|
В одном из номеров "Морского сборника" за 2002
год прошла заметка о том, что для разделки на металл на
СРЗ "Нерпа" под Мурманском из Ара-губы отбуксирована
находившаяся там на отстое с 1990 года атомная подводная
лодка К-19. Между тем, за строками журнальной заметки -
финал судьбы первенца советского атомного ракетного подводного
флота, той самой "Хиросимы", о которой столько
было написано и правды, и небылиц и из-за которой как минимум
дважды весь мир стоял на грани ядерной катастрофы. А начиналось
все это так.
В середине 50-х годов минувшего века в СССР были начаты
работы по проектиованию первого советского атомного подводного
ракетоносца, предназначенного для нанесения ракетных ударов
баллистическими ракетами по военно-морским базам, важным
промышленым и другим объектам "вероятных противников"
(т.е. США и стран НАТО), расположенным на удалении от морского
побережья. Проектирование осуществляло ЦКБ-18 (впоследствии
- ЦКБ "Рубин"), под руководством главного конструктора
С.Н. Ковалева. Ради сокращения сроков создания ракетоносца
проектанты сразу, уже в сентябре 1956 года приступили к
разработке технического проекта, минуя этап эскизного проектирования.
Проще говоря, ПЛАРБ создавалась на базе готового проекта
многоцелевой атомной
ПЛ проекта 627 и представляла собой фактически ее модификацию
с врезанным ракетным отсеком на три пусковые установки баллистических
ракет. Первоначально это должны были быть ракеты Р-13 с
надводным стартом. Из-за больших размеров эти ракеты размещались
в рубке, размеры которой в итоге превышали все допустимые
с гидродинамической точки зрения пределы (в НАТО лодки этого
типа условно отнесли к типу "Hotel").
Сегодня со всей прямотой и откровенностью можно сказать,
что первый советский ракетный атомоход существенно проигрывал
первым американским ядерным ракетоносцам во многих отношениях.
Так, обладая несколько лучшей боевой живучестью, более высокой
надводной и подводной скоростью хода, лодки 658 проекта
имели всего три баллистические ракеты против 16 даже на
первых американских ракетоносцах. К тому же, советские лодки
были более шумными, а значит и менее скрытными. Для пуска
своих ракет советским атомоходам не обходимо было всплывать
в надводное положение в зоне действия противолодочных сил
вероятного противника, а значит и подвергать себя дополнительному
риску. Правда, уже в 1958 г. было принято решение о последующем
перевооружении лодок по проекту 658М более современными
баллистическими ракетами комплекса Д-4 с подводным стартом.
Но все это было сделано много позже, во время очередных
ремонтов.
Головная лодка проекта, К-19, была заложена на заводе 402
в Северодвинске 17 октября 1958 года, спущена на воду 8
апреля 1959г. и вступила в строй 12 ноября 1960 г. Первые
успешные пуски ракет с борта К-19 были проведены в октябре
1960г. Вслед за К-19 вступили в строй другие лодки этого
типа.
В 1962 г. К-19 вместе с однотипными ей К-33 и К-55 составили
отдельную бригаду подводных лодок Северного флота. 4 июля
1961 г. во время проведения учений "Полярный круг"
на К-19 во время следования в заданный район Северной Атлантики
для проведения пуска ракеты после всплытия из-под арктического
льда произошла авария реактора левого борта с заклиниванием
главного и вспомогательного циркуляционных насосов.
 |
| "К-19", спасательная
операция. |
Экипаж лодки под командованием капитана 2-го ранга Н.В.Затеева
в кратчайшие сроки - всего за два часа сумел смонтировать
из подручных средств нештатную систему охлаждения аварийного
реактора и тем самым предотвратил его взрыв (Трудно даже
представить себе, каковы могли быть последствия такого взрыва
близ Исландии, почти на самой вершине Европы... Первой на
помощь аварийной атомарине пришел экипаж находившейся поблизости
дизельной лодки С-270 под командованием Ж.Свербилова. Подойдя
прямо к борту К-19, Ж.Свербилов сделал все от него зависящее,
чтобы оказать помощь атомоходу, даже пытался взять его на
буксир. Когда же это не удалось (был шторм), а уровень радиации
на К-19 многократнол превысил все мыслимые нормы, Свербилов
принял на борт экипаж аварийной лодки. Экипаж переходил
на С-270 голым, перодеваясь уже там, на свербиловской лодке.
Некоторые были с автоматами, которые, как вспоминают участники
тех событий, старпом С-270 отбирал и бросал за борт… Потом
подошли спешившие навстречу из Североморска эсминцы. Несмотря
на шторм, Свербилов пересадил на один из них, "Бывалый"
(наверное, с тех пор на этом корабле шутили, что на "Бывалом"
все бывало…) часть наиболее здоровых моряков, оставшихся
же пришлось доставить в госпиталь самому… Несмотря на усилия
спасателей, из экипажа К-19 14 моряков скончались от переоблучения,
многие получили большие дозы радиации. Аварийную лодку привели
в базу спасательные суда СС-21 и "Алдан". После
аварии лодку отремонтировали, вырезав и заменив оба реактора
на новые (старые затопили близ Новой Земли вместе с находящимся
в них ядерным топливом). 26 февраля 1964г. лодка вновь вступила
в строй. После этой аварии К-19 получила у моряков неофициальное
название "Хиросима" и репутацию несчастливого
корабля. В 1968-69гг. К-19 прошла модернизацию по проекту
658М и летом 1969г. первой в ВМФ СССР выполнила подводный
пуск БР Р-21.
15 ноября 1969г. К-19, вышедшая в район полигона боевой
подготовки Северного флота, в подводном положении столкнулась
с на траверзе мыса Териберский с американской АПЛ "Gato",
осуществлявшей в советских водах разведку, ударив ее в борт.
Лишь по счастливой случайности (К-19 шла малым ходом) все
завершилось в общем благополучно.
 |
| "К-19" в отстое,
1996г., Полярный. |
24 фераля 1972г. во время несения боевой службы, находясь
в районе к северо-востоку от Нью-Фаундленда, К-19 пережила
очередную аварию. Пожар, возникший в машинном отделении,
унес жизни 28 членов экипажа. Еще 14 человек, блокированных
в кормовом отсеке без продовольствия и воды, в условиях
полной темноты держались почти месяц, пока аварийный корабль
обнаружили спасательные суда "Атаган" и "Бештау",
а также буксир СБ-38 и 2 апреля 1972г. довели его до своей
базы в Гаджиево. После этого случая К-19 вновь отремонтировали
на СРЗ "Звездочка" и с 5 ноября 1972г. она вновь
продолжала нести боевую службу наравне с новыми атомоходами.
25 июля 1977г. К-19 была переклассифицирована в Большую
ПЛ, а 26 июля 1979г.- в ПЛ связи. В период с 1977 по 1983гг.
лодка прошла модернизацию по пр.658С, а 19 апреля 1990г.
по условиям советско-американского Договора ОСВ-1 была исключена
из состава флота и поставлена на отстой сначала в губе Сайда
(Гаджиево), а позже - на прикол в губе Ара (Видяево). Время
разборки К-19 странным образом совпало с разборкой там же
К-141"Курск".
|