«Сторожеые
корабли проекта 50», В. И. Никольский,
Журнал Судостроение №1 '1995
Причин отказа от
крупносерийного строительства сторожевых кораблей проекта 42 можно
найти достаточно много, главное же, что для дозорной службы и охраны
небольших прибрежных конвоев требовались корабли меньшего водоизмещения.
Во всяком случае по личному указанию И. В. Сталина началась разраоотка
тактико-технического задания (TT3) на новый СКР полным водоизмещением
1200 т (пр. 50).
Совет Министров Союза ССР постановлением
от 20 июля 1950 г. утвердил это ТТЗ и обязал Министерство судостроительной
промышленности и Военно-морское министерство закончить разработку
эскизного проекта в сентябре п представить его на утверждение в СМ
СССР в октябре 1950 г. Разработку технического проекта завершить в
феврале и представить в СМ СССР в марте 1951 г. Приступить к постройке
головного корабля во II квартале 1951 г. и предъявить его к государственным
испытаниям в III квартале 1952 г.
Проектирование корабля началось
в ленинградском отделении вновь созданного ЦКБ-820, а с конца 1950
г. продолжилось в СКБ-194, которое выполнило технический проект. Начатую
здесь разработку рабочих чертежей с марта 1952 г. передали приказом
МСП в ЦКБ-820 (г. Калининград), усиленное переводом конструкторов
из Ленинграда. В дальнейшем, после сдачи головного корабля (начало
1955 г.) отработку рабочих чертежей серийных кораблей поручили ЦКБ-53
(Ленинград) куда из ЦКБ-820 перевели около 200 конструкторов. Впоследствии
(с конца 1958 г.) все конструкторские работы по пр. 50 передали заводу
№ 820 (сейчас завод «Янтарь»).
Предварительные проработки показали,
что уложиться в заданное водоизмещение можно лишь при линейном размещении
облегченной котлотурбинной установки. Для нее были созданы паровые
котлы с дутьем в топку типа KBГ 57/28, вертикальные с естественной
циркуляцией, развитой поверхностью нагрева, односторонним протоком
дымовых газов и двухфронтовым отоплением. Температуру перегретого
пара приняли умеренной (370°С), а рабочее давление — до 28 кгс/см2.
Эта новая конструктивная схема главного корабельного котла и была
положена в основу создания высокофорсированных малогабаритных котлов
для всех классов надводных боевых кораблей послевоенной постройки.
Тогда же была решена важнейшая задача последующей высокой форсировки
топки с увеличением ее тепловой нагрузки в три раза.
В ходе проектирования рассматривались
и варианты с вооружением, отличным от вооружения кораблей пр. 42.
Две носовые артустановкп Б-34-УСМ предполагалось заменить па одну
спаренную установку закрытого типа с теми же орудиями (ее разработкой
занималось тогда ОКБ-172), бомбометы МБУ-200 на МБУ-600 и 37-мм зенитные
автоматы на 25-мм. Однако в окончательном виде состав вооружения корабля
пр. 50 отличался от пр. 42 только уменьшенным количеством артиллерийских
установок Б-34-УСМ (с 4-х до 3-х), количеством труб торпедного аппарата
с 3-х до 2-х и уменьшением боекомплекта артиллерии па 15%. В процессе
рассмотрения эскизного проекта ВРИО военно-морского министра адмирал
А. Г. Головко утвердил предложение по замене четырех бомбометов БМБ-1
на четыре БМБ-2. Стандартное водоизмещение, полученное в эскизном
проекте, составляло 1059 т. В техническом проекте его величина возросла
до 1068 т.
В процессе рассмотрения технического
проекта, представленного комплектно и в срок, выяснилось, что на корабле
невозможно обеспечить храпение и использование боезапаса, снаряженного
ТГА (тротил-гексаген-алюминий) в точном соответствии с действующей
инструкцией. Пришлось менять инструкции, так как замена снаряжения
боезапаса представлялась маловероятной. Полученные при проектировании
дополнительные объемы цистерн дали возможность иметь такой запас топлива
(при наибольшем водоизмещении), который обеспечивал дальность плавания
технико-экономическим ходом почти 2000 миль. Серьезные опасения у
специалистов вызывало наличие па корабле всего одного испарителя котельной
воды. На заключительной стадии, при утверждении технического проекта,
все же приняли решение обязать СКБ-700 МСП по заказу МТУ ВМС разработать
в 1951 г. технический проект трехтрубного торпедного аппарата применительно
к кораблям пр. 50. В дальнейшем эти аппараты и устанавливались на
серийных СКР.
