На "Северной верфи" для ВМФ России заложен корвет "Стерегущий"
Пожалуй, никогда на санкт-петербургской "Северной верфи"
не видели столько именитых гостей, как 21 декабря минувшего [2001
- VMK] года, когда на предприятии состоялась закладка корвета
"Стерегущий" проекта 20380 для Военно-Морского Флота
России. На церемонию прибыли председатель правительства Российской
Федерации Михаил Касьянов, вице-премьер Илья Клебанов, полномочный
представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе
Виктор Черкесов, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев,
министр транспорта Сергей Франк, генеральный директор Российского
агентства по судостроению Владимир Поспелов, Главком ВМФ России
адмирал Владимир Куроедов, другие официальные лица.
Столь широкое присутствие высокопоставленных государственных деятелей
подчеркивало значимость события. Уже много лет Россия не заказывала
для своего ВМФ крупные надводные корабли. И вот случилось. "Сегодня
мы начинаем строительство серии боевых кораблей", -провозгласил
на митинге, посвященном закладке корвета, Михаил Касьянов, отметив,
что "флот - одна из первейших забот государства". Эту
мысль настойчиво выдвигали на первый план все выступавшие.
- Сейчас приходит в движение механизм реализации морской доктрины
России, - сказал Борис Кузык, генеральный директор холдинговой
промышленной компании "Новые проекты и концепции" ("НПК"),
в которую входит "Северная верфь". - Строительство корветов
проекта 20380 - одно из звеньев восстановления морской мощи России.
Почему пополнение российского надводного флота начнется именно
с корветов? Отвечая на этот вопрос, начальник управления кораблестроения
ВМФ контрадмирал Анатолий Шлемов обратил внимание на то, что "Стерегущий",
по официальной российской классификации, -"многоцелевой сторожевой
корабль ближней морской зоны", а количество таких кораблей
за последние годы в составе российского ВМФ резко сократилось.
Между тем нужда в них значительная.
Но если говорить откровенно, подобных кораблей в российском ВМФ
вообще не осталось. Малые противолодочные корабли проектов 1124
и 1331М (Grisha и Parchim
II - по классификации НАТО), а также малые ракетные корабли проекта
1234 (Nanuchka - по классификации НАТО), которые за рубежом относят
к классу корветов, предназначены для решения узкого круга задач
- соответственно, противолодочных и ударных. Прямыми предшественниками
"Стерегущего" можно назвать только сторожевые корабли
проекта 50 (Riga - по классификации
НАТО). Эти сторожевики, строившиеся серией в 68 единиц в 50-х
годах прошлого столетия, были действительно многоцелевыми. При
полном водоизмещении в 1200 тонн и скорости хода в 29 узлов они
вооружались тремя 100-мм универсальными артустановками, двумя
спаренными зенитными автоматами, торпедными аппаратами, глубинными
бомбами, обычными и реактивными бомбометами, могли принимать до
26 мин (в Китайской Народной Республике СКР этого типа, построенные
по советской лицензии, оснащались и противокорабельными ракетами
Hai Ying 2). "Полтинники"
были "рабочими лошадками" Советского ВМФ, военно-морских
сил Болгарии, ГДР, КНР, Индонезии и Финляндии: на учениях участвовали
в противолодочных операциях, в борьбе с надводными силами вероятного
противника, поддерживали артогнем высадку морских десантов и т.д.
К началу 90-х годов СКР проекта
50 исчерпали ресурс и морально устарели. Их списали. Флот
же взамен не получил ничего.
Но вот что интересно: сама идеология "полтинников"
как многоцелевых сторожевых кораблей ближней морской зоны не умерла.
Она сегодня приобрела особую актуальность и в полной мере соответствует
современным требованиям, предъявляемым к кораблям класса "корвет".
И это не случайно. Если в английском флоте корветы возродились
в годы второй мировой войны как корабли исключительно противолодочные,
предназначенные для охраны конвоев от немецких "волчьих стай",
а прототипом для них послужили тихоходные китобойные суда, то
в отечественном флоте сторожевики ведут свою родословную от миноносцев
- кораблей быстроходных, имевших прежде всего наступательное вооружение.
Не всегда это было оправдано, однако теперь востребованными оказались
именно такие корабли -сравнительно дешевые и универсально вооруженные.
Востребованность эта - не в последнюю очередь следствие нынешней
приверженности военно-морских деятелей западных стран концепции
литоральной войны, когда флот одной стороны готовится к активным
боевым действиям против территории другой из ее же собственной
прибрежной зоны. Американский вариант этой модной концепции так
и называется "Вперед... с моря" ("Forward... from
Sea"). Разумеется, в России не могут не учитывать подобные
планы зарубежных стратегов. Вот почему корветы проекта 20380,
несомненно, станут одним из элементов защиты литоральных вод,
примыкающих к нашей стране.
 |
Корвет "Стерегущий", пр. 20380.
Предполагаемый облик. |
Проект корвета "Стерегущий" разработан коллективом
санкт-петербургского Центрального морского конструкторского бюро
(ЦМКБ) "Алмаз". Это бюро всегда бралось за решение самых
сложных задач и делало ставку на передовые технологии. Первые
в мире ракетные катера - детища "Алмаза". Не имеющие
аналогов десантные и ракетные корабли на воздушной подушке тоже
родились в стенах этого бюро. У "Алмаза" - значительный
опыт проектирования кораблей классов "фрегат" и "корвет".
На тендер, организованный российским ВМФ, ЦМКБ представило восемь
вариантов проектных решений перспективного корвета и одержало
верх. При этом чашу весов в пользу "Алмаза" склонили
не только тактико-технические характеристики корабля, но и экономические
показатели - относительно скромные затраты на его строительство.
