Крейсера этого типа спроектированы в Великобритании фирмой
Армстронга, но построены в Испании. Хотя они создавались
как вариант британских крейсеров типа "Е", из-за изменений
в составе вооружения, торпедных аппаратов и других деталей,
они существенно превосходили прототип. В целом весьма удачные
корабли, их единственным недостатком были открытые орудийные
установки - две одинарных и три спаренных. Красивые, быстроходные
и хорошо вооруженные для своего водоизмещения, в начале
Гражданской войны в Испании они имели большую ценность для
любого флота.
Избрание прототипа - британского типа "Е" было следствием
продолжающейся связи судостроительного концерна SECN с английскими
оружейными фирмами "Армстронг", "Виккерс" и "Джон Браун".
Спроектированные Филиппом Уоттсом, крейсера в целом были
подобны британскому образцу, но в ряде внутренних и внешних
деталей отличались от него. Система броневой защиты была
полностью аналогична типу "Е". Энергетическая установка
развивала ту же мощность, но имела другую компоновку - котлы
были размещены в двух отделениях впереди машинных отделений,
что позволило сократить количество труб до двух. Это придало
крейсерам красивый и стремительный внешний вид. Главное
вооружение состояло из 152-мм (6") орудий Виккерс-Каррака
длиной в 50 калибров, установленных в трех спаренных и двух
одинарных установках в диаметральной плоскости. Угол возвышения
всех установок составлял 35 градусов. Одинарные установки
находились на позициях A и Y в оконечностях, спаренные -
B, Q, X в возвышенных позициях на носу и корме и в середине
корпуса. Зенитная артиллерия дальнего боя состояла из четырех
102-мм пушек в одинарных установках. Две 47-мм пушки Гочкиса
и пулеметы составляли легкую зенитную артиллерию. Четыре
трехтрубных торпедных аппарата устанавливались на верхней
палубе побортно. Первоначально не было никакого авиационного
вооружения.
Три корабля были заказаны согласно Морскому закону от 17
февраля 1915 г. ("Программа Миранды"), но их строительство
было задержано из-за событий Первой мировой войны. В результате
головной корабль ("Принсипе Альфонсо") был заложен только
в начале 1917 г., а два других - "Альмиранте Сервера" и
"Мигель де Сервантес" - спустя значительное время по окончании
войны, соответственно в 1922 и 1926 гг.
В 1940-х гг. на "Альмиранте Сервера" 102-мм и 47-мм пушки
были заменены на 4 105-мм и 8 37-мм немецких зениток. 105-мм
пушки в одноствольных установках располагались на местах
прежних четырехдюймовок, 37-мм полуавтоматические пушки
располагались в четырех спарках. Вероятно, первоначально
планировалось установить 8 105-мм зенитных пушек в спарках
на главной палубе, но это так и не было осуществлено. Позже
было добавлено 4 20-мм автомата. 12 торпедных аппаратов
сохранялись в течении всей службы крейсера. Треногая грот-мачта
была заменена на однодеревку, были реконструированы приборы
управления огнем. В середине 1950-х гг. 105-мм зенитные
орудия заменили на 37-мм автоматы. Внешний вид носовой надстройки
остался прежним. "Альмиранте Сервера" не получил авиационного
вооружения.
На двух однотипных крейсерах реконструкции подверглось
главное вооружение. Установку Q в середине корпуса сняли,
на ее месте были установлена катапульта и кран. Они обслуживали
один самолет He-114, из числа переданных Германией во время
Гражданской войны и позже. Одинарные установки были заменены
спаренными, таким образом общее количество орудий осталось
прежним, но их расположение изменилось. Ширина надстройки
в середине корпуса была уменьшена, на освободившемся пространстве
верхней палубы установили четыре спарки 100-мм зенитных
орудий. Эти пушки довольно скоро сняли, и взамен их установили
37-мм автоматы в спаренных установках. Легкое зенитное вооружение
после модернизации составило 8 спаренных 37-мм и 5 счетверенных
20-мм автоматов. Мостик и носовая надстройка подверглись
перестройке, грот-мачта, по примеру "Альмиранте Серверы",
была заменена на однодеревку.
***
"Принсипе Альфонсо" - "Либертад" - "Галисия"
"Принсипе Альфонсо" (названный в честь наследника престола)
в начале службы совершил несколько заграничных походов с
королем Альфонсо XIII на борту - в Гетеборг в 1928 г., в
Киль в 1930, в средиземноморские порты Франции и Италии,
на Мальту. В 1931 г., после провозглашения республики, бывший
король на крейсере отправился за границу. Тогда же "Принсипе
Альфонсо" был переименован в "Либертад".
