабли. Половина из них практически сразу же после вступления
в строй была отправлена на отстой и практически в составе
флота не находилась. Вероятно, не последнюю роль в этом
сыграли многочисленные недостатки, обнаруженные в процессе
испытаний, а также то, что ко времени завершения переоборудования
по проекту 31 первых четырех пар эсминцев в состав флота
начали входить более совершенные корабли других проектов.
"Бесшумный" и "Безбоязненный"
летом 1961 г. были Северным морским путем переведены на
Тихоокеанский флот.
"Бесшумный" после переоборудования носил
борт. №№ 207, затем 444, 412. 15 июня 1979 г. был разоружен
и исключен из состава ВМФ в связи с намечаемой передачей
в ОФИ для разборки, но 1 .10.1985 г. был снят с прикола
(борт. № 743) и превращен в учебно-тренировочное судно (УТС),
а в сен-тябре 1994 г. окончательно исключен из списков плавсредств
ВМФ и сдан в ОФИ для демонтажа и разделки на металл
"Безбоязненный" после переоборудования
носил борт. № 207. 3 июня 1976 г. выведен из боевого состава,
разоружен и превращен в самоходную мишень (СМ) для обес-печения
выполнения боевых упражнений, а 12 сентября 1977 г. (борт.
№ 778) исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей
в ОФИ для демонтажа и раз-делки на металл.
"Огненный" (заводской № С-178). После
модернизации по пр. 31 был 5. 10. 1963 г. перечислен в состав
Черноморского флота , но с 12. 10. 1964 г. вновь зачислен
в состав Северного флота, с 6. 11. 1968 г.-в состав ЛенВМБ
и 16. 11. 1968 г.- в состав ДКБФ. В период с 6.11.1967 г.
по 16.11.1968 г. и с 8.2.1969 г. по 10.10.1970 г. прошел
в Ленинграде капитальный ре-монт (борт. №331, 459, 477).
13 - 28.10 и 13.11 - 15.12.1971 г., находясь в зоне военных
действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружен-ным
силам Египта. 10-15.8.1972 г. нанес визит в Хельсинки (Фин-ляндия).
В июле 1978 г. поставлен на консервацию в Лиепае (борт.
№ 610); 25.12.1979 г. разоружен, исключен из состава ВМФ
в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл
и 21 .5.1981 г. расформирован.
"Охраняющий" (заводской № С-191 ). После
модернизации по пр. 31 находился в составе Северного флота,
3.5.1962 г. был выведен из боевого состава, законсервирован
и поставлен на отстой (борт. №624), а 27.2.1987 г. разоружен,
исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа
и разделки на металл и 30.7.1987 г. расформирован. Разоруженный
эсминец принимал участие в ядерных испытаниях на Новой Земле.
В июне 1990 г. продан на слом в Англию, разобран в Блайте
(Blyth).
"Опасный" (заводской № С-196). После модернизации
по пр. 31 находился в составе Северного флота, 3.5.1962
г. был выведен из боевого состава, законсервирован и по-ставлен
на отстой (борт. № 622), но 31.7.1979 г. расконсервирован
и вновь введен в строй. В период с 11.12.1981 г. по 3.8.1983
г. прошел в Мурманске капитальный ремонт. 16.10.1984 г.
перечислен в состав ДКБФ, а 5.3.1987 г. разоружен, исключен
из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и
разделки на металл и 30.7.1987 г. расформи-рован.
"Верный" (заводской № С-19). После модернизации
по пр. 31 находился в составе Тихоокеанского флота, 3.5.1962
г. был выведен из боевого состава, законсервирован и по-ставлен
на отстой в бухте о. Русский, а 21.3.1981 г. разоружен,
исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа
и разделки на металл и 28.8.1981 г. расформирован.
"Стремительный", с 8.2.1982 г.- ПКЗ-ЗЗ
(заводской № С-607). После модернизации по пр. 31 находился
в составе Северного флота, затем пешел на Балтику. 20.12.1969
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен
на отстой в Лиепае ( имел борт. №№ 347, 428), расконсервирован
в 1978 г. и введен в состав БФ (борт. № 603); 29.6.1981
г. раснонсервирован, разоружен и переформирован в ПКЗ, а
25.6.1984 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей
в ОФИ для демонтажа и раз-делки на металл. В июне 1990 г.
продан на слом в Испанию и разобран в Сан-Себастьяне.
"Вихревой" (заводской № С-17). После модернизации
по пр. 31 находился в составе Тихоокеанского флота, 3.5.1962
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен
на отстой в Совгавани, в 1975 г. расконсервиро-ван и введен
в строй, а 7.6.1983 г. разоружен, исключен из состава ВМФ
связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл
и 15.3.1984 г. расформирован.
|