Водоизмещение корвета проекта 20380 - около 2000 тонн, длина -
100 метров, ширина - 13. Главная энергетическая установка - дизельная,
которая позволит развивать скорость до 30 узлов. Во многом она
достигается за счет оптимизации обводов корпуса. В результате
длительных исследований, опытов и испытаний в ЦНИИ им. академика
А.Н. Крылова удалось придать корпусу форму, значительно снижающую
сопротивление движению. Здесь сыграл свою роль и огромный "катерный"
опыт "Алмаза".
- На тщательную отработку кораблестроительных элементов были затрачены
серьезные усилия, - говорит начальник -генеральный конструктор
ЦМКБ "Алмаз" Александр Шляхтенко. - Корвет проекта 20380
- корабль нового поколения, и он должен соответствовать требованиям
не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
Особое внимание уделено снижению заметности и повышению живучести.
На корабле найдут широкое применение элементы технологии "стелc".
Они касаются не только средств уменьшения вторичного радиолокационного
поля, но и акустической, инфракрасной, магнитной и визуальной
заметности. Архитектура корпуса и надстройки, использование новых
конструкционных материалов - все для достижения этой цели. Для
снижения шумности используются амортизированные платформы, на
которых размещаются двигатели в одном пакете с редукторами, а
дизель-генераторы "подвешиваются" ко второй палубе.
Практически на новой элементной базе строится электронная начинка
корвета. Разнообразные средства командных и боевых постов интегрированы
в единую автоматизированную систему, позволяющую оценивать обстановку
и принимать решения в реальном масштабе времени. Кроме всего прочего,
эта система позволяет сократить численность экипажа примерно до
100 человек, что в свою очередь дает возможность улучшить обитаемость,
то есть повысить качество жизни личного состава.
В этой связи нельзя не сослаться на начальника 1-го Центрального
научно-исследовательского института МО РФ контр-адмирала Игоря
Захарова, который на пресс-конференции по случаю закладки "Стерегущего"
сообщил, что строительство серии корветов проекта 20380 рассматривается
руководством Министерства обороны и командованием Военно-Морского
Флота как комплексная программа, предусматривающая организацию
новой системы базирования кораблей, подготовки их экипажей, а
также материально-технического и продовольственного обеспечения.
Сейчас на уровне центрального продовольственного управления МО
РФ уже составляется меню для будущих членов команд корветов, поскольку,
по словам И. Захарова, "комплексы оружия и вооружения, да
и сами корабли не допускают практики снабжения, которая существовала
прежде". Из этих высказываний можно сделать вывод, что экипажи
корветов будут полностью комплектоваться контрактниками.
О вооружении корветов создатели корабля, по понятным причинам,
говорят не особенно охотно. Однако известно, что "Стерегущий"
будет оснащен 100-мм универсальной автоматической артиллерийской
установкой, способной вести огонь по надводным, воздушным и береговым
целям. Речь, очевидно, идет об АУ АК-190, точнее, ее модификации,
так как ее башня приобретет, судя по рисунку, распространенному
ЦМКБ "Алмаз", иную - "стелсовскую" - форму.
Противовоздушную и противоракетную оборону в ближней зоне обеспечат
зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Кортик"/"Каштан"
и два автомата АК-630М. Торпедные аппараты, "спрятанные"
в надстройке, предназначены для стрельбы противолодочными торпедами
и ракетами. Что касается ударного ракетного оружия, то оно на
первом корпусе будет состоять из двух четырехконтейнерных установок
противокорабельного комплекса "Уран", скрытых за стенками
надстройки между пирамидальной мачтой и дымовой трубой. - "Стерегущий"
мы оснастим достаточно хорошо отработанными системами оружия и
вооружения, чтобы корабль не ждал доводки новых образцов, - сказал
нам Александр Шляхтенко. - Однако модульный принцип конструкции
корвета позволит размещать в процессе строительства последующих
кораблей серии, а также при модернизации уже построенных более
совершенные комплексы ударного, зенитного и противолодочного оружия,
в том числе с использованием универсальных установок вертикального
пуска. Кроме того, состав оружия того или иного назначения может
быть изменен в зависимости от требований данного конкретного театра
и пожелания заказчика.
Вероятно, в перспективе корветы проекта 20380 получат ударный
противокорабельный комплекс "Оникс"/"Яхонт"
со сверхзвуковыми, высокоманевренными, помехозащищенными ракетами
большой дальности стрельбы, которые сейчас проходят испытания,
а также новый зенитный ракетный комплекс.
В корме корвета имеются взлетно-посадочная площадка для вертолета
и ангар для него. Винтокрылая машина предназначена для выполнения
широкого круга задач: разведки, целеуказания ударному ракетному
комплексу, атак по надводным кораблям собственным оружием, поиска
и уничтожения подводных лодок, ведения спасательных операций.
По плану "Стерегущий" должен быть передан флоту в 2005
году. Однако на церемонии закладки корвета Главком ВМФ адмирал
Владимир Куроедов попросил работников "Северной верфи"
сократить время строительства корабля на год. Эта просьба получила
отклик. Борис Кузык обещал уложиться в более сжатые сроки.
На той же церемонии Владимир Куроедов сообщил, что российский
ВМФ намерен приобрести не десять, как прежде предусматривалось,
а двадцать корветов этого типа. К кораблю присматривается и Федеральная
пограничная служба, а в ЦМКБ "Алмаз" ведется работа
по модификации корвета для нужд морских пограничников. У российского
корвета - значительный экспортный потенциал. Во всяком случае,
представители флотов ряда зарубежных государств уже выразили желание
поближе познакомиться с проектом корабля.
Итак, мы начали. Будем надеяться, что начало это будет добрым
и получит продолжение.
|