В начале войны "Либертад" вместе с "Мигелем де Сервантесом"
и линкором "Хайме I" находился в Эль-Ферроле, где получил
приказ следовать в Кадис. Офицеры корабля колебались в выборе
политической ориентации. В это время команды самовольно
захватывали корабли, арестовывали офицеров. После приказов
от центрального правительства флот, сохранивший верность
республике, был сконцентрирован в Танжере.
В течение Гражданской войны "Либертад" служил в составе
республиканского флота, базируясь, главным образом, на Картахену.
Он был наиболее активным из крупных кораблей республиканского
флота и действовал с наибольшей интенсивностью. Флагман
флота в течение всей войны, "Либертад" участвовал во всех
операциях.
"Либертад" возглавлял республиканские силы в бою у мыса
Палос в марте 1938 г., закончившемся потоплением "Балеареса".
18 апреля 1938 г. крейсер получил повреждения во время налета
националистской авиации и простоял в ремонте 3 месяца. Когда
поражение республики стало очевидным, "Либертад" во главе
флота перешел в Бизерту, где был интернирован до передачи
Франко в апреле 1939 г. и переименован в "Галисию".
В 1940-х гг. крейсер прошел модернизацию и служил до 1970
г. 2 января 1970 г. "Либертад" был исключен из состава флота,
и в марте 1972 г. продан на металлолом, став таким образом
самым старым из своих систершипов.
"Альмиранте Сервера"
Первым походом крейсера, названного в честь командующего
испанским флотом в испано-американской войне, было плавание
в Гавану в 1929 г. В начале Гражданской войны корабль перешел
в Эль-Ферроль, где стал флагманом адмирала Морено, и присоединился
к Националистическому движению. В то время крейсеру требовался
ремонт котлов - он мог развивать только 23 узла, хотя считалось
возможным при острой необходимости привлекать его к сопровождению
конвоев. Крейсер активно действовал в течении всей войны,
часто вместе с "Канариасом", и принял участие во многих
операциях. 26 июля 1936 г. "Альмиранте Сервера" прибыл в
Хихон для оказания поддержки изолированному националистическому
гарнизону. В операции в Гибралтарском проливе 29 ноября
1936 г. он повредил республиканский эсминец "Гравина", который
укрылся в Касабланке. В следующие месяцы вместе с линкором
"Эспанья" и эсминцем "Веласко" (единственный эсминец, примкнувший
к франкистам) крейсер обстреливал и пытался блокировать
контролируемое республиканцами побережье на севере. Когда
республиканский флот совершал свой так называемый "Северный
поход", "Канариас" и "Альмиранте Сервера" осуществляли блокаду
Гибралтарского пролива. 22 февраля 1938 г. крейсер был тяжело
поврежден попаданиями бомб с республиканских самолетов.
В ночь с 25 на 26 марта 1938 г. крейсер был атакован республиканской
субмариной "С1", но неудачно. После Гражданской войны "Альмиранте
Сервера" не был модернизирован так кардинально, как однотипные
корабли, но служил до середины 60-х гг. Он был выведен из
состава флота в 1966 г. и разобран в 1970-м году.
"Мигель де Сервантес"
Последний в своем типе. Служба крейсера в мирное время
до начала Гражданской войны была ограниченной сравнительно
с систершипами. После начала войны "Мигель де Сервантес"
остался в составе республиканского флота и 22 ноября 1936
г. неподалеку от Картахены был торпедирован итальянской
подводной лодкой "Торричелли", фиктивно переданной франкистам
под названием "Генерал Мола". Поврежденный крейсер был отбуксирован
в Картахену. Для ремонта корабля в Картахене пришлось удлинять
сухой док, оказавшийся слишком коротким для "Сервантеса".
В ходе ремонта крейсер получил новые повреждения от воздушного
налета франкистской авиации, в результате чего он вошел
в строй только в марте 1938 г. На завершающем этапе Гражданской
войны крейсер фактически бездействовал, пока не перешел
для интернирования в Бизерту в марте 1939 г. В конце 1942
г. крейсер стоял на приколе в Эль-Ферроле, где в мае 1943
г. был тяжело поврежден в результате сильного пожара. Позднее
крейсер прошел модернизацию. В июне 1953 г. "Мигель де Сервантес"
представлял Испанию на Параде в Спитхеде по случаю коронации
королевы Великобритании Елизаветы II. Крейсер был списан
в 1958 г. и продан на слом в апреле 1964 г.
|