Главным конструктором СКР пр.
50 на начальном этапе проектирования был Д. Д. Жуковский, затем (в
СКБ-194) — В. И. Неганов, а с конца 1953 г. — Б. И. Купенский. Наблюдающим
от ВМС назначили сотрудника 1 ЦНИИ МО капитана 1 ранга В. С. Авдеева.
 |
Б.
И. Купенский (в центре) на испытаниях головного СКР
|
Технический проект СМ СССР утвердил
своим постановлением 31 августа 1951 г.
Головной сторожевой корабль пр.
50 (заводской № 1120), заложенный на стапеле завода № 445 (ныне завод
им. 61 коммунара) 20 декабря 1951 г. и получивший наименование «Горностай»,
был спущен па воду 30 июля 1952 г. Швартовные испытания начались 5
октября и закончились 12 января 1953 г. На следующий день корабль
ушел на ходовые испытания, продолжавшиеся до 1 июля, после чего был
предъявлен к государственным приемным испытаниям. Завершились они
только 30 июля 1954 г. За все время заводских и государственных испытаний
корабль имел 532 ходовых дня, прошел свыше 19000 миль и израсходовал
около 5800 т топлива.
Корабли пр. 50, как и пр. 42,
были гладкопалубпыми с значительной седловатостыо в носу, однотрубными,
с одной треногой мачтой и двумя надстройками. Носовые образования
корпуса по ватерлинии по сравнению с пр. 42. отличались более значительным
заострением (что по данным модельных испытаний мореходности должно
было существенно уменьшить брызгообразовапне), а шпангоуты выполнены
с развалом у верхней палубы. Корабль делился на 12 водонепроницаемых
отсеков поперечными переборками на 7, 12, 30, 45, 59, 80, 96, 117,
129, 144, 162 шп. Общая компоновка жилых и большинства служебных помещений
осталась аналогичной пр. 42. Ко всем боевым постам и помещениям, за
исключением бомбового погреба №6, мичманскою отсека и румпельного
отделения, был обеспечен доступ без выхода личного состава на верхнюю
палубу.
Рядовой и старшинский состав срочной
службы (147 чел.) размещался в пяти носовых и одном кормовом кубриках
(на серийных кораблях последующей постройки количество кубриков в
корме увеличилось до двух) 15 запасных мест предусматривалось на подвесных
койках. Десять офицеров (в последующем 11) размещались в 7 каютах.
В офицерских каютах имелось 4 запасных места для размещения флагманских
специалистов. Для 10 мичманов оборудовали 3 каюты и свою кают-компанию.
|
Сторожевой корабль пр.
50 (после модернизации 1959—1960 гг.): а —вид сбоку, б — вид
сверху, в —продольный разрез
|
В качестве основного материала
корпуса применили высокопрочную низколегированную сталь марки СХЛ-4
и броневую марки 48ПМ. Набирался он по продольной системе, с установкой
рамных шпангоутов, флоров и бимсов через 2— 3 шпации (1000—1500 мм).
Противоосколочной броней (толщина 7—8 мм) были защищены котельное
и машинное отделения в районе 79,5—117,5 шп. по ширстреку и двум последующим
поясьям нарушений обшивки, ходовая рубка, обвесы ходового мостика
и шиты артиллерийских установок. Весь корпус был электросварной за
исключением соединения ширстрека с палубным стрингером и съемных листов.
По результатам ходовых испытаний общая и местная прочность корпуса
СКР пр. 50 были признаны удовлетворительными, но после отстрела артустановок
главного калибра потребовались дополнительные подкрепления корпуса
в районе действия дульных газов. Кроме того, местная прочность днищевого
набора носовой оконечности в районе 33—71 шп. для плавания корабля
на волнении 6 баллов оказалось недостаточной, из-за возникавших остаточных
деформаций обшивки и набора. Вибрация кормовой оконечности на всех
ходах соответствовала временным нормам, утвержденным для пр. 50.
