В 1877 г. на заводе Берда в Петербурге (ныне
завод входит в Ленинградское Адмиралтейское объединение) был построен
первый в мире мореходный миноносец водоизмещением 134 т. Приказом по Морскому
ведомству ему было присвоено наименование «Взрыв». Он был причислен к
судам 3 ранга.
Миноносец «Взрыв», предназначенный для Балтийского
флота, был построен по отечественному проекту из отечественных материалов.
Длина корабля составляла 36,5 м, ширина — 4,9 м, осадка (нос/корма) —
2,0/3,4 м, скорость полного хода — 12,3 узла (мощность паровой машины
750 л.с.), дальность плавания 600 миль.
Как видно, за мореходность пришлось расплатиться
ростом водоизмещения и снижением скорости, что явилось следствием усиления
корпусных конструкций корабля, а также увеличения мощности энергетической
установки и бортового запаса топлива.
Миноносец был вооружен однотрубным подводным
минным аппаратом и тремя минами. В состав команды входило 21 человек.
До этого в русском флоте существовали минные
катера, на которых применялись как шестовые, так и самодвижущиеся мины
(предшественницы торпед). Катера базировались на пароходах-матках. Последние
доставляли их в район намечаемых боевых действий. Имевшиеся в то время
миноноски и строящиеся миноносцы (водоизмещением не свыше 25 т) не обладали
должной мореходностью и имели весьма ограниченный радиус действий.
Постройка миноносца «Взрыв» и башенного броненосца
«Петр Великий», превосходившего по своим техническим данным английские
броненосцы, явилась тогда показателем качественного роста отечественного
кораблестроения, развертывание которого началось после Крымской войны
1854 — 1855 гг. До этого в силу внешнеполитических и экономических причин
развитие русского минного флота шло по линии строительства (в России и
за границей) малых миноносцев, которых уже в 1878 г. вступило в строй
110. |