На ходовых испытаниях корабль
при нормальном водоизмещении 1134 т развил среднюю скорость хода 29,5
уз (386 об/мин.). Несмотря на пониженную частоту вращения винтов но
сравнению с пр. 42 так и не удалось избавиться от появления эрозии
на всасывающих сторонах лопастей у ступиц, кроме того сами винты из-за
большего диаметра (вследствие снижения частоты вращения) теперь выступали
за основную плоскость и габаритная осадка корабля стала больше, чем
у пр. 42 (около 3,5 м), что естественно ухудшало условия действий
корабля в мелководных акваториях. Были предусмотрены скуловые кили.
По результатам мореходных испытаний
(проведенных с 30 октября 1953 г. по 21 апреля 1954 г.) при волнении
до 4-х баллов скорость хода корабля и использование любых боевых и
технических средств ограничений не имели. При большем волнении скорость
хода из-за интенсивного забрызгивания и качки снижалась до 23 уз (6
баллов). При этом главная артиллерия могла использоваться с пониженной
скорострельностью только на скоростях хода до 16 узл, использование
торпедного, противолодочного и минного вооружения оказалось невозможным.
При наличии (как и в пр. 42) двух рулей диаметр циркуляции при нормальном
водоизмещении и наибольшем угле перекладки руля (30°) составил 6,1
— 6,9 длин корабля. Объяснение причин такого увеличения диаметра циркуляции
(в 1,5 раза) но сравнению с СКР пр. 42 в документах найти не удалось.
Таблица: Строительство
сторожевых кораблей пр. 50
Завод-строитель
|
Количество
СКР, сданныx флоту по годам
|
1954
|
1954
|
1954
|
1957
|
1958
|
1959
|
Всего
|
№
445, г. Николаев
|
8
|
6
|
6
|
—
|
—
|
—
|
20
|
№
820, г. Калининград
|
9
|
7
|
7
|
8
|
8
|
2
|
41
|
№
199, г. Комсомольск-на-Амуре
|
7
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
7
|
Итого:
|
24
|
13
|
13
|
8
|
8
|
2
|
68
|
Общая оценка маневренных и мореходных
качеств СКР пр. 50 была признана удовлетворительной. Мореходность
корабля по использованию оружия составляла 4 балла, хотя на волнении
вплоть до 6 баллов оставалось возможным использование артиллерийского
вооружения с некоторыми ограничениями.
Машинно-котельная установка располагалась
в трех смежных по длине корабля отсеках. В котельном отделении (80—96
шп.) стояли два котла КВГ-57/28, а в машинном (96—117 шп.) два турбозубчатых
агрегата ТВ-9 побортно и в третьем отсеке вспомогательных механизмов
(117— 129 шп.) — кормовая электростанция (два турбогенератора 7Д—7/1
по 150 кВт, стояночный дизель-генератор ДГ 25/1-1 (25 кВт), вспомогательный
котел и испарительная установка) там же располагалась и мастерская.
Резервный дизель-генератор ДГ-100/1 (100 кВт) размещался в носовой
электростанции (59—80 шп.). На корабле применялся трехфазный ток (220
В, 50 Гц). Каждый турбозубчатый агрегат ТВ-9 состоял из однокорпуспой
турбины переднего хода мощностью 10000 л. с., активно-реактивного
типа с расположенными в ней ступенями заднего хода, одпопроточного
конденсатора (расположенного под турбиной идодь её оси), двухступенчатой
двухопорпой зубчатой передачи и маневрового устройства. Агрегат ТВ-9
имел возможность пуска турбины из холодного состояния. В ходе проведения
госиспытаний серийных кораблей в турбинах периодически возникали поломки
рабочих лопаток. Специальная комиссия под председательством профессора
М. И. Гринберга видела причину этого в возникавших резонансных колебаниях
лопаток на полных ходах (переднем и заднем). Дело в том, что завод-изготовитель
и его СКБТ приняли повышенные (против ранее принимаемых в морском
турбостроении) допускаемые напряжения, но не смогли обеспечить конструктивно
и технологически качественное изготовление турбин. В апреле и сентябре
1954 г. специальным постановлением СМ СССР были определены меры, направленные
на устранение дефектов турбозубчатого агрегата ТВ-9, и введено временное
ограничение максимальной скорости хода до 25 уз. действовавшее до
1955 г. Однако и в дальнейшем имели место неисправности на этих ГТЗА.
Наведение артустапонок Б-34-УСМА
осуществлялось автоматически, при помощи дистанционного управления
и вручную. Дальность стрельбы по горизонту составляла 121,0 кб, досягаемость
по высоте 15000 м. Начальная скорость снаряда достигала 900 м/с, л
скорострельность—15 выстр./мин и боезапас на ствол 220 выстр. (20
в кранцах первых выстрелов). При испытании этих установок на корабле
серьезных замечаний не было, однако как и на СКР пр. 42 направляющий
лоток в ходе эксплуатации прогибался, а гильзоотражатель не всегда
обеспечивал свободное выпадение гильз.
Для управления их стрельбой использовалась
система ПУС «Сфера-50» с системой дистанционного управления СССП-50,
стабилизированным визирным постом СВП-42-50, с силовой наводкой АСП-50,
системой гиростабилизации «Компонент». Пост СВП-42-50, совмещенный
с антенным постом РЛС «Якорь», располагался на крыше штурманской рубки
на высоте 14,5 м от ватерлинии. Дальность действия оптического дальномера
по морской цели достигала 126 кб. Дальность действия РЛС «Якорь» по
морской цели—180 кб, а по воздушной до 165 кб. Результаты испытаний
показали, что СВП-42-50 надежно обеспечивал наведение орудий по морским
и воздушным целям. Однако быстрый поиск и захват воздушной цели схема
целеуказания по длительности работного времени ПУС (34—40 с) не обеспечивала.
Испытания зенитных автоматов В-11
прошли успешно. Установленный на головном корабле двухтрубный торпедный
аппарат ДТА-53-50 предназначался для стрельбы только прямоходными
парогазовыми торпедами типов 53-38, 53-39, 53-39У, 53-51.
 |
СКР пр.
50 выходит в море
|
Как торпедное, так и противолодочное
вооружение особых замечаний на испытании корабля не получили. Наличие
установки МБУ-200 с приборами управления
ПУСБ-24 «Девиз» существенно повышало возможности СКР пр. 50 по ПЛО
по сравнению с СКР пр. 42.
Новым в радиотехническом вооружении
корабля по сравнению с СКР пр. 42 было принятие в качестве РЛС обнаружения
надводных целей РЛС типа «Линь», которая могла обнаруживать низколетящие
самолеты и гидроакустической станции (ГАС) «Пегас-2». При скорости
хода около 20 уз она могла обнаруживать ПЛ. находившуюся па перископной
глубине на дальности 14 кб. а якорные мины и минные поля — 7 кб (по
техническим условиям—3 кб).
Несмотря на постоянные аварии
в ГЭУ из-за поломок лопаток ГТЗА строительство кораблей пр. 50 шло
довольно быстро и к 1958 г. на трех заводах было построено 68 ед.
Они имели как наименования, так и просто литерно-цифровые обозначения.
Таким образом, в отечественном флоте впервые была построена такая
крупная серия сторожевых кораблей.
В процессе постройки или при модернизации
на многих кораблях менялось вооружение. Так, РЛС «Гюйс-1М4» заменили
на РЛС «Фут-Н», РЛС «Якорь» — на РЛС «Якорь-М», РЛС «Линь» — на РЛС
«Нептун-М», ГАС «Пегас-2» — на «Пегас-ЗМ». На кораблях пр. 50. модернизированных
по варианту ПЛО, вместо снятых бомбометов были установлены две РБУ-2500
с общим боекомплектом 128 РГБ-25. В связи с изменениями вооружения
менялись и составляющие нагрузки масс. Для поддержания остойчивости
на заданном уровне на кораблях последних модификаций и на модернизируемых
пришлось размещать твердый балласт.
СКР пр. 50 (типа «Горностай»)
стали в отечественном ВМФ надводными кораблями второго (после ЭМ пр.
30-бис) типа, которые поставлялись в дружественные страны: Болгарию.
Финляндию, Индонезию. В настоящее время все корабли пр. 50 выведены
из боевого состава отечественного ВМФ.